Презентация, доклад по литературе Самая кровная связь

Содержание

Все последние годы так называемая деревенская проза больше всего занималась нравственным здоровьем человека -- и человека настоящего, и человека будущего.Ни один писатель не может пройти мимо деревенских проблем , т. к. это национальные проблемыТеперь точно неизвестно,

Слайд 1 САМАЯ КРОВНАЯ СВЯЗЬ

САМАЯ КРОВНАЯ СВЯЗЬ

Слайд 2Все последние годы так называемая деревенская проза больше всего занималась нравственным

здоровьем человека -- и человека настоящего, и человека будущего.

Ни один писатель не может пройти мимо деревенских проблем , т. к. это национальные проблемы

Теперь точно неизвестно, кем и когда был введён прижившийся впоследствии термин “деревенская проза”, обозначивший ряд очень разных произведений очень разных авторов, повествующих о сельских жителях. Один из этих авторов, Борис Можаев.

Все последние годы так называемая деревенская проза больше всего занималась нравственным здоровьем человека -- и человека настоящего,

Слайд 3Так же, как не величают таковым и Солженицына -- при том

что многие считают: начало направлению “деревенская проза” в советской литературе положили именно его рассказы “Один день Ивана Денисовича” и “Матрёнин двор”, появившиеся в начале 1960-х годов в журнале “Новый мир”.

Прекрасные произведения о крестьянстве оставили, например, Чехов и Бунин, Платонов и Шолохов -- однако их почему-то деревенщиками величать не принято.

Так же, как не величают таковым и Солженицына -- при том что многие считают: начало направлению “деревенская

Слайд 4 В своё время имело место недовольство некоторых писателей, “обиженных названием

“деревенщики”, вежливо намекавших: не стоит ли критике подыскать для них более благозвучный титул?” Хотя, разумеется, ничего пренебрежительного в условном наименовании “деревенская проза” нет и быть не может; закрепилось оно за произведениями, появившимися после войны (кстати, до войны, в 20--30-е годы, критика оперировала сходным определением -- “крестьянская литература”, куда зачисляла таких авторов, как Фёдор Панфёров, Чапыгин, Новиков-Прибой, а также Клычкова, Клюева, Есенина...). За конкретными произведениями, но не всегда за их авторами.
В своё время имело место недовольство некоторых писателей, “обиженных названием “деревенщики”, вежливо намекавших: не стоит ли

Слайд 5К деревенской прозе относятся такие произведения Виктора Астафьева, как “Последний поклон”,

“Ода русскому огороду”, “Царь-рыба”, хотя самого его чаще (опять-таки условно) всё-таки относят к представителям “военной прозы”; не укладывается ни в какие строгие рамки и своеобразное творчество таких писателей, как Владимир Солоухин, Сергей Залыгин... И всё-таки, несмотря на доводы за и против, круг “деревенщиков” обозначился более или менее чётко.
К деревенской прозе относятся такие произведения Виктора Астафьева, как “Последний поклон”, “Ода русскому огороду”, “Царь-рыба”, хотя самого

Слайд 6А.Яшин
В. Астафьев
Б.Можаев
Е. Носов

А.ЯшинВ. АстафьевБ.МожаевЕ. Носов

Слайд 7Ч.Айтматов
В.Белов
Ф.Абрамов

Ч.АйтматовВ.БеловФ.Абрамов

Слайд 8В.М.Шукшин
В.Солоухин
В.Распутин

В.М.ШукшинВ.СолоухинВ.Распутин

Слайд 9Помимо прозаиков, большую роль в разработке деревенской проблематики сыграли известные публицисты.

Наиболее ярким произведением стал цикл очерков Валентина Овечкина, объединённый под общим названием “Районные будни”, печатавшийся в 50-е годы
Помимо прозаиков, большую роль в разработке деревенской проблематики сыграли известные публицисты. Наиболее ярким произведением стал цикл очерков

Слайд 10Глядя на массив деревенской прозы из дня сегодняшнего, можно утверждать, что

она дала исчерпывающую картину жизни русского крестьянства в ХХ веке, отразив все главные события, оказавшие прямое влияние на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод, колхозное строительство и форсированную индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и нынешнюю его деградацию... Она представила читателю разные, подчас весьма несхожие по жизненному укладу российские земли: русский Север (например, Абрамов, Белов, Яшин), центральные районы страны (Можаев, Алексеев), южные районы и казацкие края (Носов, Лихоносов), Сибирь (Распутин, Шукшин, Акулов)... Наконец, она создала в литературе ряд типов, дающих понимание того, что есть русский характер и та самая “загадочная русская душа”. Это и знаменитые шукшинские “чудики”, и мудрые распутинские старухи, и его же опасные “архаровцы”, и многотерпеливый беловский Иван Африканович, и боевой можаевский Кузькин по прозванию Живой...
Глядя на массив деревенской прозы из дня сегодняшнего, можно утверждать, что она дала исчерпывающую картину жизни русского

Слайд 11Горький итог деревенской прозе подвёл В.Астафьев (повторим, также внёсший в неё

свой весомый вклад): “Мы отпели последний плач -- человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали её одновременно. Как говорится, восплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства. Но это кончилось. Сейчас идут только жалкие подражания книгам, которые были созданы двадцать--тридцать лет назад. Подражают те наивные люди, которые пишут про уже угасшую деревню. Литература теперь должна пробиваться через асфальт”.
Горький итог деревенской прозе подвёл В.Астафьев (повторим, также внёсший в неё свой весомый вклад): “Мы отпели последний

Слайд 12Василий Макарович Шукшин

Василий Макарович Шукшин

Слайд 13Его родина -- село Сростки Алтайского края, родители -- крестьяне. После

окон чания школы Шукшин служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы. Затем окончил режиссёрский факультет ВГИКа, после чего начался его триумфальный путь в кинематографе как режиссёра, актёра и сценариста.
Дебют в прозе состоялся в 1961 году, когда его рассказы опубликовал журнал “Октябрь”, а уже через два года (одновременно с выходом первого режиссёрского фильма по его же сценарию -- “Живёт такой парень”) вышел и первый сборник рассказов “Сельские жители”. Впоследствии при жизни автора выходили сборники “Там, вдали” (1968), “Земляки” (1970), “Характеры” (1973).
Его родина -- село Сростки Алтайского края, родители -- крестьяне. После окон чания школы Шукшин служил на

Слайд 14Алтайский край – родина В.М.Шукшина.

Алтайский край – родина В.М.Шукшина.

Слайд 18Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с

городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село. Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы. Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе “Чудик” (1967).

Русский человек в рассказах Шукшина часто подспудно не удовлетворён своей жизнью, он чувствует наступление стандартизации всего и вся, тупой и скучной обывательской усреднённости и инстинктивно пытается выразить собственную индивидуальность -- нередко странными поступками.

Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в

Слайд 21Помимо рассказов, отличающихся лаконичным стилем, без “красивостей” и лирических отступлений, Шукшиным

созданы два романа -- традиционно-семейный “Любавины” (1965), повествующий о деревне двадцатых годов, и кинороман о Степане Разине “Я пришёл дать вам волю” (1971). Кроме того, перу его принадлежат такие киноповести, как “Калина красная” (1973), ставшая самым знаменитым фильмом Шукшина, “Позови меня в даль светлую...” (1975), а также фантастическая сказка-притча “До третьих петухов” (1974), неоконченная повесть-притча “А поутру они проснулись...” (1974), повесть-сказка “Точка зрения” (1974)…
Помимо рассказов, отличающихся лаконичным стилем, без “красивостей” и лирических отступлений, Шукшиным созданы два романа -- традиционно-семейный “Любавины”

Слайд 22Кадры из кинофильмов
«Калина красная»
Они сражались за Родину

Кадры из кинофильмов«Калина красная»Они сражались за Родину

Слайд 23Еще ни холодов, ни льдин. Земля тепла. Красна калина. А в землю лег

еще один На Новодевичьем мужчина.
"Должно быть, он примет не знал, - Народец праздный суесловит, - Смерть тех из нас всех прежде ловит, Кто понарошку умирал." Коль так, Макарыч, - не спеши, Спусти колки, ослабь зажимы, Пересними, перепиши, Переиграй - останься живым. Но в слезы мужиков вгоняя, Он пулю в животе понес, Припал к земле, как верный пес. А рядом куст калины рос, Калина - красная такая...

Памяти Василия Шукшина

В. Высоцкий.

Еще ни холодов, ни льдин. Земля тепла. Красна калина. А в землю лег еще один На Новодевичьем

Слайд 24Смерть самых лучших намечает И дергает по одному. Такой наш брат ушел во

тьму!... Не буйствует и не скучает. А был бы "Разин" в этот год. Натура где - Онега, Нарочь? Все печки-лавочки, Макарыч! Такой твой парень не живет. Вот после временной заминки, Рок процедил через губу: "Снять со скуластого табу За то, что видел он в гробу Все панихиды и поминки. Того, с большой душою в теле И с тяжким грузом на горбу, Чтоб не испытывал судьбу, Взять утром тепленьким с постели!" И после непременной бани, Чист перед богом и тверез, Взял да и умер он всерьез, Решительней, чем на экране.
Смерть самых лучших намечает И дергает по одному. Такой наш брат ушел во тьму!... Не буйствует и

Слайд 26Людей неинтересных нет...

Людей неинтересных нет...

Слайд 27Каково общее впечатление о прочитанных рассказах?
Какой из них показался более интересным?

Почему?

Что вам особенно близко и понятно в изображённых
людях, ситуациях, конфликтах?

Что показалось смешным, забавным, странным?

Что осталось непонятным?

Каково общее впечатление о прочитанных рассказах?Какой из них показался более интересным? Почему?Что вам особенно близко и понятно

Слайд 28Рассказ «Обида».
1.Что в нём показалось вам интересным, точно подмеченным?
2.В чём суть

происшествия в магазине?

3.Была ли причина для обиды ?

4.Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?

5.Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще?
Какова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его позицию?

6.Проследите за развитием Сашкиной мысли. Только ли оскорблённое чувство
Собственного достоинства говорит в нём? Что ещё?

.7Какова натура Сашки? Что он за человек?

8.Зачем в рассказ введён ребёнок? Какие стороны натуры Сашки показывают
отношение к дочери?

9.Как автор относится к своему герою? К общей атмосфере жизни?

10.В чём смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечтах, об отчаянии?

11.Чем писателю интересен Сашка Ермолаев?

12.Какова авторская оценка общей картины жизни, людей, их поведения?

Рассказ «Обида».1.Что в нём показалось вам интересным, точно подмеченным?2.В чём суть происшествия в магазине?3.Была ли причина для

Слайд 29Рассказ «Срезал».
1.Каково общее впечатление от рассказа?
Что вас насмешило, может,

,позабавило,удивило,навеяло грустное настроение?
Какие ещё чувства вызывает изображённая ситуация?

2. Что представляет из себя Глеб Капустин? Почему он жаждет срезать?
От чьего имени он выступает?

3. Как можно оценить эрудицию Глеба? Для чего она ему нужна?
Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

4. Интересно проследить развитие словесного поединка.
Как ведёт себя Глеб Капустин? Какова логика поставленных им вопросов?
Каков комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он любит «взвиваться»?

5.Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков?
Почему Глеб «срезает» их вроде бы и без особенного усилия?


Рассказ «Срезал».1.Каково общее впечатление от рассказа? Что вас насмешило, может, ,позабавило,удивило,навеяло грустное настроение? Какие ещё чувства вызывает

Слайд 307.Почему в таком случае писатель подробно воспроизводит
словесный поединок?

Как по-вашему, в чём цель этого авторского «исследования»?

Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем кого «срезал»?
Что интересного видят люди в этих поединках?
9. Почему никто не останавливает Глеба и даже не выражает сомнений в уместности таких сцен?

9. Как решается Шукшиным традиционная для русской литературы тема:« Человек из народа – интеллигенция – народ» ?

6. Какова авторская оценка поведения и характера Глеба Капустина?
Она высказана прямо в начале и в конце рассказа?

7.Почему в таком случае писатель подробно воспроизводит  словесный поединок? Как по-вашему, в чём цель этого авторского

Слайд 31Рассказ «Охота жить»
1. Какие нравственные уроки вы извлекли из рассказа?
2. Считаете

ли вы, что правда жизни, хоть горькое лекарство, но лекарство,
а, значит, лечит?

3. Нужны ли нам произведения о правде жизни? Считаете ли вы рассказ «Охота жить» одним из таких произведений?

Всегда считалось, что на земле добрых людей больше, чем злых…

5. Когда вы читали рассказ, не создалось ли у вас впечатление, что всё-таки зла на земле больше? Или в этом виновато время? Можно ли обвинить автора в излишней жестокости?

6. Какие чувства вы испытали, прочитав рассказ? Что дало вам чтение рассказа?
Какие вопросы, поднятые писателем, актуальны сегодня?

Рассказ «Охота жить»1. Какие нравственные уроки вы извлекли из рассказа?2. Считаете ли вы, что правда жизни, хоть

Слайд 327.Почему рассказ называется «Охота жить»?
8. Что в рассказе вызывает горькое

чувство?

9. Как и почему меняется тональность рассказа?

10. Чем объясняется трагическая развязка?

11. Чем актуален рассказ сегодня?

7.Почему рассказ называется «Охота жить»? 8. Что в рассказе вызывает горькое чувство?9. Как и почему меняется тональность

Слайд 33Так как, по мысли Шукшина, нельзя жить?
Какие жизненные принципы он не

принимает?

Против каких нравственных пороков он восстаёт?

О чём заставил нас задуматься Шукшин?



Так как, по мысли Шукшина, нельзя жить?Какие жизненные принципы он не принимает?Против каких нравственных пороков он восстаёт?О

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть