Презентация, доклад по литературе Технология развития критического мышления на уроках литературы

Содержание

"ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ" (ИСТИНА / ЛОЖЬ) Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Слайд 1ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 2"ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ" (ИСТИНА / ЛОЖЬ)
Этот прием может быть началом

урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).


Слайд 3И. С. Тургенев

И. С. Тургенев

Слайд 4Н. А. Некрасов

Н. А. Некрасов

Слайд 5Известно, что греки считали Сократа самым мудрым человеком на свете, хотя

сам он полагал, что умеет делать хорошо только одно: задавать вопросы, с помощью которых собеседники сами приходили к истине.
Известно, что греки считали Сократа самым мудрым человеком на свете, хотя сам он полагал, что умеет делать

Слайд 6«ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ
Научить учащихся думать над прочитанным, понимать произведение помогает

приём “толстых” и “тонких” вопросов. “Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.

«ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ Научить учащихся думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём “толстых” и “тонких” вопросов.

Слайд 7“Тонкие” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
“Толстые” вопросы

Вопросы, требующие

размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
“Тонкие” вопросыВопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.“Толстые” вопросы Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Слайд 8ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ

ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ

Слайд 9Шесть уровней мыслительных умений (таксоНОмия Блума) Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед

все ответы. (Дж. Тэрбер)
Шесть уровней  мыслительных умений (таксоНОмия Блума) Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж.

Слайд 10Американский психолог Бенджамин Блум (1913—1999).
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок

и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации.
Точка зрения, утверждающая, что человеческий мозг организует свое знание о мире в системы.
Американский психолог Бенджамин Блум (1913—1999).Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение

Слайд 11Уровни учебных целей
1. Знание
2. Понимание
3. Применение
4. Анализ
5.

Синтез
6. Оценка
Уровни учебных целей1. Знание 2. Понимание 3. Применение 4. Анализ 5. Синтез 6. Оценка

Слайд 12«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Слайд 15Н. С. Лесков «Старый гений»
2.Какие черты характера выделяет в ней автор

в 1 главе?

5.Считаете ли вы гением человека, «уладившего столь трудное дело»?

4.Подготовьте рассуждение на тему: «Кто виноват в страданиях героини»?

3.Почему Н. С. Лесков взял к рассказу слова Ларошфуко? (В чем смысл эпиграфа?)

1.Почему старушка решила выручить из беды «одного великосветского франта»?

6.В каких произведениях поднимаются проблемы, сходные с проблемами, затронутыми Н. С. Лесковым?





Н. С. Лесков «Старый гений»2.Какие черты характера выделяет в ней автор в 1 главе?5.Считаете ли вы гением

Слайд 16«Лови ошибку»
Это универсальный приём, который активизирует внимание учащихся и формирует:


умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.

«Лови ошибку»  Это универсальный приём, который активизирует внимание учащихся и формирует: умение анализировать информацию; умение применять

Слайд 17
Задание: какие слова и словосочетания вы встретили при изучении биографии

Н. А. Некрасова? Ненужное вычеркните.
Мать была строгая, деспотичная женщина.
Царскосельский лицей. Родовое имение Тарханы.
Ярославская гимназия.
В Грешнёво завязалась сердечная привязанность к русскому крестьянину.
Учащиеся создавали рукописный иллюстрированный журнал.
Рукописные журналы не создавались – учителя словесности мало.
интересовались литературой.
Отец хотел, чтобы сын поступил в Петербургский университет.
Для завершения образования он уезжает в Берлинский университет.
Счастливое обеспеченное времяпровождение.
Тяжёлая нужда.
Сочинял стихи, лёжа в гамаке. В университет поступил сразу.
Стал вольным слушателем.
Некрасов прочитал своё стихотворение «Дед Мазай и зайцы» -
В.Г.Белинский не одобрил.
Поэт воспевает в своих произведениях власть царя и его приближённых.
Поэт обращается к обыкновенному, простому человеку, воспевает его
быт и мысли.



Задание: какие слова и словосочетания вы встретили при изучении биографии Н. А. Некрасова? Ненужное вычеркните.

Слайд 18А счастье было так возможно, Так близко! (Пушкин) Вдохновение есть расположение души

к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. (Пушкин) В одну телегу впрячь не можно. (Пушкин) Коня и трепетную лань. (Пушкин) Глаголом жги сердца людей. (М. Ю. Лермонтов) Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы. (Пушкин) Здравствуй, племя младое, незнакомое! (М. Ю. Лермонтов) Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей. (Пушкин) Кто раз любил, тот не полюбит вновь. (Пушкин) Зло порождает зло. (Пушкин) Совесть вернее памяти. (М. Ю. Лермонтов) Отчизна там, где любят нас. (М. Ю. Лермонтов) Грусть – жестокий властелин. (Пушкин) Приятели – не всегда друзья. (М. Ю. Лермонтов) Любовь, как огонь, - без пищи гаснет. (Пушкин)
А счастье было так возможно, Так близко! (Пушкин) Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно,

Слайд 19А счастье было так возможно, Так близко! (Пушкин) Вдохновение есть расположение души

к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. (Пушкин) В одну телегу впрячь не можно. (Пушкин) Коня и трепетную лань. (Пушкин) Глаголом жги сердца людей. (М. Ю. Лермонтов) Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы. (Пушкин) Здравствуй, племя младое, незнакомое! (М. Ю. Лермонтов) Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей. (Пушкин) Кто раз любил, тот не полюбит вновь. (Пушкин) Зло порождает зло. (Пушкин) Совесть вернее памяти. (М. Ю. Лермонтов) Отчизна там, где любят нас. (М. Ю. Лермонтов) Грусть – жестокий властелин. (Пушкин) Приятели – не всегда друзья. (М. Ю. Лермонтов) Любовь, как огонь, - без пищи гаснет. (Пушкин)
А счастье было так возможно, Так близко! (Пушкин) Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно,

Слайд 20 (РТВ – РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, ТРИЗ – ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ)

(РТВ – РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ,  ТРИЗ – ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ)

Слайд 21В процессе пересказа попросить ребят использовать предложения текста с описанием природы,

но при этом, для большей правдивости и убедительности, обязательны речевые формулы: “Я увидел...”, “Я почувствовал...”, “Меня восхитила...”.
В процессе пересказа попросить ребят использовать предложения текста с описанием природы, но при этом, для большей правдивости

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть