Слайд 1Смысл и цель духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова
Слайд 2 Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.
Л. Н. Толстой
Слайд 3 «Духовная деятельность есть величайшая, могущественная сила. Она движет миром»,-
писал
Л. Н. Толстой
Слайд 4 Князь Андрей Болконский и Пьер Безухов – наиболее близкие
Толстому герои (находятся в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии). Их жизнь – это путь открытий и разочарований, кризисный и драматический, особенный, неповторимо личный, исполненный глубокого исторического значения. Нравственные искания героев – это их путь к народу, к народной правде, путь к слиянию из судеб с судьбами народа. Автор показывает, как меняется образ их существования и внутренний облик, его интересует «диалектика души» героев.
Слайд 5 Андрей Болконский и Пьер Безухов – лучшие люди своего времени
(происхождение, образованность, патриотизм, духовные искания, неудовлетворённость своей и окружающей жизнью, нравственный протест против «тяжёлой путаницы действительности»). В исканиях героев отразились раздумья автора о противоречиях современной ему жизни, его собственные поиски выхода из этих противоречий.
Слайд 6 Писатель ставит своих героев в положение, сравнимое с положением
винта на сорванной резьбе. «О чём бы он Пьер ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которые он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его».
Слайд 7 «Нельзя перестать» - вот жизненное кредо толстовских героев. Их движение
в поисках «надёжного винта» безостановочно.
Слайд 8 Опорным символом романа является ШАР-ГЛОБУС из сна Пьера: «И вдруг
Пьер представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», - сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали её, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
- Вот жизнь, - сказал старичок.
- Как же это просто и ясно, - подумал Пьер, - Как я мог не знать этого прежде.
- В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растёт, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает…»
Слайд 9 Всё сливается, переливается в живом глобусе жизни; в одну
ночь видят Петя - свой реальный сон и Пьер – сон провидческий. Через несколько часов, на рассвете, Петя будет убит , а Пьер освобождён. Одновременно кто – то радуется, кто – то скорбит, кому – то жизнь даруется, а у кого – то отнимается. Плачут от радости освобождённые от плена люди, а в саду роют могилу мальчику Пете. Одна и та же ночь обернулась радостью победы для русских и позором поражения для французов.
Слайд 10 Всё имеет форму шара или стремится принять её в
природе и в жизни человека. Не случайно голова Платона Каратаева как – то особенно кругла. Кругло его тело, круглы его руки и даже речи.
Слайд 11 К. Леонтьев полагает, что идеальным князя Андрея делают и
его ум, и его честность, и его красота, и храбрость, и образованность, и благородство, и любовь ко всему прекрасному. Даже гордость и честолюбие его, «некоторые капризы», даже сухость с женой нравятся читателю.
Слайд 12 Князь Андрей и Пьер не удовлетворены своей судьбой, не
находят себе места в обычных условиях светского существования. Герои проходят одинаковые стадии: разочарование – духовная стагнация – остановка – новое увлечение и начало движения – кризис – крушение идеала – новое разочарование.
Слайд 13 Князь Андрей не может реализовать свои богатые внутренние
возможности, мечтает об известности. Жаждет активной, общественно – полезной деятельности, жаждет подвига во имя торжества над «безвестными и безразличными ему людьми». Война для него – наилучший выход из тупика его личной жизни. «Эта жизнь не по мне!» Князь Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену на чужих людей. На войне он видит карьеризм, корыстолюбие, трусость, бездарность. Лёжа под небом Аустерлица, князь Андрей задумывается о «ничтожности величия, о ничтожности жизни», о «ничтожности смерти». Смерть его жены – наказание за тщеславные помыслы, за гордыню. Он клянётся никогда не служить ни в государственной службе, ни в военной. Отъездом в Лысые горы обрекает себя на «ровную и тихую жизнь», занимается хозяйственными делами. Его взгляд становится «потухшим, мёртвым». Но одним из первым он освободил 300 душ крестьян («причислил их к «вольным хлебопашцам»), заменил барщину оброком, организовал обучение крестьянских детей и дворовых грамоте.
Слайд 14 Любовь к Наташе Ростовой измелила князя Андрея. Он стал
«совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность?. Весь мир разделился «на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота». «Чужим и страшным» кажется он графине Ростовой, которая как будто предчувствует трагическую развязку. Любовь пробудила в Болконском честолюбивые стремления. Нарушая данную когда - то клятву, он поступает на службу в кабинет Сперанского, занимающейся законодательной деятельностью. Князь Андрей откладывает свадьбу на год, чтобы Наташа «поверила в себя», хочет проверить истинность и прочность её чувств, НО …Природа не терпит пустоты и заполняет её, пусть даже сорняками. Не желая понимать своей вины в измене Наташи, страдает от оскорблённого самолюбия: «Я говорил, что падшую женщину можно простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу». Князь Андрей идёт на войну с тайной надеждой встретить Анатолия Курагина и поквитаться с ним. Но увидев его в госпитале, Болконский испытывает к раненому Анатолю только жалость. Глядя на вертящуюся рядом гранату, ведёт себя Болконский неестественно: «Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, я люблю эту траву, землю, воздух..» «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле», - вот те чувства, которые переполняли князя в Мытищах, в избе.
Слайд 15 Князь Андрей умирает, Пьер остаётся жить. Болконский –
профессиональный военный, принимающий участие в военных кампаниях, получил тяжелейшее ранение, даже не участвуя в основном сражении (полк находился в резерве). Пьер, никогда не державший в руках оружия, попал в самый эпицентр сражения, на батарею Раевского, не получил ни единой царапины, хотя представлял «ходячую мишень» - большой, неуклюжий, в белой шляпе. Логика судьбы карает за гордыню, за уныние, хранит тех, кто следует её законам, не навязывает ей свою собственную эгоистическую волю.
Слайд 16 Насколько князь Андрей упорен и целеустремлён, настолько Пьер
безволен и бесхарактерен. Он, как ребёнок, наивен и искренен. Его вера в доброжелательность и любовь к окружающим безгранична. Пьер не замечает, что чувства и инстинкты властвуют над его волей и разумом (увлечение Элен Курагиной), что люди полюбили его после того, как он унаследовал огромное состояние графа Безухова. Женитьба на Элен (осознание своей ошибки), ощущение никчемности своей жизни, измена жены и дуэль с Долоховым заводят Пьера в тупик, в поисках выхода герой становится на путь духовных исканий. Он занимается массонскими делами, жертвует деньги на устройство храмов для бедных, раздаёт милостыню, в душе Пьера происходит «сложная и трудная работа внутреннего развития», которая приводит его к разочарованию в массонстве. Ощущение счастья и смысла жизни приходит к Пьеру тогда, когда в душе зарождается любовь к Наташе. Своим признанием он возвращает её к жизни. Но Пьер не может найти ответы на вопросы: «Что хорошо? Что дурно? Для чего жизнь и что такое я? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем этим? Ответ был один: «Умрёшь – всё кончится»».
Слайд 17 Безухов мечтает убить Наполеона. Приговоренный к расстрелу, Пьер
видит в глазах французов испуг, страх, борьбу. В Пьере говорил разум, а не душа. Разум не может примириться с ужасом увиденного, не может понять, как мог Бог допустить такое. Он понимает, что «человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, удовлетворении естественных человеческих потребностей». Он узнал, что на свете нет ничего страшного. Освобождённый из плена, он вдруг понимает, «что жить нужно для того, чтобы жить, чтобы делать добро. Жизнь есть Бог». В эпилоге мы видим семейное счастье Наташи Ростовой и Пьера. Его духовные искания не закончены. Он не может смириться, что вокруг воровство, шагистика и т.п.
Слайд 18 В образе сына Андрея Болконского (Николеньки Болконского), которого воспитывает Пьер
Безухов, Толстой пытается найти «золотую середину»: соединение целеустремлённости, силы воли Болконского и добра, отзывчивости Пьера. Именно Николенька продолжит вечные, как сама жизнь, поиски идеала и смысла человеческого существования.