Презентация, доклад по литературе Символизм

ВВЕДЕНИЕСимволизм — направление в литературе и искусстве, которое впервые появилось во Франции в последней четверти XIX века и к концу столетия распространилось в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее

Слайд 1

Русский символизм в литературе

Русский символизм в литературе

Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Символизм — направление в литературе и искусстве, которое впервые появилось во


Франции в последней четверти XIX века и к концу столетия распространилось в
большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм
реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в
культуре. Многие представители русского символизма приносят в это направление
новое, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками.
Символизм становится первым значительным модернистским направлением в
России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма — даже внешне враждебные направления (футуристы, «Кузница» и др.) во многом пользуются символистическим материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Помимо поисков новых литературных перспектив в форме и тематике, возможно, единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов.

ВВЕДЕНИЕСимволизм — направление в литературе и искусстве, которое впервые появилось во Франции в последней четверти XIX века

Слайд 3ЦЕЛЬ
Выявить историю возникновения русского символизма как литературного течения

ЦЕЛЬВыявить историю возникновения русского символизма как литературного течения

Слайд 4ЗАДАЧИ
Изучить историю возникновения символизма.
Провести  анализ теоретико-методологической литературы.
Выяснить,кто такие старшие символисты и

младосимволисты.
Выяснить значение символизма для поэтов Серебряного века.
Сформулировать вывод по итогам проекта.

ЗАДАЧИИзучить историю возникновения символизма.Провести  анализ теоретико-методологической литературы.Выяснить,кто такие старшие символисты и младосимволисты.Выяснить значение символизма для поэтов Серебряного

Слайд 5

Гипотеза

Смогли ли русские символисты выразить в своих произведениях предощущения социальных катастроф в эпоху модернизма?


Слайд 6ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИМВОЛИЗМА
Появление символизма было реакцией и на кризис религии. Символизм

раскрывается как новый тип богоискательства: религиозно-философские вопросы, вопрос о сверхчеловеке – т. е. о человеке, бросившем вызов своим ограниченным возможностям, вставшем вровень с Богом, – в центре произведений многих писателей-символистов (Г. Ибсена, Д. Мережковского и др.) . Рубеж веков стал временем поисков абсолютных ценностей, глубочайшей религиозной впечатлительности. Символистическое движение, исходя из этих переживаний, главенствующее значение придавало восстановлению связей с миром потусторонним, что выразилось в частом обращении символистов к «тайнам гроба» , в возрастании роли воображаемого, фантастического, в увлечении мистикой, языческими культами, теософией, оккультизмом, магией. Символистическая эстетика воплощалась в самых неожиданных формах, углубляясь в воображаемый, запредельный мир, в области, прежде не исследованные, – сон и смерть, эзотерические откровения, мир эроса и магии, измененных состояний сознания и порока.
Символизм был тесно связан и с эсхатологическими предчувствиями, овладевшими человеком порубежной эпохи. Ожидание «конца света» , «заката Европы» , гибели цивилизации.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИМВОЛИЗМА  Появление символизма было реакцией и на кризис религии. Символизм раскрывается как новый тип

Слайд 8

Символисты
Старшие
Младшие

СимволистыСтаршиеМладшие

Слайд 10

СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ

Старшие символисты, или «новые поэты», вошли в русскую литературу в 80-90-х г. XIX в., протестуя против оскудения русской поэзии. Главным принципом нового направления стало стремление вернуть ей жизненную силу. К старшим символистам традиционно относят В. Я. Брюсова, Д. С. Мережковского, К. Д. Бальмонта, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Ф. К. Сологуба.
Представители старших символистов развивали западноевропейские тенденции в русской литературе, расширяли область поэзии, вводя новые темы и мотивы, глубоко исследовали «новое религиозное сознание». Идеологом «новых поэтов» можно назвать Д. С. Мережковского, а учителем, разработавшим новые формы и приемы стихосложения, – В. Я. Брюсова.

СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ

Слайд 11

СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ

Валерий Брюсов

Дмитрий Мережковский

Николай Минский

СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ Валерий БрюсовДмитрий МережковскийНиколай Минский

Слайд 12

МЛАДОСИМВОЛИСТЫ

Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900-е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок и люди весьма солидные, как директор гимназии И. Анненский, учёный Вячеслав Иванов, музыкант и композитор М. Кузмин. В первые годы столетия представители юного поколения символистов создают романтически окрашенный кружок,где зреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием «Аргонавты» или аргонавтизм.
В основе платформы «младших» символистов лежит идеалистическая философия Владимира Соловьёва с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности.

МЛАДОСИМВОЛИСТЫМладшими символистами в России называют в

Слайд 13

МЛАДОСИМВОЛИСТЫ

Александр Блок

Вячеслав Иванов

Андрей Белый

МЛАДОСИМВОЛИСТЫ  Александр

Слайд 14 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СИМВОЛИСТОВ

Жизнь
                     Смерть
                                         Бог
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СИМВОЛИСТОВ        Жизнь                    

Слайд 15

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ:

Необычные образы ;
Необычные сравнения;
Мечтательность (мир мечты);
Музыкальность;
Выразительность образов;
Мастерство звукописи и цветописи;
Индивидуализм;
Дерзкие образы;

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ: Необычные образы ;Необычные сравнения;Мечтательность

Слайд 16 ЧЕРТЫ

СИМВОЛИЗМА

Основное направление символизма – это пессимизм, доходящий до отчаяния. Помимо этого, для символизма характерны следующие черты:
передача тонких движений души;
легкость слога, музыкальность и изысканная образность;
максимальное использование ритмических и звуковых средств поэзии;
поэтика иносказания и намёка;
отношение к слову как к духовному шифру тайнописи;
знаковое смысловое наполнение обыденных слов;
скрытость смысла, недосказанность;
дуализм материального и идеального;
противопоставление индивидуального и социального;
сближение духовно-нравственного развития с религиозным.

ЧЕРТЫ СИМВОЛИЗМАОсновное направление символизма – это пессимизм,

Слайд 17 РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
Зарождение - начало 1890-х гг. (Д.С.Мережковский “Символы” (1892));
Предпосылки -

кризис позитивного мировоззрения и морали в контексте кризиса народнической культурной традиции;
Главный принцип - панэстетизм (эстетизация жизни и стремление к различным формам замещения эстетикой логики и морали).



РУССКИЙ СИМВОЛИЗМЗарождение - начало 1890-х гг. (Д.С.Мережковский “Символы” (1892));Предпосылки - кризис позитивного мировоззрения и морали в

Слайд 18 ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМА ДЛЯ ПОЭТОВ

СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли поэта, начали движение к созданию такой формы литературы, переживание которой могло бы вновь объединить людей.

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМА ДЛЯ ПОЭТОВ

Слайд 19ФИЛОСОФИЯ И ЭСТЕТИКА СИМВОЛИЗМА
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных

учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идеей познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика В. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ
ФИЛОСОФИЯ И ЭСТЕТИКА СИМВОЛИЗМА  Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов

Слайд 20

ВЫВОД

Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. В их стихах запечатлен романтический порыв к миропорядку, где царили бы духовная свобода и единение людей. Символизм выдвинул творцов-литераторов всего европейского, мирового масштаба. Это были поэты и прозаики, и одновременно философы, мыслители, высокие эрудиты и люди обширных знаний.

ВЫВОДИсторическое значение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть