Слайд 1Николай Васильевич Гоголь
1809 - 1852
Слайд 2Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности.
Видишь и слышишь их…
В.Г. Белинский
Слайд 3Родители Николая Васильевича
Мария Ивановна
Василий Афанасьевич
Слайд 4Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда
Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла в возрасте четырнадцати лет. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).
Слайд 5Имение родителей Гоголя в Васильевке
Слайд 6Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька,
краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. .В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал частные уроки.
Слайд 7В 1832 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
основанная на украинском народном творчестве – песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словамПушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.
Слайд 8Повесть «Тарас Бульба».
Историческая повесть Гоголя изображает богатырский характеры Тараса, Остапа и
других запорожских казаков. Писатель не стремится к соблюдению исторической точности. Его Тарас близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности.
Слайд 9Повесть полна восхищения перед мужеством народа и его героической борьбой за
независимость и свободу родины.
Слайд 10
Все три всадника ехали молчаливо…
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…
Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
Слайд 11В бою он проявил мужество, храбрость, действовал смело и хладнокровно, был
хорошим стратегом. Андрий дрался «с запальчивым увлечением», отваживался на такие действия, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный Остап. Отец гордился своими юными войнами. Неожиданно Андрий предал отца, брата и всех «козаков».
Увидев, как его сын выезжает из ворот города вместе с польскими витязями, застрелил предателя. Остапа захватили в плен, и под пытками он умер. Потеряв обоих сыновей, Тарас Бульба не сник, а продолжал сражаться за национальное освобождение Украины.
Попав в плен к польским витязям, задыхаясь на костре, Тарас Бульба с гневом и презрением к врагам произнёс: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Тарас Бульба - сильный, мужественный и отважный «козак», отдавший свою жизнь и жизни своих сыновей за свободу и независимость Украины от польских и литовских феодалов. Погиб Тарас Бульба с верой в торжество свободы и «националь-
ной независимости Украины.
Слайд 12
В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические
характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писательВ центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульба» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас БульбаВ центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульба» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характерВ центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульба» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою (стр. 250 - 252). У Тараса было два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», - говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь.
Вскоре «козаки» напали на город Дубно, которым правили польские феодалы, в котором, по слухам, «было много казны, богатых обывателей». Первый бой «козаки» выиграли, но в город войти не смогли и готовились ко второму бою. Остапа избрали атаманом Уманского куреня. Казалось, что ему «был на роду написан битвенный путь».
Слайд 13Картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Фосфоресцирующий свет отразился от зеркальной
глади Днепра и разлился вокруг, погрузив землю в таинственный и волшебный мир. И вся природа замерла, завороженная красотой этой картины. Величественный и торжественный покой опустился на землю, напоминая о вечности мироздания и непреходящей красоте.
Слайд 14Фосфоресцирующий свет отразился от зеркальной глади Днепра и разлился вокруг, погрузив
землю в таинственный и волшебный мир. И вся природа замерла, завороженная красотой этой картины. Величественный и торжественный покой опустился на землю, напоминая о вечности мироздания и непреходящей красоте.
Слайд 151 января 1852 Гоголь сообщает одному из своих знакомых, что 2-й
том «совершенно закончен». Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса преследующей Гоголя болезни, которая так и не была врачами диагностирована. Толчком к тому послужила смерть Е.М.Хомяковой, человека, духовно близкого Гоголю, сестры Н.М.Языкова. Писателя терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемые вновь усиливающимися сомнениями в благотворности собственного литературного поприща. В конце января — начале февраля он встречается с приехавшим в Москву своим духовником священником Матвеем Константиновским, человеком строгого церковного духа, оказывавшем определяющее влияние на последний этап внутренней жизни писателя.
Слайд 16Содержание их бесед осталось неизвестным, однако есть свидетельства о том, что
о. Матвей мог посоветовать Гоголю уничтожить часть глав поэмы из-за их потенциального вредного влияния на читателей. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись второго тома (сохранились лишь пять глав разных черновых редакций). Последние дни жизни Гоголь проводит в чрезвычайно строгом посте и молитве. 21 февраля утром 1852 умирает в своей последней московской квартире в доме Талызина.
Слайд 18Смерть Гоголя вызвала в русском обществе глубокое потрясение. От университетского домового
храма Св. мученицы Татианы, где отпевали писателя, до места погребения гроб несли профессора и студенты университета. На надгробном памятнике Гоголю была высечена цитата из библейской книги пророка Иеремии, 20, 8: «Горьким словом моим посмеюся». Похоронен Гоголь был в Даниловом монастыре, в 1931 его останки перенесены на Новодевичье кладбище.