Презентация, доклад по литературе Сказочный мир А.С. Пушкина

Содержание

Целиа) обучающая – познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).б) развивающая – умение давать личностную оценку

Слайд 1Урок литературы в 5 классе
«Сказочный мир
А. С. Пушкина»
Подготовила
Бирюкова Ольга Геннадьевна
Учитель
МОУ

СОШ х. Красный Сад
Урок литературы  в 5 классе«Сказочный мир А. С. Пушкина»ПодготовилаБирюкова Ольга ГеннадьевнаУчительМОУ СОШ х. Красный Сад

Слайд 2Цели

а) обучающая – познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской

народной и литературной сказки; определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).
б) развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.
в) воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе ее знакомства с произведениями искусства и литературы.

Оборудование урока

- Портрет А.С. Пушкина;
-Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Методика проведения

комбинированный урок (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов)

Целиа) обучающая – познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики

Слайд 3Актуализация прошлых знаний
В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего

воплощалась в двух женщинах. Это были бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца.
Актуализация прошлых знанийВ жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это были

Слайд 4Пушкин-лицеист в стихотворении «Сон» (1816) с благодарностью описал заботливых женщин:
« Но

детских лет люблю воспоминанье. Ах! Умолчу ль о мамушке моей,  О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов мометвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы  Все в душу страх невольно поселяло. Я трепетая – и тихо наконец Томленье сна на очи упадало».
Пушкин-лицеист в стихотворении «Сон» (1816) с благодарностью описал заботливых женщин:« Но детских лет люблю воспоминанье. Ах! Умолчу

Слайд 5Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие

к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец будет по вечерам перед сном, крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.
Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе

Слайд 6Сходство и различие русской народной сказки от литературной
Сходство
Различие

Сходство и различие русской народной сказки от литературнойСходствоРазличие

Слайд 7Какие сказки Пушкина вам известны?

Какие сказки Пушкина вам известны?

Слайд 8 Актуализация новых знаний
Сегодня на уроке мы познакомимся со «Сказкой о мертвой

царевне и о семи богатырях»

 Беседа по содержанию сказки
( выявление читательского восприятия)

- Какую радость подарила вам сказка?
- Какие эпизоды читать было страшновато?

 Актуализация новых знанийСегодня на уроке мы познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» Беседа по

Слайд 9Вопросы на осмысление содержания сказки
- Почему сказка называется «О мертвой царевне

и о семи богатырях»? Ведь царевна не умерла и не семь братьев спасли ее от вечного сна.

Положительные и отрицательные герои сказки

Вопросы на осмысление содержания сказки- Почему сказка называется «О мертвой царевне и о семи богатырях»? Ведь царевна

Слайд 10Вопросы, обращенные к воссоздающему воображению
- Какой вы представляете себе царицу перед

зеркальцем? (Работа с текстом);
- Как вы представляете себе молодую царевну? (Работа с текстом) Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной;
- Охарактеризуйте семерых богатырей. (Составление портретной характеристики);
-Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?

Вопросы, проверяющие работу творческого воображения

- Работа с эпизодом (обращение королевича Елисея к природным силам: Солнцу, месяцу, ветру).
Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна;
- Работа с иллюстрациями по сказке Пушкина.

Вопросы, обращенные к воссоздающему воображению- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Работа с текстом);- Как вы

Слайд 11Подведение итогов
В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу

добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми?

Подведение итоговВ произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все

Слайд 12Викторина по сказке о мёртвой
царевне и семи богатырях
Как звали жениха

молодой
царевны?
а) Додон
б) Иван
в) Елисей

2. Что приказала сделать мачеха своей служанке Чернавке?

а) отравить царевну
б) отвести ее в лес и привязать к дереву на съедение волкам
в) убить ее и принести сердце

Викторина по сказке о мёртвой царевне и семи богатыряхКак звали жениха молодой царевны?а) Додон б) Иван в)

Слайд 133. Куда вышла из лесу молодая царица?
а) к высокому терему
б) к

дому гномов
в )к берегу моря

4. Что стала делать молодая царица в доме, пока ждала прихода хозяев?
а) навела порядок, приготовила обед
б) съела всю еду и легла спать
в) просто села у окна

3. Куда вышла из лесу молодая царица?а) к высокому терему б) к дому гномов в )к берегу

Слайд 145. Кто оказался хозяином терема?
а) добрая волшебница
б) семь гномов
в) семь богатырей
6.

Когда царица узнала, что молодая царевна жива, она послала к ней черницу, чтобы та...
а) угостила ее отравленным яблоком
б) угостила ее отравленной грушей
в) расчесала ей волосы гребешком для волос, на котором был яд
5. Кто оказался хозяином терема?а) добрая волшебница б) семь гномов в) семь богатырей6. Когда царица узнала, что

Слайд 157. Какое животное попыталось защитить молодую царевну, не позволить ей съесть

отравленное яблоко?
а) кошка
б)собака
в)белка

8. У кого Солнце посоветовало спросить, где может быть возлюбленная царевича Елисея?
а) у месяца
б) у царя
в) у морского царя

7. Какое животное попыталось защитить молодую царевну, не позволить ей съесть отравленное яблоко?а) кошка б)собака в)белка8. У

Слайд 169. Кто сказал Елисею, где находится его невеста?
а) месяц
б) ветер
в)солнце
10. Что

сделал Елисей, когда увидел гроб своей невесты?
а) погоревал и вернулся домой
б) построил рядом с гробницей хижину и остался там жить
в) разбил гроб, и царевна ожила
9. Кто сказал Елисею, где находится его невеста?а) месяц б) ветер в)солнце10. Что сделал Елисей, когда увидел

Слайд 17Вот и сказке конец,
Домашнее задание

Пересказать любой понравившийся отрывок из сказки.
а кто

слушал- молодец!
Вот и сказке конец,Домашнее заданиеПересказать любой понравившийся отрывок из сказки.а кто слушал- молодец!

Слайд 18Список литературы
Картинки взяты со следующих сайтов:
http://espavo.ning.com/m/blogpost?id=3776235%3ABlogPost%3A1460606&maxDate=2015-08-13T13%3A03%3A53.074Z
https://yandex.ru/images/search?text=сказки%20пушкина&img_url=http%3A%2F%2Fanswerberry.com%2Fimage%2F55c2aead6319e.jpg&pos=11&rpt=simage&_=1443984473461
https://yandex.ru/images/search?text=пушкин
https://yandex.ru/images/search?text=арина%20родионовна
https://yandex.ru/images/search?text=фон%20для%20презентации



Литература по теме урока:

Учебник по литературе

5 класс, Коровина В. Я.
А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» http://festival.1september.ru/articles/607044/
Поурочное планирование литература 5 класс по учебнику Коровиной В. Я.
Сказочный мир А.С. Пушкина http://festival.1september.ru/articles/525583/
Викторина http://worldofchildren.ru/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/razvlecheniya-dlya-detej-stsenarii/viktoriny/1883-viktorina



Список литературыКартинки взяты со следующих сайтов:http://espavo.ning.com/m/blogpost?id=3776235%3ABlogPost%3A1460606&maxDate=2015-08-13T13%3A03%3A53.074Zhttps://yandex.ru/images/search?text=сказки%20пушкина&img_url=http%3A%2F%2Fanswerberry.com%2Fimage%2F55c2aead6319e.jpg&pos=11&rpt=simage&_=1443984473461https://yandex.ru/images/search?text=пушкинhttps://yandex.ru/images/search?text=арина%20родионовнаhttps://yandex.ru/images/search?text=фон%20для%20презентацииЛитература по теме урока:Учебник по литературе 5 класс, Коровина В. Я.А.С. Пушкин

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть