Слайд 1Внеклассное мероприятие:
Нравственные уроки рассказа
А.П. Гайдара "Совесть"
Автор: Исмайлова Менсулу Бахтыбаевна
учитель русского
языка и литературы
КГУ «Прииртышская СОШ»
Слайд 2Цель:
- Продолжить работу по воспитанию качеств Человека.
- развивать умение работать над
понятием;
Слайд 3Ұят деген – адамның өз бойындағы адамшылығы...
Абай Құнанбаев
Мен де қазақпын жарылған сүйек – еттен,
Менде ар бар, менде ой бар жан тебіренткен.
Халқымның қарапайым бір ұлымын,
Жанымды арым үшін құрбан еткен.
Бауыржан Момышұлы
Слайд 4Раскаяние
И я, из-за парты вставая,
Учителю правду сказал
И просил его очень, рыдая,
Чтобы
строго меня наказал!
Слайд 5Зеркало - где отражается душа.
Способность отделить, добро от зла.
Это в душе
- зажженная свеча.
Возможность честно, посмотреть в глаза.
Слайд 6- А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?
Слайд 7вина
стыд
огорчение
Тяжесть на душе
грусть
Слайд 8
Разгадав кроссворд, сделайте предположение, о чём мы будем говорить на уроке.
Кроссворд.
1.Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
2.Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
3.Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
Слайд 94.Недоброе чувство, мысль или дело.
5.Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам,
сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
6.Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
7.Состояние полной, высшей радости.
Слайд 11Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.
- Какие вопросы мы поставим перед
собой, что мы хотим узнать сегодня ?
Что такое совесть?
Нужна ли она человеку?
Что значит поступать по совести? Какая совесть бывает чиста?
Слайд 12О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по
его произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ А.П.Гайдара «Совесть».
Слайд 13 Кто такой Аркадий Гайдар?
Писатель –
Космонавт –
Учитель –
Не знаю –
Режиссёр –
Композитор –
Слайд 14
Аркадий Петрович Гайдар
22.01.1904 – 26.10. 1941;
настоящее имя Аркадий Петрович Голиков
советский детский писатель.
Слайд 15Ранние годы
Родился в городе Льгов Курской губернии в семье учителя.
Детство провёл
в Арзамасе.
В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда еще мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой.
Слайд 17В декабре 1924 года Гайдар ушел из армии по болезни (после
ранения и контузии). Начал писать.
"В дни поражений и побед".
Так называлась первая повесть Голикова, но еще не Гайдара. Подпись "Арк. Гайдар" появилась и стала известной на страницах пермской газеты "Звезда".
Слайд 20 Аркадий Петрович
оставил ребятам замечательную книгу «Тимур и его команда».
Эта книга была написана в 1940 году.
Обложка книги
Слайд 22Чтение с остановками.
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила
не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Остановка 1.
Почему Нина решила не идти в школу?
- Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?
Понимала ли Нина, что поступает плохо?
- Так почему Нина не пошла в школу?
Слайд 23Нина
Фиксируется в кластере. Заполнение кластера.
Слайд 24Остановка 2.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она
побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
Слайд 25-Что делала девочка в роще?
- Переживала ли она, что не
пошла в школу?
Как Нина подшутила над мальчиком?
- Почему она решила, что он прогульщик?
Слайд 27Остановка 3.
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел
на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
- Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?
Слайд 28Остановка 4.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать
под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
1940
Слайд 29– Каким был мальчик, которого встретила Нина?
Оцените поступок Нины.
- Что чувствовала
Нина после того, как проводила малыша?
- Почему Нина заплакала?
Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»?
Слайд 30- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей
помог? Что ей помогло?
III Рефлексия.
- О ком рассказ? - О чем рассказ?
Что хотел сказать нам автор?
- Что, по-вашему, совесть?
Слайд 31Что такое Совесть
Совесть - это внутреннее ощущение человеком добра и зла.
Совесть
– внутренний советчик и судья.
Слайд 32Ұят деген – адамның өз бойындағы адамшылығы...
Абай Құнанбаев
Мен де қазақпын жарылған сүйек – еттен,
Менде ар бар, менде ой бар жан тебіренткен.
Халқымның қарапайым бір ұлымын,
Жанымды арым үшін құрбан еткен.
Бауыржан Момышұлы
Слайд 33Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей
совестью.
Повинную голову меч не сечет
Слайд 38– Что главное, скажите в человеке?
Слайд 39 «Синквейн»
Совесть
Вечная, мудрая
Спрашивает, учит, мучит
Главный судья
Слушай её
Слайд 40Памятка.
Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
1.Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
2.Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
3.Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
4.Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
Слайд 415.Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
1.Не берите чужого без
разрешения.
2.Не желайте никому зла
3.Не допускайте грубости
4.Во всём помогайте ближним
5.Будьте добрым человеком
-Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.
-Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?