Презентация, доклад по литературе Серебряный век в русской литературе

Содержание

Литературные течения и объединенияСимволизм Новое  литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века.

Слайд 1Серебряный век — образное название периода
в истории русской поэзии,
относящегося к началу XX века,


данное по аналогии с «Золотым веком»
(первая треть XIX века).
На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев,
поэты и критики
 Николай Оцуп, Сергей Маковский..

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
В ЛИТЕРАТУРЕ

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком»

Слайд 2Литературные течения и объединения
Символизм
Новое  литературное направление — символизм — явилось порождением

глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века.

Кризис проявился
в негативной оценке прогрессивных общественных идей,
в пересмотре моральных ценностей,
в утрате веры в силу научного сознания,
в увлечении идеалистической философией.

Литературные течения и объединенияСимволизм   Новое  литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в

Слайд 4Русский символизм
Зарождался в годы крушения Народничества, широкого распространения пессимистических настроений. декаданс
Литература Серебряного

века ставит не злобные социальные вопросы, а глобальные философские.
Хронологические рамки русского символизма
1890-е годы —1910 год.
На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:
российская  поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;
Поэзия французского символизма.
Основная мысль: искусство — средство познания мира.
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.
Русский символизмЗарождался в годы крушения Народничества, широкого распространения пессимистических настроений. декадансЛитература Серебряного века ставит не злобные социальные вопросы,

Слайд 5
Старшие символисты
Петербургские символисты: 
Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб.
В их творчестве поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы

разочарования, декаданс.
Московские символисты: 
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта,
поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
Младшие символисты
А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов.
«Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для них символизм  — это философия, преломленная в поэтическом сознании.
Старшие символисты Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб.В их творчестве поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования, декаданс.Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.«Старшие» символисты воспринимали символизм

Слайд 6Серебряный век. Символизм
Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском

искусстве 1870 – 1910-х г.; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков.
Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.
Само слово "символ" в традиционной поэтике означает "многозначное иносказание", то есть
поэтический образ,
выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
Серебряный век. СимволизмСимволизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х г.; одно

Слайд 7Среди миров
Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды и повторяю имя... Не потому,

чтоб я Её любил. А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне в сомненье тяжело, Я у Неё одной молю ответа,  Не потому, что от Неё светло,  А потому, что с Ней не надо света.

Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.

Иннокентий Анненский

Фёдор Сологуб

Среди мировСреди миров, в мерцании светил Одной Звезды и повторяю имя... Не потому, чтоб я Её любил.

Слайд 8Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью
«О

причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе»,
прочитанную им в Петербурге в декабре 1892.
Расцвет русского  символизма связан с приходом
 А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского, 
Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью «О причинах упадка и о новых течениях

Слайд 9Мне открылось, что времени нет, Что недвижны узоры планет, Что бессмертие к смерти

ведет, Что за смертью бессмертие ждет.
К. Бальмонт
…только мимолетности я влагаю в стих. К. Бальмонт

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…

СОЛНЕЧНЫЙ ПОЭТ

Константин Бальмонт

Мне открылось, что времени нет, Что недвижны узоры планет, Что бессмертие к смерти ведет, Что за смертью

Слайд 101867г. – Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье.

Учился в гимназии в Шуе.
1886 г. поступил на юридический фак. Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении.
1890 г. – вышел первый сборник стихотворений Бальмонта
1894 г. – «Под северным небом», потом «Тишина», «Будем как Солнце».
В них преобладают мотивы гражданской скорби.
Вскоре Бальмонт выступает как один из зачинателей символизма.
1895—1905г. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов; позднее его популярность падает..
Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в книгах. Был захвачен революционными событиями
1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих «Песни мстителя» .
Из-за репрессий жил за границей и вернулся на родину в 1913 г.
Знал многоязыков, переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
1921 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России.
Всего выпустил 35 сборников стихов, 20 книг прозы
1942 г. Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.
1867г. – Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье. Учился в гимназии в Шуе. 1886

Слайд 11Я возглас боли, я крик тоски. Я камень, павший на дно реки. Я

тайный стебель подводных трав. Я бледный облик речных купав. Я легкий призрак меж двух миров. Я сказка взоров. Я взгляд без слов. Я знак заветный, – и лишь со мной Ты скажешь сердцем: «Есть мир иной»
Я возглас боли, я крик тоски. Я камень, павший на дно реки. Я тайный стебель подводных трав.

Слайд 12Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, Из сочных гроздий венки свивать. Хочу упиться

роскошным телом, Хочу одежды с тебя сорвать!
Хочу я зноя атласной груди, Мы два желанья в одно сольем. Уйдите, боги! Уйдите, люди! Мне сладко с нею побыть вдвоем!
Пусть будет завтра и мрак и холод, Сегодня сердце отдам лучу. Я буду счастлив! Я буду молод! Я буду дерзок! Я так хочу!

Мотивы лирики
ТЕМА СОЛНЦА: Я В ЭТОТ МИР ПРИШЕЛ, ЧТОБ ВИДЕТЬ СОЛНЦЕ…
ПРИРОДА: ЕСТЬ В РУССКОЙ ПРИРОДЕ УСТАЛАЯ НЕЖНОСТЬ..
ТЕМА ЛЮБВИ.

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, Из сочных гроздий венки свивать. Хочу упиться роскошным телом, Хочу одежды

Слайд 13Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924 гг.)
Русский поэт. Внук поэта-баснописца И.Л. Бакулина и

бывшего крепостного, откупившегося на волю и открывшего торговое дело.
1873 г. – род. в Москве. 1885—1893г . учился в частной гимназии.
1893—1899 на историко-филологическом фак. Московск. универс.
1894—1895 г. издал три сб. «Русские символисты», из его стихов.
1890-х Брюсов известный поэт-символист, знаком с Бальмонтом
После университета был в журнале «Русский архив», он стал инициатором и руководителем издательства «Скорпион»,
Брюсов блестяще переводил произведения армянских поэтов, исследовал творчество А.С Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева.
После Октябрьской революции он активный издательский деятель
:1917-1919 гг. возглавлял Комитет по регистрации печати.
1918—1919 гг. — заведующий Московским библиотечным отделом.
1921 г. председатель Президиума Всероссийского союза поэтов;
1919 г работал в Государственном издательстве, был член Государственного ученого совета, профессор МГУ;
1922 г —заведующий Отделом художественного образования.
1921 г организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором.
1924 г. – умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924 гг.)Русский поэт. Внук поэта-баснописца И.Л. Бакулина и бывшего крепостного, откупившегося на волю и

Слайд 14Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я об ней, Но долго

заветная тайна Таилась в печали моей.
Но раз в золотое мгновенье Я высказал тайну свою; Я видел румянец смущенья, Услышал в ответ я "люблю".
И вспыхнули трепетно взоры, И губы слилися в одно. Вот старая сказка, которой Быть юной всегда суждено.

Тема любви
Гимн женщине

Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я об ней, Но долго заветная тайна Таилась в

Слайд 15«Женщине» Валерий Брюсов
Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты —

свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.
Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.
Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты — в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся — от века — на тебя!
«Женщине» Валерий БрюсовТы — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток; В его

Слайд 16 «Творчество»:  Фиолетовые руки  На эмалевой стене  Полусонно чертят звуки  В звонко-звучной тишине. 

Стихотворение «Юному поэту»: 
Юноша бледный со взором горящим,  Ныне даю я тебе три завета.  Первый прими: не живи настоящим,  Только грядущее – область поэта. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,  Как прежде пробежал по этой верной стали.  И снова я с людьми – затем, что я поэт,  Затем, что молнии сверкали. 
Поэт – певец свободы. Он должен всегда находиться на переднем крае. Поэт свято верит в торжество идей свободы, он счастлив служить людям:
«Творчество»:  Фиолетовые руки  На эмалевой стене  Полусонно чертят звуки  В звонко-звучной тишине. 

Слайд 17Мучительный дар даровали мне боги,
Поставив меня на таинственной грани.
И вот я

блуждаю в безумной тревоге,
И вот я томлюсь от больших ожиданий.
Нездешнего мира мне слышатся звуки,
Шаги эвменид и пророчества ламий …
Но тщетно с мольбой простираю я руки,
Невидимо стены стоят между нами.
Земля мне чужда, небеса недоступны,
Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои упованья пред миром преступны,
Мои вдохновенья пред небом ничтожны.
Это стихотворение о трагическом одиночестве поэта: он-человек, поэтому никогда не сможет достичь небесных сфер; 
он-поэт, поэтому никогда не обрести ему гармонии в мире людей.
Мучительный дар даровали мне боги,Поставив меня на таинственной грани.И вот я блуждаю в безумной тревоге,И вот я

Слайд 18Наступление жестокого индустриального века. Неприятие города:  Ты гнешь рабов угрюмых спины,  Чтоб, исступленны

и легки,  Ротационные машины  Ковали острые клинки. 
Единое счастье – работа…  энергичное обращение к читателю – рабочему, хлеборобу, писателю – с призывом упорно трудиться:  Иль – согнут над белой страницей, —  Что сердце диктует, пиши;  Пусть небо зажжется денницей, —  Всю ночь выводи вереницей  Заветные мысли души!  Заключительные строки стихотворения стали общеизвестными благодаря сосредоточенному в них высокому смыслу:  Работай до жаркого пота,  Работай без лишнего счета,  Все счастье земли – за трудом! 
Наступление жестокого индустриального века. Неприятие города:  Ты гнешь рабов угрюмых спины,  Чтоб, исступленны и легки,  Ротационные машины 

Слайд 19Восхищение человеком как мыслящим существом, способным изменять мир, выражено в стихотворении

«Хвала человеку».  Брюсов увлекался идеями научно-технического прогресса, приветствовал активную творческую деятельность человечества, даже мечтал о будущих полетах в космос.

Поэт создает собирательный образ
Человека-творца,
способного изменить к лучшему окружающее пространство: 
Молодой моряк вселенной,  Мира древний дровосек,  Неуклонный, неизменный,  Будь прославлен, Человек! 
Восхищение человеком как мыслящим существом, способным изменять мир, выражено в стихотворении «Хвала человеку».  Брюсов увлекался идеями научно-технического

Слайд 20Федор Кузьмич Сологуб
(псевдоним, настоящая фамилия — Тетерников;
1863—1927) — поэт

и прозаик. литературный кружок «старших» символистов В основе поэзии Сологуба — ощущение жизни, отравленной ежечасным ожиданием смерти, погружение в безотрадные потемки человеческого духа, состояние отчаянной усталости и «бессмысленных томлений». В образах, изощренно спутывающих явь и сновидение, быль и фантастическую грезу, легенду, Сологуб «уличает» земную жизнь в обманах, неизбывном зле, скрывающемся под множеством личин, всюду видит неустранимую вражду между хаосом чувств и «печальным» сознанием человека. Стихи начал печатать с 1884 г.  На революцию 1905 г. Сологуб откликнулся рядом стихотворений, окрашенных симпатиями к ней. Однако поражение революции усилило упадочную настроенность, индивидуалистическую замкнутость и антиобщественные мотивы его творчества. Октябрьскую революцию Ф. Сологуб встретил холодно и отчужденно. В последние годы жизни активно занимался переводами.
Федор Кузьмич Сологуб (псевдоним, настоящая фамилия — Тетерников; 1863—1927) — поэт и прозаик.   литературный кружок

Слайд 21Родился 17 февраля (1 марта н.с.) в Петербурге в бедной семье

(отец - портной, бывший крепостной, мать - крестьянка).  В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в доме одной петербургской чиновницы.  Учился в приходской школе, затем в уездном училище, закончил образование в Петербургском учительском институте (1882).  В 1882 - 92 был учителем математики в провинциальных городах, до выхода в отставку в 1907 продолжал педагогическую деятельность в Петербурге.  Первые стихотворения, в которых присутствует влияние символистов, напечатал в 1884. Десять лет работы в провинции не прошли для него даром: он привез в Петербург начатый еще в 1882 роман "Тяжелые сны", который в 1895 был опубликован в "Северном вестнике". 
Родился 17 февраля (1 марта н.с.) в Петербурге в бедной семье (отец - портной, бывший крепостной, мать

Слайд 22В "Северном вестнике" в 1893 - 97 были помещены 17 его

стихотворений (2 из них - переводы из Верлена), три рассказа ("Тени"; "Червяк"; "К звездам"), пять статей на общественные темы, множество рецензий.  Уже находясь в Петербурге, он вошел в круг русских символистов, объединившихся вокруг журнала "Северный вестник" (Минский, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт и др.). В 1895 - 96 выходят его первые сборники: "Стихи. Книга первая", "Тени. Рассказы и стихи". Сологуб занимает в литературе "такое свое место, что не признавать его сделалось нельзя" (З.Гиппиус).  Выходят его книги стихов ("Змий. Стихи. Книга шестая", 1907; "Пламенный круг", 1908) и рассказов ("Книга разлук", 1908; "Книга очарований", 1909). В эти годы выступает и как драматург ("Дар мудрых пчел", 1907; "Победа смерти" и "Ночные пляски", 1908, и др.).  Вершиной его прозы стал знаменитый роман "Мелкий бес", написанный в 1902 и опубликованный в 1907. Появление этого романа определило дальнейшую судьбу Сологуба: он смог выйти в отставку и заняться только литературным трудом. Он начинает писать роман "Навьи чары". 
В

Слайд 23В 1910 - 12 выходит Собрание сочинений Сологуба в двенадцати томах.

Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую не принял, однако продолжал общественно-литературную деятельность. В марте 1918 был избран председателем Совета Союза деятелей художественной литературы. Издал свои демократические стихи разных лет (сборник "Соборный благовест", 1921).  Много занимается переводами. В 1924 избирается почетным председателем секции переводчиков в Союзе ленинградских писателей, в 1925 - председателем секции детской литературы, в 1926 - председателем правления Союза, входит в редколлегию "Всемирной литературы". В эти годы выпускает ряд сборников стихов. 5 декабря 1927 Ф.Сологуб скончался в Ленинграде.
В 1910 - 12 выходит Собрание сочинений Сологуба в двенадцати томах. Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую не принял,

Слайд 24«Я — бог таинственного мира…») «Я - бог таинственного мира...»  Я - бог

таинственного мира,  Весь мир в одних моих мечтах,  Не сотворю себе кумира  Ни на земле, ни в небесах.  Моей божественной природы  Я не открою никому.  Тружусь, как раб, а для свободы  Зову я ночь, покой и тьму. 
Мотив смерти
Покоя мёртвых не смущай, –  Могилы украшай цветами,  Но бесполезными слезами  Земли не орошай. 
Из замогильной дали  Не долетит, как не зови,  На запоздалый крик печали  Ответный голос их любви. 
Дождь неугомонный
Шумно в стекла бьет,
Точно враг бессонный,
Воя, слезы льет.
 
Ветер, как бродяга,
Стонет под окном,
И шуршит бумага
Под моим пером.


«Я — бог таинственного мира…») «Я - бог таинственного мира...»  Я - бог таинственного мира,  Весь мир

Слайд 25Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.
Родился в

Омске в семье крупного чиновника. По матери приходился дальним родственником Пушкину. Когда ему исполнилось четыре года, семья перебралась в Томск, а через год – в Петербург, где отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. Но в 1874 его разбил паралич, и материальное положение семьи стало очень тяжёлым.
Окончив гимназию в 1872, Анненский лишь в 1875 поступил в университет. Окончил историко- филологический факультет Петербургского университета в 1879.
В это время он женился на Надежде Валентиновне Хмара-Барщевской, вдове с двумя сыновьями-подростками, которая была старше его на 23 года. Через год у них родился сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом «В. Кривич».
После окончания университета началась многолетняя педагогическая деятельность Анненского: он преподавал греческий и латинский языки в гимназии, был директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе, читал лекции по истории древнегреческой литературы на Высших женских курсах в Петербурге.
Одновременно с преподавательской работой перевёл и опубликовал трагедии Еврипида. Издавал статьи о русской литературе, писал стихи и поэтические трагедии.
Лирика его, носившая символический характер, отличалась глубокой искренностью и в дальнейшем оказала сильное влияние на творчество поэтов-акмеистов, которые объявили Анненского своим духовным учителем.
1

Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.Родился в Омске в семье крупного чиновника. По

Слайд 26Есть любовь, похожая на дым;
Если тесно ей - она одурманит,


Дать ей волю - и ее не станет..
.Быть как дым,- но вечно молодым.
Есть любовь, похожая на тень:
Днем у ног лежит - тебе внимает,
Ночью так неслышно обнимает...
Быть как тень, но вместе ночь и день...
Есть любовь, похожая на дым; Если тесно ей - она одурманит, Дать ей волю - и ее

Слайд 27АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
БОРИС БУГАЕВ
1880 – 1934г.
русский прозаик,
поэт, критик,
литературовед

АНДРЕЙ БЕЛЫЙБОРИС БУГАЕВ1880 – 1934г.русский прозаик, поэт, критик, литературовед

Слайд 281880, род. – в Москве в дворянской семье известного математика, профессора

МГУ Николая Васильевича Бугаева.
1891 – Борис Бугаев поступает в Московскую частную гимназию. 1895 – знакомится с Сергеем Соловьевым и его родителями, брат отца– философ Владимир Соловьев.
1899– Борис Бугаев студент естественного отделения физико-математического факультета Московского университета. 1900– работает над «Северной симфонией» и циклом символистских стихов; начинает серьезно изучать философские труды и поэзию В. С. Соловьева.
1901 знакомится с В. Брюсовым, Д. Мережковским и З. Гиппиус. 1902, – в свет выходит «2-я драматическая симфония»; она стала первой публикацией Бориса Бугаева, впервые подписана псевдонимом Андрей Белый;
1903  – начало переписки с Александром Блоком;
– скоропостижно скончался М. С. Соловьев, в тот же день не в силах перенести утрату застрелилась О. М. Соловьева; – поэтический дебют А. Белого в альманахе «Северные цветы»; – Белый знакомится с К. Д. Бальмонтом, М. А. Волошиным и другими символистами,;
– получает диплом об окончании университета;
1880, род. – в Москве в дворянской семье известного математика, профессора МГУ Николая Васильевича Бугаева.1891 – Борис

Слайд 291904 – Белый знакомится с А. Блоком и его женой Любовью Дмитр.;

в свет выходит первый поэтический сборник Белого «Золото в лазури»; – Белый знакомится с Вячеславом Ивановым; – поступает на историко-филологический факультет Московского университета, гостит у А. Блока в Шахматове; 1905, 9 января – Белый приезжает в Петербург к Блокам и Мережковским, становится свидетелем Кровавого воскресенья и участником последующих событий и акций протеста; – приезжает в Шахматово к Блокам, делает письменное признание в любви Любови Дмитриевне Блок; 1906 – объясняется в любви Л. Д. Блок; – подает прошение об отчислении из университета и отправляется в путешествие по Европе. 1907 – Андрей Белый возвращается в Москву; – Блок вызывает Белого на дуэль; при встрече конфликт улаживается. 1910– живет в Петербурге на квартире («Башне») Вячеслава Иванова; – в свет выходит отдельное издание «Серебряного голубя»;  – читает лекцию в Религиозно-философском обществе на тему «Трагедия творчества у Достоевского», возобновляет дружбу с Блоком, после смерти Льва Толстого пишет брошюру «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой»;
1904 – Белый знакомится с А. Блоком и его женой Любовью Дмитр.;  в свет выходит первый поэтический

Слайд 30
1912,– отказ печатать роман; – Белый передает написанные главы романа «Петербург»

другому издателю и уезжает с Асей Тургеневой в Европу.  1913 – возвращаются в Россию; в Петербурге Белый знакомится с Ивановым, общается с Блоком, Мережковским, Гиппиус, Бердяевым; с группой русских антропософов выезжает в(Хельсинки), где читает лекции. 1916– в России выходит отдельное издание романа «Петербург»; – в связи с призывом на военную службу Белый возвращается в Россию– получает трехмесячную отсрочку от службы; 1917– вновь получает двухмесячную отсрочку от военной службы; – попеременно живет в Петрограде и Царском Селе, знакомится с С. Есениным, Н. Клюевым, другими «крестьянскими поэтами», а также с М. Пришвиным, Е. Замятиным, О. Форш, А. Чапыгиным, К. Петровым-Водкиным и др.; 28 февраля – в Петрограде произошла революция; Белый возвращается в Москву.
1918, – работает над эпопеей «Я» («Записки чудака») и циклом философско-публицистических этюдов «На перевале», пишет поэму «Христос воскрес»; – поступает на службу помощника архивиста; читает лекции в первое московском Антропософском обществе; публикует книгу «На перевале: служит в московском Пролеткульте и в Театральном отделе Наркомпроса. 1919 – участвует а организации Дворца искусств в Москве, выходит в свет поэма «Христос воскрес»; его избирают в состав Президиума Всероссийского союза поэтов; служит в Отделе охраны памятников старины. 1920, 17 февраля – 9 июля – в Петрограде работает в Вольной философской ассоциации (Вольфила), председателем совета которой его избрали – в Москве работает над книгами: «Лев Толстой и культура», «Кризис сознания»,.
1912,– отказ печатать роман; – Белый передает написанные главы романа «Петербург» другому издателю и уезжает

Слайд 31символистов «Весы».
В 1906—1908 гг. Белый пережил личную драму: он безнадёжно влюбился

в жену Блока Любовь Дмитриевну. Это повлекло за собой трагический надлом в отношениях с другом-поэтом и в конце концов вылилось в пронзительную лирику (сборник «Урна», 1909 г.).
Роман «Серебряный голубь» (1909 г.) — попытка осмыслить катастрофическое состояние России как пролог к её грядущему духовному возрождению.
В первой половине 10-х гг. создан самый известный роман Белого, представляющий собой одно из высших достижений русского символизма, — «Петербург»,.
В Октябрьском перевороте 1917 г. Белый увидел очередное явление очистительной стихии. Он искренне старался приспособиться к жизни в новой России, участвуя в «культурном строительстве», даже написал поэму, пронизанную революционным пафосом, — «Христос воскрес» (1918г.). Однако в начале 20-х гг. опять уехал за границу.
Встречавшие его в Берлине отмечали в нём душевный надлом. Причинами послужили измена жены, разочарование в учении немецкого мистика.
В последние годы жизни он выпустил три книги воспоминаний.. Эти мемуары —- бесценный источник сведений об эпохе и о литературных исканиях.
Летом 1933 г. в Коктебеле у Белого случился солнечный удар. 8 января 1934 г. после нескольких кровоизлияний в мозг «гениального и странного» (по словам Блока) писателя не стало.
символистов «Весы».В 1906—1908 гг. Белый пережил личную драму: он безнадёжно влюбился в жену Блока Любовь Дмитриевну. Это

Слайд 331921 последняя встреча с А. Блоком (7 августа умирает А. Блок); 11

августа – Белый начинает писать воспоминания о Блоке; 20 октября – Белый уезжает в Берлин; 1922 – начинает сотрудничать с берлинской газетой «Голос России», готовит к изданию сокращенную и переработанную редакцию романа «Петербург», выступает на митинге, посвященном организации помощи голодающему населению России; – Белый сближается с Мариной Цветаевой, начинает работать над книгой стихов. 1923– возвращается в Москву. 1924 последняя встреча с Брюсовым. 1928 – пишет автобиографический очерк «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть…» – публикует роман «Петербург»; – работает над первым томом мемуаров «На рубеже двух столетий»; – работает над романом «Маски», третьей частью трилогии «Москва». 1930– выходят в свет воспоминания «На рубеже двух столетий
– отдыхает в Крыму, в последний раз встречается в Коктебеле с М. Волошиным; 1931 – регистрирует брак с К. Н. Васильевой (отныне – Бугаевой); – пишет письмо И. В. Сталину; работает над книгой о Гоголе, уезжает в Москву. 1932 – работает над книгой «Мастерство Гоголя»; – сдает часть своего архива в Литературный музей; 1933, январь – выходит в свет роман «Маски»; «вечера» Андрея Белого в Политехническом музее; Белый отдыхает в Коктебеле; 8 декабря – из-за ухудшения самочувствия Белого помещают в больницу.  1934,8 января – Андрей Белый скончался от паралича дыхательных путей в присутствии жены и врачей.
Его прах захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
1921 последняя встреча с А. Блоком (7 августа умирает А. Блок); 11 августа – Белый начинает писать

Слайд 34Поля моей скудной земли Вон там преисполнены скорби. Холмами пространства вдали Изгорби, равнина, изгорби! Косматый,

далекий дымок. Косматые в далях деревни. Туманов косматый поток. Просторы голодных губерний. Просторов простертая рать: В пространствах таятся пространства. Россия, куда мне бежать От голода, мора и пьянства? От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы. Покойников ждали и ждут Пологие скорбные склоны. Там Смерть протрубила вдали В леса, города и деревни, В поля моей скудной земли, В просторы голодных губерний.     

Русь

Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно в золотую ослепительность.
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.
В сердце бедном много зла сожжено и перемолото.
Наши души - зеркала, отражающие золото.

Поля моей скудной земли Вон там преисполнены скорби. Холмами пространства вдали Изгорби, равнина, изгорби! Косматый, далекий дымок.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть