Слайд 1«… человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда
страданием»
Ф.М. Достоевский
Урок литературы в 10 классе
Тема: «Роль образа Сони Мармеладовой»
Слайд 2"Две великие идеи - бунта и смирения, обе требуют подвига".
Бунт или смирение, топор или крест - основная мировоззренческая проблема писателя и его героев.
Бунт
Смирение
Слайд 3Приёмы раскрытия образа Сони Мармеладовой:
Слайд 4Тайна имени
София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя
это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”. И, действительно, в душе Сони Мармеладовой заключена такая неизбывная мудрость, такое величие, как и в Библии, в древнейшей книге, известной человечеству. И кажется, что образ Сони Мармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь.
Фамилия Мармеладова тоже может нам о много рассказать. Это и ирония, связанная со «сладкой» жизнью семьи Мармеладовых, и сон, в котором как бы все время пребывает Соня, оставаясь чистой духовно и запятнанной в обществе. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви. И именно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь.
Слайд 5Портрет
«… безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая, личико
всегда бедненькое, худенькое…», - так говорил о ней Мармеладов.
Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами
Слайд 6Вторая встреча с Соней
Вчера видел он ее в первый раз, но
в такую минуту, при такой обстановке и в таком костюме, что в памяти его отразился образ совсем другого лица. Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик. Увидав неожиданно полную комнату людей, она не то что сконфузилась, но совсем потерялась, оробела, как маленький ребенок, и даже сделала было движение уйти назад.
Слайд 7Комната Сони
Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма
неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.
Слайд 8Поступок
«И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек,
надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла... Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... а взяла только... платок... накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...» - говорил с восхищением, но сквозь бессильные слёзы её отец
Слайд 9Оценка Сони
Она вынуждена жить отдельно от семьи по настоянию квартирной хозяйки;
Лебезятников заявляет, что не может находиться под оной крышей с «таковской»; Лужин называет её в своём письме к Пульхерии Александровне девицей «отъявленного поведения» И лишь невольные, противоречивые сова Раскольникова оценили её жертвенный желтый билет по достоинству: «Ай да Соня! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли! Ко всему-то человек - подлец привыкает!»
Слайд 10Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
Слайд 11Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4)
Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них
много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?
Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель
«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
«А с вами что будет?»
«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
«А коли вы теперь заболеете».
С Полечкой, наверно, то же самое будет
Дети на улицу всей гурьбой пойдут
Слайд 12Её вера бесконечна, хотя и чрезмерна, углубившаяся пошатнувшейся от страдания психикой.
И тщетно старался переубедить её Раскольников своими атеистическими доводами.
Результат этого мучительного разговора: Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.
Слайд 14 "Ей три дороги, -- думал он: -- броситься в канаву,
попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце
- У меня теперь одна ты, -- прибавил он. -- Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем! Глаза его сверкали.
"Как полоумный!" -- подумала в свою очередь Соня.
Слайд 15План анализа эпизода
1. Сформулируйте тезис о ключевой роли данного эпизода для
понимания идейного содержания романа.
2. Расскажите, опираясь на текст предыдущих глав, о той внутренней борьбе, которая происходит в Раскольникове и приводит к Соне.
3. Какова роль описания интерьера в этом эпизоде. Какой символический смысл в том, что Соня встречает Раскольникова со свечой в руках?
4. Как характеризуют Соню её монологи о Катерине Ивановне, детях? Что помогает ей выжить в нечеловеческих условиях?
Слайд 16 5. Каково отношение Раскольникова к Сониному «великому страданию»?
6. Как
вводится в эпизод чтение Евангелия? Почему Раскольников просит прочитать именно о Лазаре?
7. В чем суть евангельского сюжета? Какие строки автор выделяет и почему?
8. Как меняется Соня в процессе чтения, какие качества в ней открываются Раскольникову и читателям?
9. В чем смысл параллели двух сюжетов – романного и евангельского?
10. Как, по мысли автора, может воскреснуть Раскольников?
11 Отметьте роль художественных деталей в эпизоде( например, Лизаветино Евангелие)
Слайд 17Почему Раскольников заставляет Соню читать "Евангелие"?
Раскольников неслучайно заставляет Соню читать
"Евангелие", каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене "Воскресение Лазаря" - два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.
Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?
Слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.
Слайд 18Эпизод на поминках Мармеладова
Соня стояла на том же месте, как без
памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей всё лицо; она вскрикнула и закрылась руками.
Слайд 19Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при
происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».
Слайд 20Новое испытание веры
Если бы вдруг все это теперь
на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю. Соня с беспокойством на него посмотрела: -- Зачем вы спрашиваете, чему быть невозможно? -- с отвращением сказала Соня.
-- Стало быть, лучше Лужину жить и делать мерзости! Вы и этого решить не осмелились?
-- Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?
Слайд 21При
Как бы себя не помня, она вскочила и, ломая руки, дошла
до средины комнаты; но быстро воротилась и села опять подле него, почти прикасаясь к нему плечом к плечу. Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени.
-- Что вы, что вы это над собой сделали! -- отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.
Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на нее:
-- Странная какая ты, Соня, -- обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.
-- Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! -- воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике.
Слайд 22Признание
В "Преступлении и наказании" смирение дано в чистом виде -
в образе Сони Мармеладовой. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, Соня не только стремится спасти его, но и раскрывает глубину собственного духовного мира. Преклониться перед землей - это преклониться перед "народной правдой". Пасть на землю - значит, как Антей, как Святогор-богатырь , прислониться к земле и получить от нее силу. В образе Сони дан не только второй путь - смирение, но и второй из двух народных типов, изображающих "весь русский народ в целом".
Слайд 23Ну да, чтоб ограбить
Не был я так голоден... я действительно хотел
помочь матери, но... и это не совсем верно.
Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... Ну, понятно теперь?
Другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею
Слайд 24Призыв к покаянию
Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись,
поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь? -- спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом.
Слайд 26План анализа эпилога
Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
В чем выражалась его болезнь?
Как
объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
Как складываются его отношения с окружающими?
Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
Что для него страшнее каторги?
Почему он не раскаялся в своем преступлении?
Почему каторжники полюбили Соню?
Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
Что помогло возродиться Раскольникову?
Как Раскольников помог Соне?
Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа?
Слайд 27 Та кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? Или вообще,
как сказал о ней Раскольников, юродивая? «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие. С глазами короткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут? Они всё отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!»
Слайд 28Каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть
и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью
Слайд 29Вывод
Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных
идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.