Смогли ли русские символисты выразить в своих произведениях предощущения социальных катастроф в эпоху модернизма?
Старшие символисты, или «новые поэты», вошли в русскую литературу в 80-90-х г. XIX в., протестуя против оскудения русской поэзии. Главным принципом нового направления стало стремление вернуть ей жизненную силу. К старшим символистам традиционно относят В. Я. Брюсова, Д. С. Мережковского, К. Д. Бальмонта, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Ф. К. Сологуба.
Представители старших символистов развивали западноевропейские тенденции в русской литературе, расширяли область поэзии, вводя новые темы и мотивы, глубоко исследовали «новое религиозное сознание». Идеологом «новых поэтов» можно назвать Д. С. Мережковского, а учителем, разработавшим новые формы и приемы стихосложения, – В. Я. Брюсова.
Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900-е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок и люди весьма солидные, как директор гимназии И. Анненский, учёный Вячеслав Иванов, музыкант и композитор М. Кузмин. В первые годы столетия представители юного поколения символистов создают романтически окрашенный кружок,где зреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием «Аргонавты» или аргонавтизм.
В основе платформы «младших» символистов лежит идеалистическая философия Владимира Соловьёва с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности.
Необычные образы ;
Необычные сравнения;
Мечтательность (мир мечты);
Музыкальность;
Выразительность образов;
Мастерство звукописи и цветописи;
Индивидуализм;
Дерзкие образы;
Основное направление символизма – это пессимизм, доходящий до отчаяния. Помимо этого, для символизма характерны следующие черты:
передача тонких движений души;
легкость слога, музыкальность и изысканная образность;
максимальное использование ритмических и звуковых средств поэзии;
поэтика иносказания и намёка;
отношение к слову как к духовному шифру тайнописи;
знаковое смысловое наполнение обыденных слов;
скрытость смысла, недосказанность;
дуализм материального и идеального;
противопоставление индивидуального и социального;
сближение духовно-нравственного развития с религиозным.
Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли поэта, начали движение к созданию такой формы литературы, переживание которой могло бы вновь объединить людей.
Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко
уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф
и потрясений начала нашего столетия. В их стихах запечатлен романтический
порыв к миропорядку, где царили бы духовная свобода и единение людей.
Символизм выдвинул творцов-литераторов всего
европейского, мирового масштаба. Это были поэты и прозаики, и одновременно
философы, мыслители, высокие эрудиты и люди обширных знаний.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть