Слайд 1Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока - исследование
Слайд 2Цель урока: через осуществление поисковой деятельности способствовать осознанию учащимися философского смысла
Задачи:
-способствовать
познанию учащимися идейно-художественного своеобразия и глубины произведения; формировать навыки исследовательской деятельности текста;
-развивать познавательно - аналитическую сферу учащихся, опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в малых группах;
-нравственное воспитание школьников на примере счастья Семена
Слайд 3Организационный этап
«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:
«Винегрет» – вопросы из разных областей
знаний.
Слайд 4- Ребята, я бросаю мяч, кому он достанется, тот отвечает на
вопрос.
Слайд 5-За сколькими зайцами нельзя угнаться?
Слайд 7-Какая нога собаке ни к чему?
Слайд 9-Золотое колесо в синем небе?
Слайд 11- Сколько букв в русском алфавите?
Слайд 13- Назовите три последние буквы алфавита.
Слайд 17
Одиннадцатое декабря.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Слайд 18
- Каждый человек мечтает о счастье, но не каждому это дается.
Тогда люди сочиняют сказки. Сочинил такую сказку и русский писатель А. Платонов.
Андрей Платонов
(1 сентября 1899 –
5 января 1951)
Слайд 20II. Актуализация опорных знаний
- Мы много путешествовали по сказкам, познакомились со
сказочными героями. Зачем же люди сочиняют сказки?
- А что ребята значит слово счастье?
- Кто становится героями сказки Платонова?
- Кто является главным героем?
- Что искал Семён?
- Как он добивается счастья?
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока
Слайд 21Проблема поиска счастья в сказке А.Платонова « Волшебное кольцо»
Слайд 22 III.Целеполагание
Сегодня на уроке
мы постараемся ответить на следующие вопросы:
-Каким представляет свое счастье каждый из героев сказки А. П. Платонова?
-Идеал какого героя близок самому писателю?
-Совпадают ли идеалы Платонова с идеалами русской народной сказки?
-Что такое счастье?
Слайд 24Работа в мини-группах.
Класс делится на четыре группы по цвету стикера
и количеству главных героев сказки “Волшебное кольцо” А. Платонова. Каждая группа получает карточку с вопросами, которые помогут найти ответ на вопрос:
« В чём заключается счастье данного героя сказки?»
Слайд 25
Ещё одна группа – это эксперты, которые должны обобщить полученные в
процессе поиска ответы и с помощью толкового словаря ответить на вопрос
«Что такое счастье?»
Слайд 26Самостоятельный поиск ответов на вопрос: « В чём счастье героев сказки
Платонова?»
Слайд 27Правила работы в группе:
1.Не перебивать друг друга.
2.уважать мнение друг друга
3. Помнить
о времени.
4. Участие в работе каждого.
Слайд 28Каждой мини-группе создать кластер
Слайд 29Группа «Семён»
Связывает ли он понятие счастья с деньгами.
Изменился ли Семен, когда
стал богатым?
Как он мог распорядиться богатством? А что он делал?
Зачем Семен строит дворец?
Хотели бы вы жениться или выйти замуж за царевича или царевну?
Как вы думаете, этот брак будет удачным?
Кому отдает самую лучшую комнату в своем дворце?
Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь
В чем счастье Семена? Подтвердите текстом.
Слайд 30 Группа «Мать Семёна»
Какой она была до получения богатства?
О чем
она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена
Какие качества характера появляются в ней, когда она стала богатой ? В чем теперь для нее счастье?
Слайд 31 Группа «Царь и царица»
Какие люди царь и царица?
Каково их отношение
к другим?
Найдите в тексте доказательства вашей мысли.
Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена?
Какое качество характера их объединяет?
Похожи ли их представления о счастье?
Чего НЕТ в понимании счастья этими героями?
В чем же состоит счастье царя и царицы?
Слайд 32 Группа «Царевна»
О каком женихе
мечтает царевна?
Почему так легко она променяла Семена на Аспида?
Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему?
- Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла? Во рту было кольцо, а не доверяла она Аспиду.
ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми?
Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла.
Слайд 33Эксперты
Что же такое счастье? Дайте определение слова «счастье», опираясь на
Толковый словарь русского языка.
Нашли ли герои свое счастье? Почему вы так считаете?
Почему герои не смогли найти одно для всех общее счастье?
На чьей стороне автор? Докажите.
Попробуйте с помощью философского словаря решить равенство:
СЧАСТЬЕ = ДОБРО = ?
Слайд 34Закрепление полученных результатов в процессе обобщающей беседы.
Чем обычно заканчиваются волшебные народные
сказки?
Есть ли концовка в сказке А. Платонова?
Оставляет ли автор своему герою надежду на счастье?
Слайд 35Вывод
Добрая сказка « Волшебное кольцо» Андрея Платонова рождена его добрым сердцем,
ведь он ещё подростком «понял, что всё делается… И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта- стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и их всех людей- я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце. Теперь исполняется эта заветная мечта»
Слайд 36Обобщение материала
Нашли ли мы ответы на свои вопросы?
Почему важно быть счастливым?
Слайд 37На нашей доске размещено несколько высказываний о дружбе и взаимовыручке, сформулированных
великими людьми. В них отражены те представления, которые проверены временем.
Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее. (Дейл Карнеги)
Счастье, поделенное на двоих, умножается. (Леонид С.Сухоруков)
Счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души. (Ф.Э. Дзержинский)
Кто видит счастье в обретении материальных благ, те никогда не смогут стать по-настоящему счастливыми. (Али Апшерони)
Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других. (Лев Николаевич Толстой)
Слайд 39Творческая работа
Отвечаем на главный вопрос урока
«Что такое счастье?»
Слайд 40Ребята, на уроке мы говорили о понимании счастья героями сказки А.
Платонова «Волшебное кольцо», поделились своими мыслями по данному вопросу, задумались над словами великих людей о счастье. Эта тема всегда для всех актуальна и открыта.
Слайд 41Рефлексия
Яблоня, яблоки, листья, цветы.
- Урок у нас заканчивается. За это
время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
Слайд 42Дома
Написать эссе на тему « Что бы я сделал(а), если бы
у меня появилось волшебное кольцо»