Слайд 1«Серебряный век»
русской культуры
1890 – 1917
Учебно-демонстрационные материалы
для уроков литературы
В 9 и 11 классах
Слайд 2Содержание
Расцвет науки и культуры на рубеже XlX и XX веков:
философия
наука
живопись
театр
музыка
Литературные направления
на рубеже веков:
реалистическая литература
романтические формы
основные модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)
Слайд 3 Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город
плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья, −
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Ахматова. «Поэма без героя»
Слайд 4Предисловие
«Серебряный век» ─ проявление духовного и
художественного возрождения, знаменующего взлет русской культуры конца XlX – начала XX веков. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых поистине индивидуален, ̶ определяют значение этого феномена, как будто призванного предвосхитить колоссальный рывок России, ее прорыв к тому, о чем издавна мечтало человечество. Однако случилось обратное, и трагические уроки XX века заставляют нас не только открывать для себя художественные индивидуальности, наслаждаться музыкой стиха и силой слова, но и искать «в глубине строки» ответы на «проклятые» вопросы, которые всегда ставила русская литература независимо от того, делалось это впрямую, осознанно или прорывалось сквозь декларируемую независимость художественного творчества.
Слайд 5Определение понятия
«серебряный век»
Словосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры концаXlX – начала XX века. Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», по традиции обозначающим «пушкинский период» русской литературы, термин «серебряный век» поначалу относился только к поэтическому творчеству рубежа веков. В какой-то момент, однако, он стал использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX века в России.
Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного, двух и даже нескольких десятков значительных художников слова. Понятие это характеризует скорее «дух эпохи», чем тот или иной персональный состав хрестоматий и антологий. И это при том, что литература рубежа веков явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей.
Слайд 6Расцвет науки и культуры
на рубеже веков
Слайд 7Философия
Владимир Соловьев
Сергей Булгаков
Павел Флоренский
Николай Бердяев
Иван Ильин
Слайд 8
Николай Бердяев
Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948), русский
религиозный философ. В 1922 году был выслан из советской России, с1925 г. жил во Франции. От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе индивидуализма. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени.
Основные сочинения: «Смысл творчества» (1916), «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия духа» (1927 – 1928), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949).
Слайд 9 Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900), русский религиозный
философ, поэт, публицист. Проповедовал утопический идеал теократии (форма правления, при которой Глава церкви является главой государства); оказал большое влияние на русскую религиозную философию и поэзию русских символистов.
Основные сочинения: «Оправдание добра. Нравственная философия», «Смысл любви».
Владимир Соловьев
Слайд 10
Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944), русский философ
и экономист. С 1923 года жил в эмиграции, в Париже. От легального марксизма перешел к религиозной философии, затем – к православному богословию.
Основные сочинения: «Философия хозяйства» (1912), «О богочеловечестве. Трилогия» (1933 – 1945), «Философия имени» (издано в 1953).
Сергей Булгаков
Слайд 11 Павел Флоренский
Флоренский Павел Александрович (1882 – 1937), российский ученый, религиозный философ, богослов. С сочинении «Столп и утверждение истины…» разработал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. Работы двадцатых годов прошлого века содержат исследования в области языкознания, философии, математики, физики и др.
Репрессирован; реабилитирован посмертно.
Слайд 12 Иван Ильин
Ильин Иван Александрович (1883 –
1954), российский философ, правовед, публицист. Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 году выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923 г.) и издатель журнала «Русский колокол» (1927 – 1930).
Автор нескольких сотен статей и более 30 книг, в том числе «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1935), «Основы борьбы за национальную Россию».
Слайд 13
Наука
Вавилов
Сергей Иванович.
Попов
Александр Степанович.
Сеченов
Иван Михайлович.
Павлов
Иван Петрович
(Портрет работы
М. Нестерова).
Слайд 15Илья Репин
Михаил Врубель
Михаил Нестеров
Валентин Серов
Александр Бенуа
Картинная
галерея
Слайд 16Илья Репин
1844 ─1930
И. Е. Репин. «Царевна Софья». 1879. Третьяковская галерея.
И. Е.
Репин «Иван Грозный и сын его Иван». 1885. Третьяковская галерея.
«М. П. Мусоргский».
Портрет работы И. Е. Репина.
И. Е. Репин. «Протодиакон». 1877. Третьяковская галерея.
Слайд 17Михаил Врубель
1856 ─ 1910
М. А. Врубель. «Автопортрет».
1904 год. Третьяковская галерея.
Михаил
Врубель. «Царевна-лебедь».
Третьяковская галерея.
М. А. Врубель. «Демон сидящий».
1890. Третьяковская галерея.
М. А. Врубель. «Портрет С. И. Мамонтова».
1897 год. Третьяковская галерея.
Слайд 18Михаил Нестеров
1862 ─ 1942
М. В. Нестеров. «Над Волгой».
М. В. Нестеров.
«Видение отроку Варфоломею».
1889-1890 годы. Третьяковская галерея.
П. Д. Корин. «Портрет
художника М. В. Нестерова».
1939 год.
Слайд 19Валентин Серов
1856 - 1911
В. А. Серов. «Девочка с персиками». 1887. Третьяковская
галерея.
И.Е. Репин.
«Портрет художника В. А. Серова». 1901. Третьяковская галерея.
В. А. Серов. «Сыновья художника».
1899 год. Русский музей, Петербург.
В. А. Серов. «Девушка, освещенная солнцем». 1888. Третьяковская галерея.
Слайд 20Александр Бенуа
1870 ─ 1960
А. Н. Бенуа
с дочерью (1960 г.).
А. Н. Бенуа. «Парад при Павле I».
1907. Русский музей.
А. Н. Бенуа. Иллюстрация
к поэме А. С. Пушкина
«Медный всадник».
А. Н. Бенуа. «Гл. IV. Дуэль между Петром Гриневым и Швабриным».
Иллюстрация к повести
А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
А. Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
Слайд 22Великие имена
Федор Шаляпин
Вера Комиссаржевская
Василий Качалов
Константин Станиславский
Михаил Чехов
Михаил Фокин
Анна Павлова
Вацлав Нижинский
Слайд 23 Шаляпин Федор Иванович
1873 ─ 1938
Великий русский певец (бас). Пел в Большом и Мариинском театрах. Представитель русского реалистического исполнительского искусства.
Среди лучших партий – Борис («Борис Годунов» М.Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Мельник («Русалка»
А. Даргомыжского), Сусанин («Жизнь за царя» М.Глинки).
С 1922 года жил за рубежом. В 1984 году прах Шаляпина перенесен из Парижа в Москву.
Федор Иванович Шаляпин
в роли Бориса Годунова.
Портрет Шаляпина
работы Б. М. Кустодиева.
Слайд 24 Русская драматическая актриса.
Выступала в
Александринском театре с 1896 по 1902 год, а затем стала актрисой открывшегося в помещении петербургского Пассажа Драматического театра (ныне театр им. Комиссаржевской.
Самые знаменитые роли: Лариса в «Бесприданнице» А. Островского, Нина Заречная в «Чайке А.Чехова, Нора в драме Г. Ибсена «Кукольный дом» и другие.
Вера Комиссаржевская
в роли Нины Заречной
в спектакле
Александринского театра
по пьесе А. П. Чехова «Чайка».
Комиссаржевская Вера Федоровна
1864 ─ 1910
Слайд 25Качалов Василий Иванович
1875 ─ 1948
Российский актер (наст.
фам. Шверубович), народный артист СССР (1936). С 1900 года играл на Московского художественного театра. Актер высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния, Качалов был исполнителем ряда ролей в пьесах Чехова (Тузенбах – «Три сестры», Трофимов – «Вишневый сад»), Горького (Барон – «На дне»); создал выдающиеся образы в произведениях Шекспира (Гамлет), Грибоедова (Чацкий – «Горе от ума»), Достоевского (Иван Карамазов – «Братья Карамазовы»).
В. И. Качалов в роли Тузенбаха
в спектакле Художественного театра
«Три сестры» по А. П. Чехову.
Слайд 26Станиславский
Константин Сергеевич
1863 ─ 1938
Российский режиссер
(нас. фам. Алексеев), актер, педагог, теоретик театра; народный артист России. Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр XX века. В 1898 году вместе с В.И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.
Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского тетра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания.
Слайд 27Чехов
Михаил Александрович
1891 ─ 1955
Российский актер, режиссер,
педагог; заслуженный артист Республики (1924). Племянник А.П. Чехова. Среди актерских работ – Гамлет в одноименной пьесе У. Шекспира, Хлестаков «Ревизоре» Н.В. Гоголя.
Исследовал проблемы актерской психотехники; переосмыслив законы театрального творчества, открытые К. Станиславским, разработал «теорию имитации» («подражая» сложившемуся в его фантазии образу, актер постепенно сливается с ним, достигая полного перевоплощения).
С 1928 года жил за рубежом (Германия, Великобритания, США). Играл в театре, снимался в кино. Автор книги «О технике актера».
Слайд 28Фокин
Михаил Михайлович
1880 ─ 1942
Русский танцовщик, балетмейстер, педагог.
Реформатор балета начала 20 века.
С 1898 года в Мариинском театре, в 1909 – 1912, 1914 годах руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж). С 1918 года работал в Швеции, США, Франции. Занимался педагогической деятельностью. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета.
Наиболее известные постановки: «Шопениана» на музыку
Ф. Шопена, «Петрушка» И. Стравинского, «Лебедь» на музыку
К. Сен-Санса и другие.
Слайд 29Павлова
Анна Павловна
1881 ─ 1931
Русская балерина.
С 1899 года – артистка балета Мариинского тетра в Санкт-Петербурге; в 1909 году участвовала в Русских сезонах (Париж); с 1910 года гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (в 1913 и 1914 – в России).
Утверждала за рубежом традиции русской танцевальной школы. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась как первая исполнительница хореографического этюда М. Фокина «Умирающий лебедь» (на музыку К. Сен-Санса.
Слайд 30Анна Павлова. 1909 год.
Анна Павлова исполняет
партию Пахиты в балете
Л.Ф. Минкуса
Пахита.
Павлова
Анна Павловна
1881 ─ 1931
Анна Павлова
в балете А. Адана
«Жизель».
Слайд 31Нижинский
Вацлав Фомич
1890 ─ 1950
Русский танцовщик и
балетмейстер.
С 1907 по 1911 год – артист Мариинского театра В Санкт- Петербурге, затем жил и работал за границей, в основном во Франции. В 1909 – 1913 годах участвовал в Русских сезонах, в1916 и 1917 – в труппе С. Дягелева (главные партии в балетах, поставленных М. Фокиным).
Хореограф-новатор. Поставил балеты «Послеполуденный отдых Фавна» и «Игры» на музыку К. Дебюсси, «Весна священная» на музыку И. Стравинского, «Тиль Уленшпигель» на музыку Р. Штрауса.
Слайд 32 Вацлав Нижинский
в балете «Послеполуденный
отдых Фавна».
Вацлав Нижинский
в балете «Нарцисс».
Тамара Карсавина
и Вацлав Нижинский
в балете А. Адана
«Жизель».
Вацлав Нижинский.
Нижинский
Вацлав Фомич
1890 ─ 1950
Слайд 33 Александр Скрябин.
1871 –
1915
Сергей Рахманинов.
1873 – 1943
Александр Глазунов.
1865 – 1936
Игорь Стравинский.
1882 – 1971
Музыка
Слайд 34Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Объясните значение термина «серебряный век» и
покажите, в чем его отличие от понятия «рубеж XlX ̶ XX веков».
Какие новые явления социальной и культурной жизни рубежа веков серьезно повлияли на развитие литературы?
Вспомните имена выдающихся представителей культуры «серебряного века». Подготовьте обстоятельный рассказ об одном из них.
Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, почему «серебряный век» называют периодом взлета русской культуры.
Слайд 35 …А по набережной легендарной
Приближался не календарный –
Настоящий Двадцатый Век.
Анна Ахматова. «Поэма без героя»
Слайд 36Литературные направления
на рубеже веков
Слайд 37Развитие реализма
на рубеже веков
Слайд 38 Уже в 1880-е годы в
русской реалистической литературе усиливаются тенденции стилевой дифференциации, предвещающие скорое эстетическое обновление направления.
Творчество позднего
Л. Толстого, В. Короленко,
А.Чехова заметно меняет привычные представления о стилевом облике классического реализма.
Особенно важными для следующего поколения реалистов окажутся творческие поиски
А. Чехова.
Слайд 39Художественный мир
А.П. Чехова
◙ Чеховский мир включает в себя
великое множество
самых разных человеческих характеров, людских судеб,
но при всем индивидуальном своеобразии герои А. Чехова
схожи в том, что безуспешно пытаются обрести прочную
почву под ногами, приобщиться к подлинной жизни, но, как
правило, так и не обретают искомой гармонии, душевного
равновесия.
◙ Жизнь по какому-либо шаблону, миропонимание,
основанное на привычной системе бытовых, социальных
или религиозных ценностях, ̶ такая жизнь осмысляется
Чеховым как пошлость. Пошлой оказывается жизнь,
повторяющая заданные традицией образцы, лишенная
самостоятельности.
Слайд 40 Поколение писателей-реалистов
XX века получает в
наследство от
А.П. Чехова новые принципы письма ̶
с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой;
с более широким арсеналом средств самовыражения;
но и с необходимым компонентом внутренней самокритичности;
с повышенным вниманием к человеческой личности;
со значительно расширенным тематическим спектром прозы;
со своеобразной нелюбовью к постоянству образа жизни.
Слайд 41Основные особенности реализма начала XX века
Расширение сферы писательских наблюдений, вторжение в
прежде заповедные тематические пласты.
Обновление типологии характеров: их разнообразие по социальному статусу, психологическим особенностям, мироощущению и т. д.
Отрывочность, фрагментарность видения мира и связанная с этим тяга реалистов к непосредственности и достоверности сюжета произведения; повышенная роль литературной детали.
Предпочтение наиболее «мобильных» литературных жанров –
очерка и рассказа.
▪ Повышенная экспрессивность.
▪ «Размытость» стилевых границ.
Слайд 42Предложенное В.Г. Короленко слияние реализма и романтизма (рассказы «Море», «Река играет»,
легенды «Лес шумит», «Сказание о Флоре…» и др.), во многом предвосхитившее появление революционно-романтических произведений Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песни…»).
Романтическое творчество А. Грина с характерными для него полетом фантазии, экзотичностью, чудесным преображением реальной жизни в красивую сказку («Шапка-невидимка», «Жизнь Гнора», «Происшествие на улице Пса» и др.).
Творчество революционных рабочих поэтов (Е. Нечаева, А.Гмырева, И. Привалова, Ф. Шкулева и др.), прославляющее подвиг во имя будущего, пронизанное незыблемой верой в торжество справедливости и свободы.
Романтические формы в литературе «серебряного века»
Слайд 43Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Какие художественные находки
А.П. Чехова получили преломление в творчестве писателей-реалистов начала XX века?
Расскажите о том, какие новые черты приобретает русская реалистическая проза в начале XX века; назовите имена и произведения писателей этого направления.
Каковы причины появления в прозе «серебряного века» романтических тенденций? В каких формах это происходит? Расскажите об этом подробно.
Назовите имена писателей, творчеству которых присущи романтические черты. Подготовьте анализ одного из произведений подобного типа.
Слайд 44 На рубеже XlX и XX веков в литературе нарастает ощущение
кризиса, предчувствие потрясений, катаклизмов.
Кризисность ̶ вот ключевое слово эпохи, кочующее по журнальным страницам, политическим дискуссиям, литературно-критическим статьям.
Упадок, разрушение, возрождение, перелом ̶ в лексиконе рубежа веков резко возрастает частота употребления этих слов.
Декадентство (фр. decadence ̶ упадок) ̶ тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможности человека познать и изменить мир и самому измениться.
Слайд 45Основные
модернистские течения
поэзии
«серебряного века»
Слайд 46Символизм
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо ̶
Все
в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо,
И молча жду ̶ тоскуя и любя.
Александр Блок
Слайд 47
«Старшие» символисты
Валерий Брюсов.
Портрет
работы С. В. Малютина.
Зинаида Гиппиус.
Константин Бальмонт.
Федор Сологуб.
Дмитрий Мережковский.
Слайд 48
«Младосимволисты»
Близки к символистам
Вячеслав Иванов.
Андрей Белый.
Александр Блок.
Портрет работы
К. А. Сомова.
Иннокентий Анненский.
Максимилиан Волошин.
Слайд 49Основные принципы символизма
■ Искусство ̶ «постижение мира иными, не рассудочными
путями» (В. Брюсов), возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В.Иванов);
поэзия -̶ «тайнопись неизреченного» (В. Иванов), выражение «движений души» поэта.
■ Символ (греч. symbolon ̶ условный знак) ̶ поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма передает индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
■ Психологизм.
■ Музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии.
■ Элитарность, ориентация на читателя-творца.
Слайд 50Акмеизм
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как
желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Анна Ахматова
Слайд 51
Акмеизм (греч. akme ̶ высшая степень чего-либо) ̶
модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Осип Мандельштам.
Портрет работы
Л. А. Бруни.
Сергей Городецкий.
Анна Ахматова.
Портрет работы
Н. И. Альтмана.
Михаил Кузмин.
Николай Гумилев.
Слайд 52Основные принципы акмеизма
Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его
многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности.
Предметность и четкость образов.
Отточенность деталей.
Перекличка с минувшими поэтическими эпохами, широчайшие эстетические параллели, «тоска по мировой культуре» (О. Мандельштам).
Слайд 53Футуризм
Мы желаем звездам тыкать,
Мы устали звездам выкать,
Мы узнали
радость рыкать.
Велимир Хлебников
Слайд 54
Кубофутуристы
Футуризм (лат. futurum ̶ будущее) ̶
авангардистское течение начала XX века (второе десятилетие).
Владимир Маяковский.
Давид Бурлюк.
Василий Каменский.
Велимир Хлебников.
Игорь Северянин ̶ эгофутурист (лат. ego ̶ я).
Слайд 55Основные признаки футуризма
Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.
Отрицание культурных традиций,
попытка создать искусство, устремленное в будущее.
Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат.
Поиски «раскрепощенного», «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Слайд 56Отчетливо слышны в поэзии «серебряного века»
голоса поэтов, не примыкавших ни
к каким литературным группировкам:
Иван Бунин
Марина Цветаева
Владислав Ходасевич
Свой вклад в литературу внесли и «крестьянские поэты»:
Сергей Есенин
Николай Клюев
Слайд 57Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Перечислите основные модернистские течения поэзии «серебряного
века» и имена поэтов, к ним принадлежавшим.
Как понималась символистами категория символа? Назовите другие стилевые черты этого литературного направления, раскройте их суть.
Раскройте суть основных художественных принципов акмеизма.
Какой стилевой принцип являлся ведущим в творческой практике футуристов? Расскажите о других чертах этого течения.
Что вы знаете о судьбах поэтов «серебряного века»?
Подготовь развернутый литературно-художественный анализ стихотворений поэтов, принадлежавших к различным течениям.
Слайд 58
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как
хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто был в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут ̶ уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Игорь Северянин. «Классические розы»
Слайд 59 Они были очень разными, поэты «серебряного века». Они
жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами.
Драматически сложились судьбы большинства гениев «серебряного века». Но сквозь перипетии революции, мировой и Гражданской войн, эмиграции, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины, неизбывную веру в то, что «Россия будет великой» (А. Блок), что
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах…
Возникнет праведная Русь.
(М. Волошин)
Слайд 60Библиография
Карсалова, Е. В. «Серебряный век» русской поэзии: Пособие для учителей /
Н.В. Карсалова, А. В. Леденев, Ю. М. Шаповалова. – М.: Новая школа, 1996.
Роговер, Е. С. Русская литература XX века: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. – СПб.: Паритет, 2000.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание).
Литературная энциклопедия 1929 – 1939 гг. в 12 томах
(электронная версия).
▪ Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание).
Слайд 61Спасибо за внимание, терпение и понимание