Слайд 1Выполнила: Соломаха Ольга , 6 «В» класс
«МАОУ СШ № 102»
Научный руководитель:учитель
русского языка и литературы Панфилова О.А.
Проблема поиска смысла жизни в повести В.Г. Короленко
«Слепой музыкант»
Слайд 2Актуальность исследования заключается в том , что размышления и переживания автора
по поднятой в повести проблеме важны для понимания своего места в жизни и сегодня.
Слайд 3Цель работы: определить, как автор решает в повести «Слепой музыкант» вопрос
: «Человек кузнец своего счастья?»
Слайд 4Задачи:
- изучить понятие проблематики художественного произведения;
- проанализировать повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
- проследить этапы становления личности, в ходе которой формируется главный герой, формируется его «видение» окружающего мира;
Слайд 5 Проблематика художественного произведения
Проблематика художественного произведения – это проявление авторской позиции
к изображаемой реальности. Это размышления и переживания автора по той теме, которую он поднимает в своем произведении.
Слайд 6 Короленко писал в тяжелое время, когда все живое старались подавить,
в обществе воцарилось уныние, в искусстве слышались ноты скорби и тоски. В рассказах же Короленко зазвучали другие мотивы: мотивы борьбы, мужественности, воли, чести.
Слайд 7Авторское кредо
«Но все-таки... все-таки впереди — огни!», которые заставляют встать и
идти, маня своей близостью, обещанием, светом. И мы продолжаем жить и надеяться на лучшее, стремиться достичь цели, надеяться на лучшую жизнь, иначе, зачем она нужна. (рассказ «Огоньки»
Слайд 8Смысл человеческой жизни
Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить
эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.
Слайд 9Главный герой — слепой, то есть человек, обделённый природой, лишённый способности
видеть. Но при этом он — музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и "унижен", и "возвышен" природой.
Слайд 10 Познать себя, свои возможности и способности предстоит и герою произведения
Петру Попельскому. Главное сделать выбор: быть сильным или сломаться и плыть по течению.
Слайд 11Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика. Вокруг него
огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями. Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.
Дядя Максим, мужественный старый воин, не может оставаться равнодушным к судьбе племянника, не позволяет сестре сделать из ребенка «тепличное растение».
Слайд 12Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у него
игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.
Петрусь понимает , что может ему помочь понять мир и людей.
Он слышет то , что не могут другие.
Слайд 13Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает
всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения.
Слайд 14. Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.
После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им.
Слайд 15 В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не
менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра
Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием.
Слайд 16Произведение заканчивается концертом Петра Попельского.
Итак, повесть «Слепой музыкант» о
сложном постижении мира, о его маленьких победах над недугом, о том, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.
Слайд 17 Многие покорно, спокойно несут бремя, другие жалуются, грустят, разумно мирятся,
творя "народную мудрость" о том, что глупо идти против судьбы. Но есть и такие, которых не лишила ограниченность. Они не могут с ней мириться. Недуги, неудачи, сложности рождают их протест и рождает их творчество. Так решает В.Короленко вопрос о смысле жизни: «дорогу осилит идущий»