Слайд 1Формальные изыски Серебряного века
Новаторские преобразования
Слайд 2Сонет Серебряного века
Вот уже более двух столетий живет сонет в русской
поэзии.
Есть некая магия в этой вроде бы случайно возникшей и заданной стихотворной форме, которая продолжает увлекать и поэтов и читателей.
Сонет непрост, но гармоничен и классически ясен и требует, как вообще настоящая поэзия, таланта, вдохновения, значительности мысли.
Сонет – эта лаконичная, строгая форма лирико-философского стихотворения, возникла в западноевропейской литературе, покорила литературу русскую и образовала свой особый мир.
Слайд 3Сонет - (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение
из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).
Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой — abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру.
Композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом (итал. volta), который в «континентальном» сонете приходится, как правило, на переход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете — чаще всего или на 8-й, или на 13-й стих; в ряде случаев, однако, этот перелом оттягивается поэтом, иной раз даже до 14-го стиха (например, в 71-м сонете Филипа Сидни, «Who will in fairest book of Nature know…»).
Слайд 4Основные структурные признаки классического сонета
Количество строк — четырнадцать;
количество строф — четыре
(два катрена, два терцета);
повторяемость рифм;
система рифмовки:
перекрёстная или охватная в катренах;
разнообразная в терцетах;
размер — распространённый в поэзии:
голландской, немецкой, русской, скандинавских стран — пятистопный или шестистопный ямб;
английской — пятистопный ямб;
итальянской, испанской, португальской — одиннадцатисложный стих;
французской — александрийский стих.
Слайд 5
Дополнительные структурные признаки классического сонета
Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф;
интонационное различие
катренов и терцетов;
точность рифм, чередование рифм мужских и женских;
отсутствие повтора слов (кроме союзов, междометий, предлогов и т. п.).
Слайд 6
Вариации сонетного канона
На основе сонета построен ряд производных и усложнённых форм:
«венок
сонетов», состоящий из 15 сонетов, связанных друг с другом по определённой схеме;
онегинская строфа, представляющая собой сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах;
«опрокинутый сонет», в котором терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им;
«хвостатый сонет», в котором к произведению добавляется ещё один или несколько терцетов или дополнительная строка;
«половинный сонет», состоящий из 1 катрена и 1 терцета;
«безголовый сонет», в нем отсутствует первый катрен;
«сплошной сонет», написанный на двух рифмах;
«хромой сонет», с укороченными четвёртыми стихами в катренах.
Слайд 7«Венок сонетов»
"Венок сонетов" - это цикл из 15 стихотворений.
Пишется первый
сонет - "магистрал". Он будет пятнадцатым по счету.
Первый сонет начинается с той же строчки, что и магистрал, а заканчивается его второй строчкой.
Следующий сонет начинается второй строкой магистрала и заканчивается третьей. И так далее.
Предполагается, что все сонеты венка будут обладать одной и той же системой рифмовки - и при этом ни одна рифма не повторится.
Венки писали: В. Иванов, М. Волошин, В. Брюсов.
Слайд 8Онегинская строфа
Безмолвие
Я в жизни верую в значенье
Молитв, сокрытых тишиной,
И в то,
что мысль – прикосновенье
Скорбящих душ к душе родной...
Вот почему я так упорно
Из тесноты на мир просторный,
Где только пядь межи – мой дом,
Гляжу в раздумии немом…
И оттого в томленьи духа,
Благословляя каждый час,
Что есть, что вспыхнет, что погас,
Безмолвный жрец, я только глухо
Молюсь святыне Бытия,
Где мысль – кадильница моя...
Юргис Баотрушайтис, 1918
Слайд 9«Опрокинутый сонет»
Огонь
Я улыбаюсь богу из лампад,
Мной сатана расцвечивает ад.
Я в очаге
пляшу над углем черным,
Дыханьем воскрешаю души свеч,
Блещу в забавах, мчусь в труде упорном,
Но смертному меня не уберечь...
И закружусь стремительней Эринний...
Мир превратив в разбрызганный топаз,
С колючим смехом, красный щуря глаз,
Игриво покажу язык свой синий...
Плети венок моих несчетных линий.
Цвети, Земля, пока я не погас!
Испепелю твой лик в последний час,
Я задохнусь, – тебя задушит иней...
Анна Антоновская, [1919]
2 терцета
2 катрена
Слайд 10«Хвостатый сонет»
(«сонет с кодой»)
Обои старинные дымчато-дымные,
Перед софою шкура тигровая,
И я веду
полушепоты интимные,
На клавесине Rameau наигрывая.
Со стены усмехается чучело филина;
Ты замираешь, розу прикалывая,
И, вечернею близостью обессилена,
Уронила кольцо опаловое.
Гаснет свет и впиваются длинные
Тени, неясностью раззадоривая.
Гостиная, старинная гостиная,
И ты, словно небо, лазоревая.
Ночь... Звоны с часовни ночные.
Как хорошо, что мы не дневные,
Что мы, как весна, земные!..
Вадим Шершневич
Слайд 11«Половинный сонет»
Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, -
Сердце
сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась,
А вдали догорая дымилось
Злое пламя земного огня.
Владимир Соловьёв
Слайд 12«Безголовый сонет»
В жидкой заросли парка береза жила.
И черна и суха, как
унылость.
В майский полдень там девушка шляпу сняла,
И коса у нее распустилась.
Ее милый дорезал узорную вязь,
И на ветку березы, смеясь,
Он цветистую шляпу надел.
Это май подглядел.
И дивился с своей голубой высоты,
Как на мертвой березе и ярки цветы.
Иннокентий Анненский
Слайд 13«Сплошной сонет»
Заветные часы уединенья!
Ваш каждый миг лелею, как зерно;
Во тьме души
да прорастет оно
Таинственным побегом вдохновенья.
В былые дни страданье и вино
Воспламеняли сердце. Ты одно
Живишь меня теперь - уединенье.
С мечтою жизнь, с молчаньем - песнопенье
Связало ты, как прочное звено.
Незыблемо с тобой сопряжено
Судьбы моей грядущее решенье.
И если мне погибнуть суждено -
Про моряка, упавшего на дно,
Ты песенку мне спой - уединенье!
Владислав Ходасевич
Слайд 14«Хромой сонет»
Покинем вертепы докучной тревоги,
Покинем с мечтою о мире ином, -
И к мирному храму не в блещущей тоге,
А в рубище ветхом - пойдем!
Пойдем, чтобы слышать о свете, о боге
Нетленного духа священный псалом;
И встанем, как мытарь, в дверях на пороге,
С поникшим смиренно челом!
На торжище шумном, где душно, как в склепе,
Оставим злых помыслов бренные цепи
На торжище буйном людской суеты -
И к храму снесем покаянье, и в храме
К престолу положим дарами
Души покаянной мечты!
Иван Лялечкин
Слайд 15Литература.
“Русский сонет: Сонеты русских поэтов XVIII - начала XX века” /
Антология. Сост., вступ. ст., подготовка текстов и примечаний Б. Романова. – М.: “Современная Россия”, 1983.
“Русский сонет: Сонеты русских поэтов XX века” / Антология. Сост., вступ. ст., подготовка текстов и примечаний Б. Романова. – М.: “Современная Россия”, 1987.
“Сонет “серебряного века” ”. Сост., вступ. ст. и комм. О. И. Федотова. - М.: “Правда”, 1990.
Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. С. В. Тураева. – М., “Просвещение”, 1988.
История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. – М., “Аванта +”,2000.
Литература. Энциклопедия для детей. – М., “Аванта +”,2002.
M.Л.ГАСПАРОВ. Русские стихи 1890-х-1925-го годов
в комментариях