Слайд 1Серебряный век — образное название периода
в истории русской поэзии,
относящегося к началу XX века,
данное по аналогии с «Золотым веком»
(первая треть XIX века).
На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев,
поэты и критики
Николай Оцуп, Сергей Маковский..
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 2Литературные течения и объединения
Символизм
Новое литературное направление — символизм — явилось порождением
глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века.
Кризис проявился
в негативной оценке прогрессивных общественных идей,
в пересмотре моральных ценностей,
в утрате веры в силу научного сознания,
в увлечении идеалистической философией.
Слайд 4Русский символизм
Зарождался в годы крушения Народничества, широкого распространения пессимистических настроений. декаданс
Литература Серебряного
века ставит не злобные социальные вопросы, а глобальные философские.
Хронологические рамки русского символизма
1890-е годы —1910 год.
На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:
российская поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;
Поэзия французского символизма.
Основная мысль: искусство — средство познания мира.
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.
Слайд 5
Старшие символисты
Петербургские символисты:
Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб.
В их творчестве поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы
разочарования, декаданс.
Московские символисты:
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта,
поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
Младшие символисты
А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов.
«Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для них символизм — это философия, преломленная в поэтическом сознании.
Слайд 6Серебряный век. Символизм
Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском
искусстве 1870 – 1910-х г.; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков.
Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.
Само слово "символ" в традиционной поэтике означает "многозначное иносказание", то есть
поэтический образ,
выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
Слайд 7Среди миров
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды и повторяю имя...
Не потому,
чтоб я Её любил.
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне в сомненье тяжело,
Я у Неё одной молю ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Я – бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
Иннокентий Анненский
Фёдор Сологуб
Слайд 8Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью
«О
причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе»,
прочитанную им в Петербурге в декабре 1892.
Расцвет русского символизма связан с приходом
А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского,
Слайд 9Мне открылось, что времени нет,
Что недвижны узоры планет,
Что бессмертие к смерти
ведет,
Что за смертью бессмертие ждет.
К. Бальмонт
…только мимолетности я влагаю в стих. К. Бальмонт
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…
СОЛНЕЧНЫЙ ПОЭТ
Константин Бальмонт
Слайд 101867г. – Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье.
Учился в гимназии в Шуе.
1886 г. поступил на юридический фак. Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении.
1890 г. – вышел первый сборник стихотворений Бальмонта
1894 г. – «Под северным небом», потом «Тишина», «Будем как Солнце».
В них преобладают мотивы гражданской скорби.
Вскоре Бальмонт выступает как один из зачинателей символизма.
1895—1905г. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов; позднее его популярность падает..
Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в книгах. Был захвачен революционными событиями
1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих «Песни мстителя» .
Из-за репрессий жил за границей и вернулся на родину в 1913 г.
Знал многоязыков, переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
1921 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России.
Всего выпустил 35 сборников стихов, 20 книг прозы
1942 г. Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.
Слайд 11Я возглас боли, я крик тоски.
Я камень, павший на дно реки.
Я
тайный стебель подводных трав.
Я бледный облик речных купав.
Я легкий призрак меж двух миров.
Я сказка взоров. Я взгляд без слов.
Я знак заветный, – и лишь со мной
Ты скажешь сердцем: «Есть мир иной»
Слайд 12Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
Из сочных гроздий венки свивать.
Хочу упиться
роскошным телом,
Хочу одежды с тебя сорвать!
Хочу я зноя атласной груди,
Мы два желанья в одно сольем.
Уйдите, боги! Уйдите, люди!
Мне сладко с нею побыть вдвоем!
Пусть будет завтра и мрак и холод,
Сегодня сердце отдам лучу.
Я буду счастлив! Я буду молод!
Я буду дерзок! Я так хочу!
Мотивы лирики
ТЕМА СОЛНЦА: Я В ЭТОТ МИР ПРИШЕЛ, ЧТОБ ВИДЕТЬ СОЛНЦЕ…
ПРИРОДА: ЕСТЬ В РУССКОЙ ПРИРОДЕ УСТАЛАЯ НЕЖНОСТЬ..
ТЕМА ЛЮБВИ.
Слайд 13Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924 гг.)
Русский поэт. Внук поэта-баснописца И.Л. Бакулина и
бывшего крепостного, откупившегося на волю и открывшего торговое дело.
1873 г. – род. в Москве. 1885—1893г . учился в частной гимназии.
1893—1899 на историко-филологическом фак. Московск. универс.
1894—1895 г. издал три сб. «Русские символисты», из его стихов.
1890-х Брюсов известный поэт-символист, знаком с Бальмонтом
После университета был в журнале «Русский архив», он стал инициатором и руководителем издательства «Скорпион»,
Брюсов блестяще переводил произведения армянских поэтов, исследовал творчество А.С Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева.
После Октябрьской революции он активный издательский деятель
:1917-1919 гг. возглавлял Комитет по регистрации печати.
1918—1919 гг. — заведующий Московским библиотечным отделом.
1921 г. председатель Президиума Всероссийского союза поэтов;
1919 г работал в Государственном издательстве, был член Государственного ученого совета, профессор МГУ;
1922 г —заведующий Отделом художественного образования.
1921 г организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором.
1924 г. – умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Слайд 14Мы встретились с нею случайно,
И робко мечтал я об ней,
Но долго
заветная тайна
Таилась в печали моей.
Но раз в золотое мгновенье
Я высказал тайну свою;
Я видел румянец смущенья,
Услышал в ответ я "люблю".
И вспыхнули трепетно взоры,
И губы слилися в одно.
Вот старая сказка, которой
Быть юной всегда суждено.
Тема любви
Гимн женщине
Слайд 15«Женщине» Валерий Брюсов
Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты —
свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты — женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты — в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя!
Слайд 16 «Творчество»:
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
Стихотворение «Юному поэту»:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде пробежал по этой верной стали.
И снова я с людьми – затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.
Поэт – певец свободы. Он должен всегда находиться на переднем крае. Поэт свято верит в торжество идей свободы, он счастлив служить людям:
Слайд 17Мучительный дар даровали мне боги,
Поставив меня на таинственной грани.
И вот я
блуждаю в безумной тревоге,
И вот я томлюсь от больших ожиданий.
Нездешнего мира мне слышатся звуки,
Шаги эвменид и пророчества ламий …
Но тщетно с мольбой простираю я руки,
Невидимо стены стоят между нами.
Земля мне чужда, небеса недоступны,
Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои упованья пред миром преступны,
Мои вдохновенья пред небом ничтожны.
Это стихотворение о трагическом одиночестве поэта: он-человек, поэтому никогда не сможет достичь небесных сфер;
он-поэт, поэтому никогда не обрести ему гармонии в мире людей.
Слайд 18Наступление жестокого индустриального века. Неприятие города:
Ты гнешь рабов угрюмых спины,
Чтоб, исступленны
и легки,
Ротационные машины
Ковали острые клинки.
Единое счастье – работа…
энергичное обращение к читателю – рабочему, хлеборобу, писателю – с призывом упорно трудиться:
Иль – согнут над белой страницей, —
Что сердце диктует, пиши;
Пусть небо зажжется денницей, —
Всю ночь выводи вереницей
Заветные мысли души!
Заключительные строки стихотворения стали общеизвестными благодаря сосредоточенному в них высокому смыслу:
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли – за трудом!
Слайд 19Восхищение человеком как мыслящим существом, способным изменять мир, выражено в стихотворении
«Хвала человеку».
Брюсов увлекался идеями научно-технического прогресса, приветствовал активную творческую деятельность человечества, даже мечтал о будущих полетах в космос.
Поэт создает собирательный образ
Человека-творца,
способного изменить к лучшему окружающее пространство:
Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!
Слайд 20Федор Кузьмич Сологуб
(псевдоним, настоящая фамилия — Тетерников;
1863—1927) — поэт
и прозаик.
литературный кружок «старших» символистов
В основе поэзии Сологуба — ощущение жизни, отравленной ежечасным ожиданием смерти, погружение в безотрадные потемки человеческого духа, состояние отчаянной усталости и «бессмысленных томлений». В образах, изощренно спутывающих явь и сновидение, быль и фантастическую грезу, легенду, Сологуб «уличает» земную жизнь в обманах, неизбывном зле, скрывающемся под множеством личин, всюду видит неустранимую вражду между хаосом чувств и «печальным» сознанием человека.
Стихи начал печатать с 1884 г.
На революцию 1905 г. Сологуб откликнулся рядом стихотворений, окрашенных симпатиями к ней. Однако поражение революции усилило упадочную настроенность, индивидуалистическую замкнутость и антиобщественные мотивы его творчества. Октябрьскую революцию Ф. Сологуб встретил холодно и отчужденно.
В последние годы жизни активно занимался переводами.
Слайд 21Родился 17 февраля (1 марта н.с.) в Петербурге в бедной семье
(отец - портной, бывший крепостной, мать - крестьянка).
В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в доме одной петербургской чиновницы.
Учился в приходской школе, затем в уездном училище, закончил образование в Петербургском учительском институте (1882).
В 1882 - 92 был учителем математики в провинциальных городах, до выхода в отставку в 1907 продолжал педагогическую деятельность в Петербурге.
Первые стихотворения, в которых присутствует влияние символистов, напечатал в 1884. Десять лет работы в провинции не прошли для него даром: он привез в Петербург начатый еще в 1882 роман "Тяжелые сны", который в 1895 был опубликован в "Северном вестнике".
Слайд 22В "Северном вестнике" в 1893 - 97 были помещены 17 его
стихотворений (2 из них - переводы из Верлена), три рассказа ("Тени"; "Червяк"; "К звездам"), пять статей на общественные темы, множество рецензий.
Уже находясь в Петербурге, он вошел в круг русских символистов, объединившихся вокруг журнала "Северный вестник" (Минский, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт и др.). В 1895 - 96 выходят его первые сборники: "Стихи. Книга первая", "Тени. Рассказы и стихи". Сологуб занимает в литературе "такое свое место, что не признавать его сделалось нельзя" (З.Гиппиус).
Выходят его книги стихов ("Змий. Стихи. Книга шестая", 1907; "Пламенный круг", 1908) и рассказов ("Книга разлук", 1908; "Книга очарований", 1909). В эти годы выступает и как драматург ("Дар мудрых пчел", 1907; "Победа смерти" и "Ночные пляски", 1908, и др.).
Вершиной его прозы стал знаменитый роман "Мелкий бес", написанный в 1902 и опубликованный в 1907. Появление этого романа определило дальнейшую судьбу Сологуба: он смог выйти в отставку и заняться только литературным трудом. Он начинает писать роман "Навьи чары".
Слайд 23В 1910 - 12 выходит Собрание сочинений Сологуба в двенадцати томах.
Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую не принял, однако продолжал общественно-литературную деятельность. В марте 1918 был избран председателем Совета Союза деятелей художественной литературы. Издал свои демократические стихи разных лет (сборник "Соборный благовест", 1921).
Много занимается переводами. В 1924 избирается почетным председателем секции переводчиков в Союзе ленинградских писателей, в 1925 - председателем секции детской литературы, в 1926 - председателем правления Союза, входит в редколлегию "Всемирной литературы". В эти годы выпускает ряд сборников стихов. 5 декабря 1927 Ф.Сологуб скончался в Ленинграде.
Слайд 24«Я — бог таинственного мира…»)
«Я - бог таинственного мира...»
Я - бог
таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах,
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
Мотив смерти
Покоя мёртвых не смущай, –
Могилы украшай цветами,
Но бесполезными слезами
Земли не орошай.
Из замогильной дали
Не долетит, как не зови,
На запоздалый крик печали
Ответный голос их любви.
Дождь неугомонный
Шумно в стекла бьет,
Точно враг бессонный,
Воя, слезы льет.
Ветер, как бродяга,
Стонет под окном,
И шуршит бумага
Под моим пером.
Слайд 25Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.
Родился в
Омске в семье крупного чиновника. По матери приходился дальним родственником Пушкину. Когда ему исполнилось четыре года, семья перебралась в Томск, а через год – в Петербург, где отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. Но в 1874 его разбил паралич, и материальное положение семьи стало очень тяжёлым.
Окончив гимназию в 1872, Анненский лишь в 1875 поступил в университет. Окончил историко- филологический факультет Петербургского университета в 1879.
В это время он женился на Надежде Валентиновне Хмара-Барщевской, вдове с двумя сыновьями-подростками, которая была старше его на 23 года. Через год у них родился сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом «В. Кривич».
После окончания университета началась многолетняя педагогическая деятельность Анненского: он преподавал греческий и латинский языки в гимназии, был директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе, читал лекции по истории древнегреческой литературы на Высших женских курсах в Петербурге.
Одновременно с преподавательской работой перевёл и опубликовал трагедии Еврипида. Издавал статьи о русской литературе, писал стихи и поэтические трагедии.
Лирика его, носившая символический характер, отличалась глубокой искренностью и в дальнейшем оказала сильное влияние на творчество поэтов-акмеистов, которые
объявили Анненского своим духовным учителем.
1
Слайд 26Есть любовь, похожая на дым;
Если тесно ей - она одурманит,
Дать ей волю - и ее не станет..
.Быть как дым,- но вечно молодым.
Есть любовь, похожая на тень:
Днем у ног лежит - тебе внимает,
Ночью так неслышно обнимает...
Быть как тень, но вместе ночь и день...
Слайд 27АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
БОРИС БУГАЕВ
1880 – 1934г.
русский прозаик,
поэт, критик,
литературовед
Слайд 281880, род. – в Москве в дворянской семье известного математика, профессора
МГУ Николая Васильевича Бугаева.
1891 – Борис Бугаев поступает в Московскую частную гимназию.
1895 – знакомится с Сергеем Соловьевым и его родителями, брат отца– философ Владимир Соловьев.
1899– Борис Бугаев студент естественного отделения физико-математического факультета Московского университета.
1900– работает над «Северной симфонией» и циклом символистских стихов; начинает серьезно изучать философские труды и поэзию В. С. Соловьева.
1901 знакомится с В. Брюсовым, Д. Мережковским и З. Гиппиус.
1902, – в свет выходит «2-я драматическая симфония»; она стала первой публикацией Бориса Бугаева, впервые подписана псевдонимом Андрей Белый;
1903 – начало переписки с Александром Блоком;
– скоропостижно скончался М. С. Соловьев, в тот же день не в силах перенести утрату застрелилась О. М. Соловьева;
– поэтический дебют А. Белого в альманахе «Северные цветы»;
– Белый знакомится с К. Д. Бальмонтом, М. А. Волошиным и другими символистами,;
– получает диплом об окончании университета;
Слайд 291904 – Белый знакомится с А. Блоком и его женой Любовью Дмитр.;
в свет выходит первый поэтический сборник Белого «Золото в лазури»;
– Белый знакомится с Вячеславом Ивановым;
– поступает на историко-филологический факультет Московского университета, гостит у А. Блока в Шахматове;
1905, 9 января – Белый приезжает в Петербург к Блокам и Мережковским, становится свидетелем Кровавого воскресенья и участником последующих событий и акций протеста;
– приезжает в Шахматово к Блокам, делает письменное признание в любви Любови Дмитриевне Блок;
1906 – объясняется в любви Л. Д. Блок;
– подает прошение об отчислении из университета и отправляется в путешествие по Европе.
1907 – Андрей Белый возвращается в Москву;
– Блок вызывает Белого на дуэль; при встрече конфликт улаживается.
1910– живет в Петербурге на квартире («Башне») Вячеслава Иванова;
– в свет выходит отдельное издание «Серебряного голубя»;
– читает лекцию в Религиозно-философском обществе на тему «Трагедия творчества у Достоевского», возобновляет дружбу с Блоком, после смерти Льва Толстого пишет брошюру «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой»;
Слайд 30
1912,– отказ печатать роман; – Белый передает написанные главы романа «Петербург»
другому издателю и уезжает с Асей Тургеневой в Европу.
1913 – возвращаются в Россию; в Петербурге Белый знакомится с Ивановым, общается с Блоком, Мережковским, Гиппиус, Бердяевым; с группой русских антропософов выезжает в(Хельсинки), где читает лекции.
1916– в России выходит отдельное издание романа «Петербург»;
– в связи с призывом на военную службу Белый возвращается в Россию– получает трехмесячную отсрочку от службы;
1917– вновь получает двухмесячную отсрочку от военной службы;
– попеременно живет в Петрограде и Царском Селе, знакомится с С. Есениным, Н. Клюевым, другими «крестьянскими поэтами», а также с М. Пришвиным, Е. Замятиным, О. Форш, А. Чапыгиным, К. Петровым-Водкиным и др.;
28 февраля – в Петрограде произошла революция; Белый возвращается в Москву.
1918, – работает над эпопеей «Я» («Записки чудака») и циклом философско-публицистических этюдов «На перевале», пишет поэму «Христос воскрес»;
– поступает на службу помощника архивиста; читает лекции в первое московском Антропософском обществе; публикует книгу «На перевале: служит в московском Пролеткульте и в Театральном отделе Наркомпроса.
1919 – участвует а организации Дворца искусств в Москве, выходит в свет поэма «Христос воскрес»; его избирают в состав Президиума Всероссийского союза поэтов; служит в Отделе охраны памятников старины.
1920, 17 февраля – 9 июля – в Петрограде работает в Вольной философской ассоциации (Вольфила), председателем совета которой его избрали
– в Москве работает над книгами: «Лев Толстой и культура», «Кризис сознания»,.
Слайд 31символистов «Весы».
В 1906—1908 гг. Белый пережил личную драму: он безнадёжно влюбился
в жену Блока Любовь Дмитриевну. Это повлекло за собой трагический надлом в отношениях с другом-поэтом и в конце концов вылилось в пронзительную лирику (сборник «Урна», 1909 г.).
Роман «Серебряный голубь» (1909 г.) — попытка осмыслить катастрофическое состояние России как пролог к её грядущему духовному возрождению.
В первой половине 10-х гг. создан самый известный роман Белого, представляющий собой одно из высших достижений русского символизма, — «Петербург»,.
В Октябрьском перевороте 1917 г. Белый увидел очередное явление очистительной стихии. Он искренне старался приспособиться к жизни в новой России, участвуя в «культурном строительстве», даже написал поэму, пронизанную революционным пафосом, — «Христос воскрес» (1918г.). Однако в начале 20-х гг. опять уехал за границу.
Встречавшие его в Берлине отмечали в нём душевный надлом. Причинами послужили измена жены, разочарование в учении немецкого мистика.
В последние годы жизни он выпустил три книги воспоминаний.. Эти мемуары —- бесценный источник сведений об эпохе и о литературных исканиях.
Летом 1933 г. в Коктебеле у Белого случился солнечный удар. 8 января 1934 г. после нескольких кровоизлияний в мозг «гениального и странного» (по словам Блока) писателя не стало.
Слайд 331921 последняя встреча с А. Блоком (7 августа умирает А. Блок);
11
августа – Белый начинает писать воспоминания о Блоке;
20 октября – Белый уезжает в Берлин;
1922 – начинает сотрудничать с берлинской газетой «Голос России», готовит к изданию сокращенную и переработанную редакцию романа «Петербург», выступает на митинге, посвященном организации помощи голодающему населению России;
– Белый сближается с Мариной Цветаевой, начинает работать над книгой стихов.
1923– возвращается в Москву.
1924 последняя встреча с Брюсовым.
1928 – пишет автобиографический очерк «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть…» – публикует роман «Петербург»;
– работает над первым томом мемуаров «На рубеже двух столетий»;
– работает над романом «Маски», третьей частью трилогии «Москва».
1930– выходят в свет воспоминания «На рубеже двух столетий
– отдыхает в Крыму, в последний раз встречается в Коктебеле с М. Волошиным;
1931 – регистрирует брак с К. Н. Васильевой (отныне – Бугаевой);
– пишет письмо И. В. Сталину; работает над книгой о Гоголе, уезжает в Москву.
1932 – работает над книгой «Мастерство Гоголя»;
– сдает часть своего архива в Литературный музей;
1933, январь – выходит в свет роман «Маски»; «вечера» Андрея Белого в Политехническом музее; Белый отдыхает в Коктебеле;
8 декабря – из-за ухудшения самочувствия Белого помещают в больницу.
1934,8 января – Андрей Белый скончался от паралича дыхательных путей в присутствии жены и врачей.
Его прах захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Слайд 34Поля моей скудной земли
Вон там преисполнены скорби.
Холмами пространства вдали
Изгорби, равнина, изгорби!
Косматый,
далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.
Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать
От голода, мора и пьянства?
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Покойников ждали и ждут
Пологие скорбные склоны.
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни,
В поля моей скудной земли,
В просторы голодных губерний.
Русь
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно в золотую ослепительность.
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.
В сердце бедном много зла сожжено и перемолото.
Наши души - зеркала, отражающие золото.