Презентация, доклад по литературе постмодернизма

Содержание

«Вид художественного произведения позволяет нам делать выводы о характере эпохи его возникновения. Что значит реализм и натурализм для своей эпохи? Что значит романтизм? Что значит эллинизм? Это направления искусства, несшего с собой то, в чем всего

Слайд 1ПОЭТИКА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

ПОЭТИКА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ  В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Слайд 2«Вид художественного произведения позволяет нам делать выводы о характере эпохи его

возникновения. Что значит реализм и натурализм для своей эпохи? Что значит романтизм? Что значит эллинизм? Это направления искусства, несшего с собой то, в чем всего больше нуждалась современная им духовная атмосфера» (Карл Юнг)
«Вид художественного произведения позволяет нам делать выводы о характере эпохи его возникновения. Что значит реализм и натурализм

Слайд 8ПОСТМОДЕРНИЗМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
а) «Постмодернизм - не "жанр", не "стиль" и,

тем более, не "школа", к которой можно "принадлежать". Постмодернизм - это ситуация. Своего рода культурное "бытие", которое действительно "определяет сознание". По крайней мере, сознание художника, помещенного в ситуацию постмодернизма. Поэтому, рассуждая о постмодернизме, следует иметь в виду, что речь идет не о "жанровых канонах" и не об "особенностях стиля", а о некоторых аспектах творческого поведения.»
б)ПОСТМОДЕРНИЗМ — сложившееся к середине XX века скептическое и вместе игровое умонастроение, вызванное пониманием, что ни в философии, ни в религии, ни в искусстве ничего принципиального нового сказать уже нельзя, отсюда глобализация как новая парадигма художественного мышления — сведение разрозненных фактов культуры в единое художественное пространство и обращение к аллюзивности как системообразующему элементу художественной мысли.
в) постмодернизм - направление в литературе, эстетике, философии XX века (его зарождение относят к 30 - 40-м гг. ХХ века, расцвет - к 80-м гг.).
ПОСТМОДЕРНИЗМ  В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ а) «Постмодернизм - не

Слайд 9Умберто Эко- 1932-2016 Итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике,

теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист

Пусть я не знаю, что такое «правота», но тут я прав.

Умберто Эко-  1932-2016 Итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик,

Слайд 10По поводу постмодернизма в России Михаил Эпштейн в своём интервью для

«Русского журнала» заявил:

«На самом деле постмодернизм проник гораздо глубже в русскую культуру, чем могло бы показаться с первого взгляда. Русская культура опоздала на праздник Нового времени. Поэтому она уже родилась в формах ньюмодерна, постмодерна, начиная с Петербурга, где происходит наш разговор. Петербург - блестящий цитатами, собранный из лучших образцов. Русская культура, отличающаяся интертекстуальным и цитатным явлением Пушкина, в котором отозвались реформы Петра. Он был первым образцом большого постмодерна в русской литературе. И вообще русская культура строилась по модели симулякра. Означающие здесь всегда преобладали над означаемыми. А означаемых здесь как таковых и не было. Знаковые системы строились из себя. То, что предполагалось модерном - парадигмой Нового времени (что есть некая самозначимая реальность, есть субъект, ее объективно познающий, есть ценности рационализма), - в России никогда не ценилось и стоило очень дешево. Поэтому в России существовала своя предрасположенность к постмодернизму». 

По поводу постмодернизма в России Михаил Эпштейн в своём интервью для «Русского журнала» заявил: «На самом деле

Слайд 11ТЕМА КОНФЕРЕНЦИИ:
«ПОЭТИКА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА»

Цель: ВЫЯВИТЬ ЧЕРТЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ

ПРИ ОЦЕНКЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ ПОСТМОДЕРНИЗМА
ТЕМА КОНФЕРЕНЦИИ:«ПОЭТИКА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА»Цель: ВЫЯВИТЬ ЧЕРТЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Слайд 12ПОЭТИКА-(от греч. ποιητική «поэтическое искусство»
теория поэзии; 
наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение;
законы литературы вообще.

ПОЭТИКА-(от греч. ποιητική «поэтическое искусство»теория поэзии; наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение; законы литературы вообще.

Слайд 13В современной исследовательской литературе термин «поэтика» употребляется в трех значениях:
Поэтика в

узком смысле этого слова изучает «литературность», «превращение речи в поэтическое произведение и систему приемов, благодаря которым это превращение совершается».
Более широкое понимание «предполагает изучение не только речевых, но и других структурных моментов художественного текста».
Встречается также точка зрения на поэтику как на раздел общей эстетики и таким образом, поэтика относится уже не только к сфере литературы, но и ко всему искусству в целом.

В современной исследовательской литературе термин «поэтика» употребляется в трех значениях:Поэтика в узком смысле этого слова изучает «литературность»,

Слайд 15Сравнительная таблица по В.Б.Брайнину-Пассеку

Сравнительная таблица по В.Б.Брайнину-Пассеку

Слайд 16 Типологические признаки
литературы постмодернизма
1. На

уровне содержания
Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, намеков, ситуация «лабиринта смыслов», «мерцание смыслов».
2. На уровне аксиологии
Борьба с традиционными ценностями, размытость или разрушение оппозиций добро - зло, прекрасное - безобразное и т.д. Подчеркнутая антиэстетичность, шок, эпатаж, вызов, брутальность, протест против классических форм прекрасного.
3. На уровне композиции
Фрагментарность, принцип произвольного монтажа, сочетание несочетаемого.


Типологические признаки литературы постмодернизма1. На уровне содержания		Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков,

Слайд 18 Типологические признаки
литературы постмодернизма

5. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ

Термин, введенный в 1967 теоретиком

постструктурализма Юлией Кристевой для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.
Через призму интертекстуальности мир предстает как огромный текст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно только по принципу калейдоскопа: смешение определенных элементов дает новые комбинации.

Типологические признаки литературы постмодернизма5. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 		Термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой для обозначения общего

Слайд 19 Типологические признаки
литературы постмодернизма

6. На

уровне художественных принципов и приемов.
а) Инверсия (принцип переворачивания).
б) Ирония.
в) Отказ от подражания жизни.
г) Поверхностный характер, отсутствие психологической и символической глубины.
д) Игра как способ существования в реальности и искусстве, форма взаимодействия литературы и действительности, возможность сокрытия подлинных мыслей и чувств, разрушение пафоса.

Типологические признаки литературы постмодернизма	6. На уровне художественных принципов и приемов.		а) Инверсия

Слайд 20Текст
(от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание» ) — в общем

плане связная и полная последовательность знаков. зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Свойства-цельность и связность.
Текст(от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание» ) — в общем плане связная и полная последовательность знаков.

Слайд 21« В МИРЕ ВСЁ УЖЕ СКАЗАНО.
Литература ХХ века связана с

иронической подачей уже известных истин». Умберто Эко

« В МИРЕ ВСЁ УЖЕ СКАЗАНО. Литература ХХ века связана с иронической подачей уже известных истин».

Слайд 22«Идеальный текст пронизан сетью бесчисленных, переплетающихся между собой внутренних ходов, не

имеющих друг над другом власти; он являет собой галактику означающих, а не структуру означаемых; у него нет начала, он обратим; в него можно вступить через множество входов, ни один из которых нельзя признать главным; вереница мобилизуемых им кодов теряется где-то в бесконечной дали, они "неразрешимы" (их смысл не подчинен принципу разрешимости, так что любое решение будет случайным, как при броске игральных костей); этим сугубо множественным текстом способны завладеть различные смысловые системы, однако их круг не замкнут, ибо мера таких систем - бесконечность самого языка» (Ролан Барт)
«Идеальный текст пронизан сетью бесчисленных, переплетающихся между собой внутренних ходов, не имеющих друг над другом власти; он

Слайд 25
Понимание игры как основного

организующего принципа всей человеческой культуры в ее глобальности было впервые сформулировано еще в 1938 г., в труде Й. Хейзинги «Homo ludens» («человек играющий»);
в постмодернизме эта идея нашла многообразное развитие (это применение мультилингвистических каламбуров, шутливых этимологий, аллюзий на что угодно, фонических трюков).
Читатель втянут в процесс игры: он догадывается, домысливает, находит второй и третий смысл.

Понимание игры как основного организующего принципа всей человеческой культуры в

Слайд 30ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ КАК СТРАТЕГИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Ситуация
Этапы интертекстуального анализа:
1. Выявление инотекстовых

вкраплений в анализируемом тексте
2. выявление прецедентного текста, которому эти вкрапления принадлежат
Определение фигуры интертекста (цитата, аллюзия, реминисценция,парафраз)
Определение функций выявленных фигур интертекста в конкретном произведении
Определение типа прецедентного текста (текст-источник, производящий текст)
3.Какое противоречие возникает?

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ КАК СТРАТЕГИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯСитуация Этапы интертекстуального анализа: 1. Выявление инотекстовых вкраплений в анализируемом тексте2. выявление прецедентного

Слайд 31Нелинейное чтение. Связано с теорией Ж. Делеза и Ф. Гваттари о

двух типах культуры: «древесной» культуры и «культуры корневища»: КНИГА-КАЛЬКА,ФОТОГРАФИЯ МИРА КНИГА-КАРТА МИРА
Нелинейное чтение. Связано с теорией Ж. Делеза и Ф. Гваттари о двух типах культуры: «древесной» культуры и

Слайд 32ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
1. Аллюзии и реминисценции в классической литературе
Библейские темы в литературе
Гамлетизм

в отечественной литературе
Аллюзии и реминисценции А.Пушкина как основа понимания идейного содержания романа «Евгений Онегин»
Пушкин в творчестве А. Ахматовой
Интертексты М.Лермонтова у А.Блока
О.Богаев «Башмачкин»
Гоголевские мотивы в творчестве М.Булгакова
Интертексты в творчестве Е.Замятина
2. Аллюзии и реминисценции в современной литературе постмодернизма
В.Пелевин «Омон Ра»
И.Бродский
А.Галич
В. Пъецух «Новая московская философия»
Т.Толстая «Кысь»
3. Чеховский контекст в современной литературе:
Л.Улицкая «Русское варенье»
Б.Акунин «Чайка»
А.Волос «Недвижимость»
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:1. Аллюзии и реминисценции в классической литературеБиблейские темы в литературеГамлетизм в отечественной литературеАллюзии и реминисценции А.Пушкина

Слайд 35ВЫВОД: Характерные черты постмодернизма сводятся к следующему:
1. Ориентация постмодернизма на массу и

на элиту общества;
2. Существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, информатику);
3. Широкое цитирование в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох.
4. Иронизирование над художественной традицией прошлых культур.
5. В творчестве идет переориентация на компиляцию и цитирование.
6. Художник перестает быть творцом, от художественного произведения он переходит к художественной конструкции.

ВЫВОД: Характерные черты постмодернизма сводятся к следующему: 1. Ориентация постмодернизма на массу и на элиту общества;2. Существенное

Слайд 36Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие интертекстуальности как свойства, категории текста.
2.

Какие функции выполняют интертекстуальные включения в речи и тексте?
3. Способы отсылки читателя к какому-либо иному тексту (приѐмы межтекстовых связей).

Вопросы для самоконтроля:  1. Понятие интертекстуальности как свойства, категории текста. 2. Какие функции выполняют интертекстуальные включения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть