Презентация, доклад по литературе Сонет Серебряного века (11 класс)

Содержание

Сонет Серебряного векаВот уже более двух столетий живет сонет в русской поэзии. Есть некая магия в этой вроде бы случайно возникшей и заданной стихотворной форме, которая продолжает увлекать и поэтов и читателей. Сонет непрост, но гармоничен

Слайд 1Формальные изыски Серебряного века
Новаторские преобразования

Формальные изыски Серебряного векаНоваторские преобразования

Слайд 2Сонет Серебряного века
Вот уже более двух столетий живет сонет в русской

поэзии.
Есть некая магия в этой вроде бы случайно возникшей и заданной стихотворной форме, которая продолжает увлекать и поэтов и читателей.
Сонет непрост, но гармоничен и классически ясен и требует, как вообще настоящая поэзия, таланта, вдохновения, значительности мысли.
Сонет – эта лаконичная, строгая форма лирико-философского стихотворения, возникла в западноевропейской литературе, покорила литературу русскую и образовала свой особый мир.
Сонет Серебряного векаВот уже более двух столетий живет сонет в русской поэзии. Есть некая магия в этой

Слайд 3Сонет - (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение

из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).
Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой — abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру.
Композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом (итал. volta), который в «континентальном» сонете приходится, как правило, на переход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете — чаще всего или на 8-й, или на 13-й стих; в ряде случаев, однако, этот перелом оттягивается поэтом, иной раз даже до 14-го стиха (например, в 71-м сонете Филипа Сидни, «Who will in fairest book of Nature know…»).
Сонет - (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена

Слайд 4Основные структурные признаки классического сонета
Количество строк — четырнадцать;
количество строф — четыре

(два катрена, два терцета);
повторяемость рифм;
система рифмовки:
перекрёстная или охватная в катренах;
разнообразная в терцетах;
размер — распространённый в поэзии:
голландской, немецкой, русской, скандинавских стран — пятистопный или шестистопный ямб;
английской — пятистопный ямб;
итальянской, испанской, португальской — одиннадцатисложный стих;
французской — александрийский стих.
Основные структурные признаки классического сонетаКоличество строк — четырнадцать;количество строф — четыре (два катрена, два терцета);повторяемость рифм;система рифмовки:

Слайд 5 Дополнительные структурные признаки классического сонета
Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф;

интонационное различие

катренов и терцетов;

точность рифм, чередование рифм мужских и женских;

отсутствие повтора слов (кроме союзов, междометий, предлогов и т. п.).
Дополнительные структурные признаки классического сонета Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф;интонационное различие катренов и терцетов;точность рифм,

Слайд 6 Вариации сонетного канона
На основе сонета построен ряд производных и усложнённых форм:
«венок

сонетов», состоящий из 15 сонетов, связанных друг с другом по определённой схеме;
онегинская строфа, представляющая собой сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах;
«опрокинутый сонет», в котором терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им;
«хвостатый сонет», в котором к произведению добавляется ещё один или несколько терцетов или дополнительная строка;
«половинный сонет», состоящий из 1 катрена и 1 терцета;
«безголовый сонет», в нем отсутствует первый катрен;
«сплошной сонет», написанный на двух рифмах;
«хромой сонет», с укороченными четвёртыми стихами в катренах.

Вариации сонетного канона На основе сонета построен ряд производных и усложнённых форм:«венок сонетов», состоящий из 15

Слайд 7«Венок сонетов»
"Венок сонетов" - это цикл из 15 стихотворений.
Пишется первый

сонет - "магистрал". Он будет пятнадцатым по счету.
Первый сонет начинается с той же строчки, что и магистрал, а заканчивается его второй строчкой.
Следующий сонет начинается второй строкой магистрала и заканчивается третьей. И так далее.
Предполагается, что все сонеты венка будут обладать одной и той же системой рифмовки - и при этом ни одна рифма не повторится.
Венки писали: В. Иванов, М. Волошин, В. Брюсов.
«Венок сонетов»

Слайд 8Онегинская строфа
Безмолвие
Я в жизни верую в значенье
Молитв, сокрытых тишиной,
И в то,

что мысль – прикосновенье
Скорбящих душ к душе родной...
Вот почему я так упорно
Из тесноты на мир просторный,
Где только пядь межи – мой дом,
Гляжу в раздумии немом…
И оттого в томленьи духа,
Благословляя каждый час,
Что есть, что вспыхнет, что погас,
Безмолвный жрец, я только глухо
Молюсь святыне Бытия,
Где мысль – кадильница моя...

Юргис Баотрушайтис, 1918
Онегинская строфаБезмолвиеЯ в жизни верую в значеньеМолитв, сокрытых тишиной,И в то, что мысль – прикосновеньеСкорбящих душ к

Слайд 9«Опрокинутый сонет»
Огонь

Я улыбаюсь богу из лампад,
Мной сатана расцвечивает ад.
Я в очаге

пляшу над углем черным,

Дыханьем воскрешаю души свеч,
Блещу в забавах, мчусь в труде упорном,
Но смертному меня не уберечь...

И закружусь стремительней Эринний...
Мир превратив в разбрызганный топаз,
С колючим смехом, красный щуря глаз,
Игриво покажу язык свой синий...

Плети венок моих несчетных линий.
Цвети, Земля, пока я не погас!
Испепелю твой лик в последний час,
Я задохнусь, – тебя задушит иней...

Анна Антоновская, [1919]


2 терцета

2 катрена


«Опрокинутый сонет»ОгоньЯ улыбаюсь богу из лампад,Мной сатана расцвечивает ад.Я в очаге пляшу над углем черным,Дыханьем воскрешаю души

Слайд 10«Хвостатый сонет» («сонет с кодой»)
Обои старинные дымчато-дымные,
Перед софою шкура тигровая,
И я веду

полушепоты интимные,
На клавесине Rameau наигрывая.

Со стены усмехается чучело филина;
Ты замираешь, розу прикалывая,
И, вечернею близостью обессилена,
Уронила кольцо опаловое.

Гаснет свет и впиваются длинные
Тени, неясностью раззадоривая.
Гостиная, старинная гостиная,
И ты, словно небо, лазоревая.

Ночь... Звоны с часовни ночные.
Как хорошо, что мы не дневные,
Что мы, как весна, земные!..

Вадим Шершневич

«Хвостатый сонет» («сонет с кодой»)Обои старинные дымчато-дымные,Перед софою шкура тигровая,И я веду полушепоты интимные,На клавесине Rameau наигрывая.Со

Слайд 11«Половинный сонет»
Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, -
Сердце

сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась,
А вдали догорая дымилось
Злое пламя земного огня.

Владимир Соловьёв
«Половинный сонет»Вся в лазури сегодня явиласьПредо мною царица моя, - Сердце сладким восторгом забилось,И в лучах восходящего

Слайд 12«Безголовый сонет»
В жидкой заросли парка береза жила.
И черна и суха, как

унылость.
В майский полдень там девушка шляпу сняла,
И коса у нее распустилась.

Ее милый дорезал узорную вязь,
И на ветку березы, смеясь,
Он цветистую шляпу надел.

Это май подглядел.
И дивился с своей голубой высоты,
Как на мертвой березе и ярки цветы.

Иннокентий Анненский
«Безголовый сонет»В жидкой заросли парка береза жила.И черна и суха, как унылость.В майский полдень там девушка шляпу

Слайд 13«Сплошной сонет»
Заветные часы уединенья!
Ваш каждый миг лелею, как зерно;
Во тьме души

да прорастет оно
Таинственным побегом вдохновенья.
В былые дни страданье и вино
Воспламеняли сердце. Ты одно
Живишь меня теперь - уединенье.

С мечтою жизнь, с молчаньем - песнопенье
Связало ты, как прочное звено.
Незыблемо с тобой сопряжено
Судьбы моей грядущее решенье.
И если мне погибнуть суждено -
Про моряка, упавшего на дно,
Ты песенку мне спой - уединенье!

Владислав Ходасевич
«Сплошной сонет»Заветные часы уединенья!Ваш каждый миг лелею, как зерно;Во тьме души да прорастет оноТаинственным побегом вдохновенья.В былые

Слайд 14«Хромой сонет»
Покинем вертепы докучной тревоги,
Покинем с мечтою о мире ином, -


И к мирному храму не в блещущей тоге,
А в рубище ветхом - пойдем!

Пойдем, чтобы слышать о свете, о боге
Нетленного духа священный псалом;
И встанем, как мытарь, в дверях на пороге,
С поникшим смиренно челом!

На торжище шумном, где душно, как в склепе,
Оставим злых помыслов бренные цепи
На торжище буйном людской суеты -

И к храму снесем покаянье, и в храме
К престолу положим дарами
Души покаянной мечты!

Иван Лялечкин
«Хромой сонет»Покинем вертепы докучной тревоги,Покинем с мечтою о мире ином, - И к мирному храму не в

Слайд 15Литература.
“Русский сонет: Сонеты русских поэтов XVIII - начала XX века” /

Антология. Сост., вступ. ст., подготовка текстов и примечаний Б. Романова. – М.: “Современная Россия”, 1983.
“Русский сонет: Сонеты русских поэтов XX века” / Антология. Сост., вступ. ст., подготовка текстов и примечаний Б. Романова. – М.: “Современная Россия”, 1987.
“Сонет “серебряного века” ”. Сост., вступ. ст. и комм. О. И. Федотова. - М.: “Правда”, 1990.
Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. С. В. Тураева. – М., “Просвещение”, 1988.
История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. – М., “Аванта +”,2000.
Литература. Энциклопедия для детей. – М., “Аванта +”,2002.

M.Л.ГАСПАРОВ. Русские стихи 1890-х-1925-го годов
в комментариях
Литература.“Русский сонет: Сонеты русских поэтов XVIII - начала XX века” / Антология. Сост., вступ. ст., подготовка текстов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть