Презентация, доклад по литературе Сопоставительный анализ произведения А.С. Пушкина Пиковая дама и одноименного рассказа Л. Улицкой

Содержание

Картина мира – исходный образ, лежащий в основе мировидения человека, являющийся результатом его духовной активности

Слайд 1Авторская концепция картины мира 19 в., рубежа 20 в.- 21 в.

(на примере сопоставительного анализа повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и одноименного рассказа Л.Е. Улицкой
Авторская концепция картины мира 19 в., рубежа 20 в.- 21 в. (на примере сопоставительного анализа повести А.С.

Слайд 2Картина мира – исходный образ, лежащий в основе мировидения человека, являющийся

результатом его духовной активности
Картина мира –  исходный образ, лежащий в основе мировидения человека, являющийся результатом его духовной активности

Слайд 3Авторское видение картины мира
позиция
взгляды
Жизненные ценности

Авторское видение картины мирапозициявзглядыЖизненные ценности

Слайд 4Объект исследования
Повесть А.С. Пушкина
«Пиковая дама»
Рассказ Л.Е. Улицкой «Пиковая дама»

Объект исследованияПовесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»Рассказ Л.Е. Улицкой «Пиковая дама»

Слайд 5Осмысление индивидуально – авторской картины мира через религиозный, философский аспекты мировосприятия

писателей 19 в., рубежа 20-21 вв.

Цель исследования:

Осмысление индивидуально – авторской картины мира через религиозный, философский аспекты мировосприятия писателей 19 в.,  рубежа 20-21

Слайд 6- проанализировать понятийные сферы (взаимоотношения, внешность, одежда, свойства характера, уклад жизни,

цветовой фон, пейзаж) персонажей произведений А.С. Пушкина, Л.Е. Улицкой. - рассмотреть механизмы построения сюжета художественных текстов; - определить основополагающие мотивы произведения; - выявить в художественных текстах ключевые понятия, формирующие основные концепты; - провести сопоставительный анализ повести А.С. Пушкина и одноименного рассказа Л.Е. Улицкой.

Задачи исследования:

- проанализировать понятийные сферы (взаимоотношения, внешность, одежда, свойства характера, уклад жизни, цветовой фон, пейзаж) персонажей произведений А.С.

Слайд 7Предмет исследования
Концепты
«Случай», «Рок», «Судьба»

Механиз
мы создания сюжета
приемы
Мотивная
структура

Предмет исследованияКонцепты «Случай», «Рок», «Судьба» Механизмы создания сюжетаприемыМотивная структура

Слайд 8Гипотеза: авторская концепция картины мира эпохи заложена в образной, мотивной структуре

произведения, механизме создания сюжета.
Гипотеза:  авторская концепция картины мира эпохи заложена в образной, мотивной структуре произведения,  механизме  создания

Слайд 9Игра – механизм, движущий сюжет.

Игра – механизм, движущий сюжет.

Слайд 10Случай – орудие Провидения
«Германн случайно очутился в одной из главных улиц

Петербурга, перед домом старинной архитектуры» ……На другой день «….Неведомая сила, казалось, привлекала его» к этому дому…. Лизавета Ивановна в этот миг случайно оказалась у окна – «нечаянно взглянула на улицу»
Случай – орудие Провидения«Германн случайно очутился в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры» ……На

Слайд 11« … у него профиль Наполеона, а душа мефистофеля»
Характеристика Германна

« … у него профиль Наполеона,  а душа мефистофеля»Характеристика Германна

Слайд 12Наполеон - воплощение стремления к власти, пример того, как человек может

возвыситься с самых низов.
Мефистофель - искуситель, обольститель, дьявол. Германн обольщает Лизу, пытается обольстить графиню.


Наполеон - воплощение стремления к власти, пример того, как человек может возвыситься с самых низов. Мефистофель -

Слайд 13Механизм игры
Герман
Графиня
Томская
фараон
Лиза
Орудие достижения цели

Механизм игрыГерманГрафиняТомскаяфараонЛизаОрудие достижения цели

Слайд 14Германн имитирует
риск игры в фараон,
хотя играет наверное.

Германн имитирует риск игры в фараон,хотя играет наверное.

Слайд 15Цели создания механизма игры
Обуславливает связь игры, азарта с потусторонним миром, Роком,

Фатумом.

Определяет потребность риска в обыденной автоматизированной жизни

Показывает жажду денег героем

Цели создания механизма игрыОбуславливает связь игры, азарта с потусторонним миром, Роком, Фатумом.Определяет потребность риска в обыденной автоматизированной

Слайд 16Пространственно – временное несоответствие текста
«Швейцар запер двери. Окна померкли….
Ровно в половине

двенадцатого Германн ступил на графинино крыльцо и взошел в ярко освещенные сени. Швейцара не было».
Пространственно – временное несоответствие текста«Швейцар запер двери. Окна померкли….Ровно в половине двенадцатого Германн ступил на графинино крыльцо

Слайд 17Связь Германна с потусторонним миром

Связь Германна  с потусторонним миром

Слайд 18Мотив «оживления» в повести

Мотив «оживления»  в повести

Слайд 19Мотив «автоматизма»
Германн


Автоматизм
действий

Механизм соблазна
Лиза

Автоматизм реакции
«Он того и ожидал»

Мотив «автоматизма»ГерманнАвтоматизмдействийМеханизм соблазнаЛизаАвтоматизм реакции«Он того и ожидал»

Слайд 20Неподвижность циклических повторов
Победа автоматического мира
Игра пошла своим чередом
Германн сидит в сумасшедшем

доме и повторяет одни и те же слова

Лизавета Ивановна повторяет путь старой графини: «У Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница»

Томский повторяет обычный путь молодого человека – произведен в ротмистры и женился

Неподвижность циклических повторовПобеда автоматического мираИгра пошла своим чередомГерманн сидит в сумасшедшем доме и повторяет одни и те

Слайд 21Пиковая Дама рубежа 20-21 в.в.
«А матушка твоя – настоящая Пиковая

Дама. Пушкин с нее писал»
Пиковая Дама рубежа 20-21 в.в. «А матушка твоя – настоящая Пиковая Дама. Пушкин с нее писал»

Слайд 22«Пиковая дама означает тайную недоброжелательность» («Новая гадательная книга»)



Нарушение договора

Безнравственность

Наказание




Недоброжелательность


Нравственный механизм

«Пиковая дама означает тайную недоброжелательность»  	(«Новая гадательная книга»)Нарушение договораБезнравственностьНаказаниеНедоброжелательностьНравственный механизм

Слайд 23Безнравственный механизм в рассказе
Л.Е. Улицкой «Пиковая дама»
Повели
тельница
Нечеловеческое обаяние
«Ей была дана

тайная власть над людьми»

Служение окружающих Мур

Безнравственный механизм в рассказе Л.Е. Улицкой «Пиковая дама»ПовелительницаНечеловеческое обаяние«Ей была дана тайная власть над людьми»Служение окружающих Мур

Слайд 24Авторская концепция картины мира 19 в., рубежа 20 -21 в.в.
А.С. Пушкин

«Пиковая дама»
Германн



Германну никто не забыт

Зло наказано

Л.Е. Улицкая «Пиковая дама»

Злой индивидуализм Мур возведен в ранг бессмертных

Зло торжествует

Чувства Лизы

Труп графини

Авторская концепция картины мира 19 в., рубежа 20 -21 в.в.А.С. Пушкин «Пиковая дама»ГерманнГерманну никто не забытЗло наказаноЛ.Е.

Слайд 25Символ семейного Рока
Мотив бессмертия, пустоты, театральности

Символ семейного РокаМотив бессмертия, пустоты, театральности

Слайд 26«Терпеть» - «неметь» (лит.), «становиться неподвижным, оцепенелым» (лат.), «Умирать» (нем.)
«Нет ничего безвкуснее

долготерпения и самоотверженности»
А.С. Пушкин
«Терпеть» - «неметь» (лит.), «становиться неподвижным, оцепенелым» (лат.), «Умирать» (нем.) «Нет ничего безвкуснее долготерпения и самоотверженности»					А.С. Пушкин

Слайд 27Мир 19 в., рубежа 20-21 в.в.

Мир 19 в., рубежа 20-21 в.в.

Слайд 28Авторская картина мира
Приемы создания художественных образов
символика
Механизмы сюжета
Мотивы произведения

Авторская картина мираПриемы создания художественных образовсимволикаМеханизмы сюжетаМотивы произведения

Слайд 29Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть