Презентация, доклад по литературе. Творчество Е.И.Замятина. Жанр литературной антиутопии. 11 класс.

Содержание

ХХ век – эпоха антиутопий Народная революция, на которую издавна уповали лучшие умы человечества, победила в самой большой стране мира, устояла в долгой кровопролитной войне – и не принесла

Слайд 1Жанр литературной антиутопии

Творчество
Евгения Ивановича
Замятина
(1884 - 1937)

Жанр литературной антиутопииТворчествоЕвгения Ивановича Замятина(1884 - 1937)

Слайд 2ХХ век – эпоха антиутопий

Народная революция, на которую издавна уповали лучшие умы человечества, победила в самой большой стране мира, устояла в долгой кровопролитной войне – и не принесла ни благополучия, ни свободы, ни счастья. Кроме того, ни одно предшествующее столетие не знало таких великих страхов, как ХХ век с его мировыми войнами, оружием массового поражения, лагерями смерти и экологическими катастрофами.
ХХ век – эпоха антиутопий        Народная революция, на которую издавна

Слайд 3«… чтоб сказку сделать былью»
Образ счастливой страны можно найти

всюду – от фольклора до литературы ХХ столетия.
Техника совершенна, человек и природа существуют в гармонии, люди образованны, благородны и трудолюбивы. Великая мечта! Человечество никогда с ней расставалось.
«… чтоб сказку сделать былью»  Образ счастливой страны можно найти всюду – от фольклора до литературы

Слайд 4Страна, которой нет…
Реальность – грязные коммуналки, изнурительные очереди за

самым необходимым, массовые аресты.
Страна, которой нет…  Реальность – грязные коммуналки, изнурительные очереди за самым необходимым, массовые аресты.

Слайд 6Зеркальное отражение утопии
Антиутопия – утопия наоборот. Здесь тоже рисуется

образ несуществующего мира, но не счастливого, а глубоко несчастного. Общество, изображённое в антиутопическом произведении, может быть нищим и голодным, но может и внешне процветать. Проблема заключена в другом – в мироощущении человека. Антиутопический мир античеловечен. В этом мире плохо – если не всем, то лучшим, способным критическим оценивать действительность.
Зеркальное отражение утопии  Антиутопия – утопия наоборот. Здесь тоже рисуется образ несуществующего мира, но не счастливого,

Слайд 7Первые русские антиутопии
«Путешествие из Петербурга в Москву » (глава

«Спасская Полесть»)А.Н.Радищева; «Город без имени» В.Ф. Одоевского; «Братья Карамазовы» (Легенда о Великом Инквизиторе) Ф.М. Достоевского; «Вечер в 2217 году» Н. Фёдорова; «Республика Южного Креста» В.Я.Брюсова.
Первые русские антиутопии  «Путешествие из Петербурга в Москву » (глава «Спасская Полесть»)А.Н.Радищева; «Город без имени» В.Ф.

Слайд 8Традиции литературной утопии
Построение текста, при котором в счастливый вымышленный

мир попадал путешественник извне. Местный проводник показывал ему благополучное общество и давал необходимые комментарии.
Традиции литературной утопии  Построение текста, при котором в счастливый вымышленный мир попадал путешественник извне. Местный проводник

Слайд 9Особенности литературной антиутопии
У антиутопии иной принцип организации текста. Чаще

всего её центральный герой – это не пришлец извне, а человек, живущий в изображаемом государстве. Читатель видит всё его глазами, знакомясь не только с социальным устройством, но и с мировосприятием граждан. Но герой антиутопии в силу тех или иных причин оказывается выброшенным из размеренного хода общей жизни. Его сомнения, страхи и поиски и дают толчок сюжету.
Особенности литературной антиутопии  У антиутопии иной принцип организации текста. Чаще всего её центральный герой – это

Слайд 10Высшая ценность – коллективизм
К личности коммунистическая идеология относилась

недоброжелательно, видя в ней скопище «пережитков капитализма». Двигателями прогресса объявлялись народные массы. Принадлежать к массе было почётно, противостоять ей – преступно.
Высшая ценность – коллективизм   К личности коммунистическая идеология относилась недоброжелательно, видя в ней скопище «пережитков

Слайд 11Советская пролетарская поэзия В. Кириллов «Мы»

Советская пролетарская поэзия В. Кириллов «Мы»

Слайд 12Бессмертный Маяковский

Бессмертный Маяковский

Слайд 13От «Я» к «Мы»

Нам не дано имён,
Детям станков и околиц.
Имя моё – Легион!
Имя моё – Комсомолец!
А. Безыменский

«Мы живём в дни удивительных явлений… Это интереснейшие, но в то же время и опаснейшие дни в личном крошечном смысле. Цену человеческой жизни и даже личности свели к нулю, тем выше мы подняли цену любого крошечного общественного явления».
Д. Фурманов
От «Я» к «Мы»

Слайд 14О чём антиутопия Евгения Замятина «Мы»?
Слово «мы» звучало для

одних угрожающе, для других – призывно. Выбор предстоял каждому: присоединиться к торжествующему «мы» или сохранить мятущееся «я». Именно об этом - антиутопия Евгения Замятина.
О чём антиутопия Евгения Замятина «Мы»?  Слово «мы» звучало для одних угрожающе, для других – призывно.

Слайд 15
Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди

своего времени и своего общества, поэтому положение настоящего писателя всегда… одно и то же: положение еретика.
Е. Замятин
Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди своего времени и своего общества, поэтому

Слайд 16«Мы»

«Мы» - самая моя шуточная
и самая серьёзная вещь.
Е.И. Замятин

В 1920 году Замятин написал антиутопический роман «Мы». Механизмы существования тоталитарного общества были проанализированы с математической точностью. О публикации такой книги в Советском Союзе невозможно было помыслить. Писатель сам перевёл свой труд на английский язык и передал берлинскому издательству; оттуда рукопись попала в Нью-Йорк, где была опубликована в 1924 году.
«Мы»

Слайд 17Знакомимся с романом «Мы»
Где и когда происходит действие?
В чём особенность построения

романа?
Как выглядит внешне Единое Государство?
Как устроен быт жителей Единого Государства?
Благодаря чему удалось создать «математически безоблачное счастье»?
Кто управляет Единым государством?



Знакомимся с романом «Мы»Где и когда происходит действие?В чём особенность построения романа?Как выглядит внешне Единое Государство?Как устроен

Слайд 18Мир Единого Государства
Это Государство возникло в результате Великой Двухсотлетней

войны между городом и деревней. Оно спасло 0,2 населения Земли от голода и кровопролития. Победив стихию любви, ЕГ избавило человечество от зависти, ревности и одиночества. Его граждане сыты, имеют крышу над головой, заняты полезным делом, а в свободное время имеют право на партнёра по выбору.
Мир Единого Государства  Это Государство возникло в результате Великой Двухсотлетней войны между городом и деревней. Оно

Слайд 19Благодетель ли?
Почему Благодетелю как культу «мы» поклоняются?
Является ли он олицетворением

«мы», или «мы» есть создание Его рук?
Почему происходит бунт, если жизнь организована рационально и счасливо?

Благодетель  ли?Почему Благодетелю как культу «мы» поклоняются?Является ли он олицетворением «мы», или «мы» есть создание Его

Слайд 20 Величественный унисон

В романе «Мы» поражает точность замятинского предвидения. Описание Дня Единогласия точно соответствовало духу так называемых «выборов» при социализме, когда все люди приходили проголосовать за одного-единственного кандидата, а высказаться против него означало чуть ли не поднять восстание.
Величественный унисон  В романе «Мы» поражает точность замятинского

Слайд 22Д-503
Что характеризует главного героя
как одного из «мы»?
а) отсутствие личностного начала;
б)

полное согласие со всем, что установлено в Едином Государстве?;
в) стремление отказаться от правил жизни Единого Государства, рождение души;
г) возврат к полному согласию с Единым Государством после Великой Операции.
Д-503Что характеризует главного героя как одного из «мы»?а) отсутствие личностного начала;б) полное согласие со всем, что установлено

Слайд 23Временная свобода от «мы»
«Заболевание» Д-503 проявляется в том, что

его охватывает любовь. Вместо того чтобы относиться ко всем женщинам одинаково, как к предмету физиологического удовольствия, он влюбляется в загадочную красавицу I-330. Она оказывается участницей подпольного движения и уводит возлюбленного в свободный мир за Зелёной Стеной.
Временная свобода от «мы»  «Заболевание» Д-503 проявляется в том, что его охватывает любовь. Вместо того чтобы

Слайд 24А можно ли без души?

А можно ли без души?

Слайд 25Неразрешимые противоречия
«Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили

иногда «душа в душу», «равнодушно», «душегуб», но душа…
- Это… очень опасно? – пролепетал я.
- Неизлечимо… »
Неразрешимые противоречия «Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда «душа в душу», «равнодушно», «душегуб»,

Слайд 26О чём предупреждал Замятин?
Роман «Мы» пророческий. С высоты нашего времени мы

можем указать, какими фактами пророчество подтверждается. Ещё М. Горький в пьесе «На дне» рассказал, как страшно потерять имя, Замятин подтвердил это, у Шолохова эта тема продолжается – во время войны у Андрея Соколова есть номер 331.
Обезличивание ведёт к потери имени, к дегуманизации общества, такой человек теряет цену, его легко можно убрать.
Автор призывает ценить каждого человека в отдельности, но не возвеличивать личность.
Если наука будет главнее души, фантазии, любви – это страшно.
О чём предупреждал Замятин?Роман «Мы» пророческий. С высоты нашего времени мы можем указать, какими фактами пророчество подтверждается.

Слайд 27Неоднозначное решение
Бездушный и несвободный мир Единого Государства, несомненно, античеловечен.

Но что противоречит ему? Мрачный фанатизм революционеров, для которых человек тоже ничего не значит. Ледяному порядку ЕГ противопоставлен кровавый хаос восстания. И то и другое страшно. Но история не знает третьего пути. Замятин не сочувствует цивилизации, обезличившей человека, но и не выступает на стороне беспощадной стихии. Для него важно одно – чтобы в людях сохранилась душа. В этом и есть смысл существования литературы.
Неоднозначное решение  Бездушный и несвободный мир Единого Государства, несомненно, античеловечен. Но что противоречит ему? Мрачный фанатизм

Слайд 28Музыка прозы
Каждую

фразу я сначала примерю десять раз в голове и уж потом отрежу и положу на бумагу ( Е. Замятин)
Роман «Мы» интересен не только с историко-философской, но и с художественной точки зрения. В нём реализовался зрелый талант Замятина, прозаика-орнаменталиста. Орнаментальной принято называть прозу, насыщенную изысканными стилистическими приёмами: простота, примитивизм, повторы, сбивающийся ритм, неполные предложения, любимое тире, «необязательные вводные слова».
Музыка прозы         Каждую фразу я сначала  примерю десять

Слайд 29Продолжение следует…
О. Хаксли «О дивный новый мир», Дж. Оруэлл

«1984»; Р. Брэдбери « 451 градус по Фаренгейту»; «Хищные вещи века» А. и Б. Стругацкие; «Москва 2024» В.Войнович; «Невозвращенец» А.Кабакова; «Кысь» Т.Толстой.
Продолжение следует…  О. Хаксли «О дивный новый мир», Дж. Оруэлл «1984»; Р. Брэдбери « 451 градус

Слайд 30Значение литературной антиутопии
Литературная антиутопия предупреждает: в слове «мы» скрыта

не только сила, но и агрессия; человек не должен терять собственного «я». «Я» – это мир чувств, привязанностей, «я» - это личная ответственность, на которой только и может держаться истинный, гуманный порядок.
Значение литературной антиутопии  Литературная антиутопия предупреждает: в слове «мы» скрыта не только сила, но и агрессия;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть