Презентация, доклад по литературе по роману Булгакова Мастер и Маргарита

Содержание

Я не знаю другого сатирика, который создал бы столь смелые, правдивые и выразительные карикатуры на советского человека и на ту атмосферу тридцатых годов, которая сплющивала и уродовала и жизнь, и духовный и нравственный облик

Слайд 1Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» ( 1928-1940 г.г.)

Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»  ( 1928-1940 г.г.)

Слайд 2 Я не знаю другого сатирика, который создал бы столь

смелые, правдивые и выразительные карикатуры на советского человека и на ту атмосферу тридцатых годов, которая сплющивала и уродовала и жизнь, и духовный и нравственный облик человека.
В. Завалишин

Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в этом человеке.

М. Булгаков

Я не знаю другого сатирика, который создал бы столь смелые, правдивые и выразительные карикатуры на

Слайд 3Почему, зачем, откуда зло?
Если есть Бог, то как может быть зло?
Если

есть зло, то как может быть Бог?
М. Лермонтов
Почему, зачем, откуда зло?Если есть Бог, то как может быть зло?Если есть зло, то как может быть

Слайд 5Творческая история романа «Мастер и Маргарита»
1928 г. – начало работы над

романом
1929 г. – вторая редакция ( «Копыто инженера» )
1931 г. - появляются в романе Маргарита и ее спутник («Консультант с копытом»)
«Помоги, Господи, кончить роман». 1931 г.
1932 г.- возможные заглавия: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Он появился», «Черный богослов».
1934 трижды встречается слово «мастер»
1937 г. – «Князь тьмы»
«Вечером Михаил Афанасьевич работал над романом «Мастер и Маргарита», - записала 12 ноября 1937 года Е. С. Булгакова в своем дневнике.
1938 г. – написан «Эпилог»

15 января 1940 года Елена Сергеевна записала в дневнике:
«Миша, сколько хватает сил, правит роман, я переписываю»

Творческая история романа  «Мастер и Маргарита»1928 г. – начало работы над романом  1929 г. –

Слайд 6ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА?
ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ
ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА И НЕСВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
ДОБРО И ЗЛО,

ВЕЧНОЕ ИХ ПРОТИВОСТОЯНИЕ И БОРЬБА
ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО
МИЛОСЕРДИЕ И ВСЕПРОЩЕНИЕ

ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ

ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА?ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА И НЕСВОБОДА ЧЕЛОВЕКАДОБРО И ЗЛО, ВЕЧНОЕ ИХ ПРОТИВОСТОЯНИЕ И БОРЬБАВЕРНОСТЬ И

Слайд 7Бытовой
(картины московского быта 20-30 годов)
фантастический (элементы фантастики)
философский (вечные проблемы)
автобиографический
любовный
сатирический

РОМАН


Бытовой (картины московского быта 20-30 годов)фантастический (элементы фантастики)философский (вечные проблемы) автобиографическийлюбовныйсатирическийРОМАН

Слайд 8 «роман в романе»
Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера
20 –

30 годы жизнь Христа

КОМПОЗИЦИЯ


Мастер – роман о Понтии
Пилате и Иешуа


противопоставление

«роман в романе»Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера 20 – 30 годы

Слайд 9Роман Мастера безличен, в нем нет образа автора и образа читателя,

нет открыто заявленных авторских рассуждений, комментариев к репликам героев, исторических сравнений. При описании событий автор не позволяет себе ни тени комизма, гротеска, сатиры, фарса

Он отмечен персонифицированной личностью автора, который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование.

Роман Мастера

Роман о Мастере,
Воланде, москвичах

“скрепы” - повторяющиеся предложения,
завершающие одну главу и начинающие следующую

Роман Мастера безличен, в нем нет образа автора и образа читателя, нет открыто заявленных авторских рассуждений, комментариев

Слайд 10ТРИ МИРА В РОМАНЕ
ОСНОВНЫЕ МИРЫ
ВЕЧНЫЙ
ПОТУСТОРОННИЙ
ДРЕВНИЙ
ЕРШАЛАИМСКИЙ
СОВРЕМЕННЫЙ
МОСКОВСКИЙ
Роль связующего звена выполняет Волонд и его

свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, сходятся, пересекаются,то теряются
ТРИ МИРА В РОМАНЕОСНОВНЫЕ МИРЫВЕЧНЫЙПОТУСТОРОННИЙДРЕВНИЙЕРШАЛАИМСКИЙСОВРЕМЕННЫЙМОСКОВСКИЙРоль связующего звена выполняет Волонд и его свита.  Время и пространство то

Слайд 11
Мифологическое
Современное
Освобождение
Мастера и Пилата

Время в романе
События начинаются
“ранним утром14 числа
весеннего

месяца нисана”,
заканчиваются в субботу,
на рассвете 15 нисана

В Москве действие происходит
“однажды весною” в течение 4 дней.
И “один миг” о полуночи –
бал у Воланда.

1929 год от Рождества Христова, город Москва

29 год от Рождества Христова, город Ершалаим

МифологическоеСовременноеОсвобождение Мастера и ПилатаВремя в романеСобытия начинаются “ранним утром14 числа весеннего месяца нисана”, заканчиваются в субботу, на

Слайд 12Система образов
Определяется сюжетными линиями романа:





философская

любовная
мистическая

сатирическая
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри
Мастер и Маргарита
Воланд

и его свита

Москва и москвичи

Система образовОпределяется сюжетными линиями романа:философскаялюбовнаямистическаясатирическаяПонтий Пилат и Иешуа Га-НоцриМастер и МаргаритаВоланд и его свитаМосква и москвичи

Слайд 13 Система двойников в романе
триады

Система двойников в романе триады

Слайд 17материальный мир





мир истории





Потусторонний
мир

материальный мирмир историиПотусторонниймир

Слайд 18ЗЛО
?

ЗЛО?

Слайд 19ДОБРО
?

ДОБРО?

Слайд 20Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе

Мастера

Евангелие
Христос, 33 года, богочеловек
родился в Вифлееме
имел 12 учеников
в город въехал на осле
распят на кресте
воскрес
Иуда повесился

Роман Мастера
Иешуа, 27 лет, бродячий философ,
родился в г. Гамала
один ученик
никто его не знает
распят на столбе
умер
Иуда убит ножом

История богочеловека и
чуда воскрешения

Главный герой—Иисус

История власти,
трусости и
человеческой слабости

Главный герой—Понтий Пилат

Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри,  описанной в романе Мастера    ЕвангелиеХристос,

Слайд 21Иещуа Га-ноцри
Образ Иешуа имеет и сверхреальный смысл и в этом своем

качестве противостоит образу Воланда как носитель высшей истины «доброй воли», согласно которой «человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону»
Иещуа Га-ноцриОбраз Иешуа имеет и сверхреальный смысл и в этом своем качестве противостоит образу Воланда как носитель

Слайд 22 Иешуа погибает как трагический герой, потому что

его принцип не может найти воплощения в жизни, хотя он прекрасен, хотя человечество, возможно, было бы спасено, если бы оно услышало слово бродячего философа.
Иешуа погибает как трагический герой, потому что его принцип не может найти воплощения

Слайд 23 Но не смотря на то, что толпа

остается глухой к проповеди новых человеческих идеалов, за Иешуа следует Левий Матвей, встреча с ним производит переворот в душе Понтия Пилата.

Но не смотря на то, что толпа остается глухой к проповеди новых человеческих

Слайд 24- За что на 12 тысяч лун наказан Пилат?
За трусость. Он

не рискнул спасти понравившегося ему и невиновного Иешуа из опасения за свое положение, из  боязни потерять место прокуратора.

«Трусость – вот главный порок, потому что от него идут все остальные»

- За что на 12 тысяч лун наказан Пилат?За трусость. Он не рискнул спасти понравившегося ему и

Слайд 25Мотив дома
Дом—убежище от истории,
от времени,

миропорядок.
Дома в романе:
квартира №50,
дом Мастера в Арбатском переулке,
дом Грибоедова,
сумасшедший дом,
вечный дом истории (покой).

Мастер ищет дом, обретает и теряет его.
Иван Без –дом–ный (блудный сын, испытания меняют его).

Мотив дома     Дом—убежище от истории, от времени, миропорядок.     Дома

Слайд 26БОЛЬШАЯ САДОВАЯ 10 КВ.50

БОЛЬШАЯ САДОВАЯ 10 КВ.50

Слайд 27Особняк Маргариты

Особняк Маргариты

Слайд 28Особняк Маргариты


Булгаковская Москва

Особняк МаргаритыБулгаковская Москва

Слайд 29Подвал Мастера

Подвал Мастера

Слайд 30Дом Грибоедова

Дом Грибоедова

Слайд 31Рыбно-дачная секция
Однодневная
творческая
путевка

ПЕРЕЛЫГИНО
Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной
КАССА
Личные вопросы скетчистов
КВАРТИРНЫЙ

ВОПРОС

Редакционная коллегия

Правление Массолита

БИЛЬЯРД
НАЯ

ПРЕДСЕ
ДА
ТЕЛЬ МАС
СО
ЛИ
ТА


Рыбно-дачная секцияОднодневнаятворческаяпутевкаПЕРЕЛЫГИНОЗапись в очередь на бумагу у ПоклевкинойКАССА Личные вопросы скетчистовКВАРТИРНЫЙ     ВОПРОСРедакционная коллегияПравление

Слайд 32«… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…
квартирный вопрос только испортил их…».

«… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их…».

Слайд 33
Москва в романе «Мастер и Маргарита»
Москва как локальное

пространство советской действительности

Москва как семиотическое пространство

Москва как место действия реальных исторических событий

Москва как художественный объект

Москва как граница миров

Социально-бытовая модель общества

Нравственно-эстетическая модель общества

Индивидуально-художественная
картина мира











Москва в романе «Мастер и Маргарита»Москва как локальное пространство советской действительности Москва как семиотическое

Слайд 34Квартирный вопрос




Квартирный вопрос

Слайд 36Воланд
«…Так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той силы, что

вечно хочет зла и вечно совершает благо…»

«…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого… Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя…

Глаза «мессира» разного цвета: «Приятели догадались заглянуть ему как следует в глаза и убедились в том, что левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв.»

Воланд«…Так кто ж ты, наконец?- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает

Слайд 37Бегемот (в переводе – «чудовище») - один и заметных зверей в

Библии; в космогоническом мифе о триаде «Левиафан - Бегемот – Зиз» - царь зверей.  

Бегемот

назад


«Кондукторша, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:
-Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было еще полбеды, а то, что он собирается платить!»

Бегемот (в переводе – «чудовище») - один и заметных зверей в Библии; в космогоническом мифе о триаде

Слайд 38Азазелло
назад
«Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке

на голове и торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий.»
Азазеллоназад«Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и торчащим изо рта

Слайд 39 Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как

гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие).
Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы

Слайд 40Крылатые фразы
Нет документа, нет и человека.
Что же это у вас, чего

не хватишься, ничего нет.
Квартирный вопрос только испортил их.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
Осетрина второй свежести.
Подумаешь, бином Ньютона!
Денежки я приберу…нечего им тут валяться.
Брал, но брал нашими, советскими!
Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!
Мне ли бриллиантов не знать?
Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?


Крылатые фразыНет документа, нет и человека.Что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет.Квартирный вопрос только

Слайд 41 Литературный мир в романе
Литературный мир описан в 5 главе,


которая делится на две части.
В первой части иронично описана жизнь в Массолите (“говорящие “ фамилии сотрудников, названия секций и отделов литературной организации).
Вторая часть представляет собой “перевернутое” описание литургии—черная месса. Литераторы оказываются апостолами Сатаны, а ресторан дома Грибоедова превращается в Ад.
Дважды описав мир московских литераторов и используя при этом разные способы характеристики, Булгаков оба раза дает этому ”мирку” отрицательную характеристику.
Слова “мастер “и “писатель “ в роман, по сути, являются антонимами.
Литературный мир в романе Литературный мир описан в 5 главе, которая делится на две части.

Слайд 42Литературные аллюзии в романе
Сцены московских пожаров соотносятся с

пожаром, описанным в романе Достоевского «Бесы». В романе Достоевского метафорические бесы совершают поджог, в романе Булгакова реальные бесы поджигают Москву, причем перед пожаром в доме Грибоедова из уст Бегемота звучит: «Достоевский бессмертен !»

Достоевщина какая-то !!!

Литературные аллюзии в романе  Сцены московских пожаров соотносятся с пожаром, описанным в романе

Слайд 44Литературные аллюзии в романе
Коровьев и Бегемот напоминают героев романа Гофмана

“Житейские воззрения Кота Мурра” капельмейстера Иоганеса Крейслера и кота Мурра.
Эпиграф, имя героини Маргарита, ряд значимых деталей взяты из “Фауста” Гете.
Литературные аллюзии в романе Коровьев и Бегемот напоминают героев романа Гофмана “Житейские воззрения Кота Мурра” капельмейстера Иоганеса

Слайд 45…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО

ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО. ГЁТЕ «ФАУСТ».

Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" .Все эти определения встречаются в тексте романа.
Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля "Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), в том числе и на оперного, из оперы Шарля Гуно (1818-1893) "Фауст" (1859). Само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: "Дворянин Воланд идет!".

…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО

Слайд 46 Музыкальные аллюзии в романе
Редактор журнала М. А. Берлиоз

носит фамилию немецкого композитора Гектора Берлиоза (1803—1869), автора “Фантастической симфонии”. Героя этого музыкального произведения казнят, и после смерти он присутствует на шабаше нечистой силы. Как известно из романа, М. А. Берлиоз повторяет путь своего “музыкального “однофамильца. А инициалы этого героя совпадают с инициалами самого Булгакова.
Музыкальные аллюзии в романе  Редактор журнала М. А. Берлиоз носит фамилию немецкого композитора Гектора Берлиоза

Слайд 47
Имя помощника Воланда Фагот является названием музыкального инструмента, который был

изобретен средневековым монахом Афранием. В романе Коровьев-Фагот и Афраний являются двойниками

Имя помощника Воланда Фагот является названием музыкального инструмента, который был изобретен средневековым монахом Афранием. В романе

Слайд 48 Свобода и несвобода в романе
свобода
независимость
Полеты
Творчество
Мастер
одиночество, сумасшествие
истина

и любовь
жертва во имя людей

несвобода
власть и подчинение
падения
стереотипы, догмы
писатель
"люди без сюрприза«
предательство

Изменившись внутренне, П. Пилат и И. Бездомный
стремятся перейти из
"несвободы "в "свободу ".


Свобода и несвобода в романесвобода независимость ПолетыТворчествоМастеродиночество,  сумасшествие истина и любовь жертва во имя людей

Слайд 49 «Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь»
М. А.Булгаков
«Мастер и Маргарита»


«Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я

Слайд 50Мастер появился не в начале романа, а лишь в главе 13.(«Явление

героя»).
В диалоге двух пациентов психиатрической клиники впервые звучит слово,заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа:
«-Вы – писатель? – с интересом спросил поэт.
Гость потемнел и погрозил Ивану кулаком,потом сказал:
- Я – мастер…»

«Прежде всего откроем тайну, которую мастер не пожелал открыть Иванушке. Возлюбленную его звали Маргаритой Николаевной. Она была красива. Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Ей был нужен он, мастер…»

Мастер и Маргарита

Мастер появился не в начале романа, а лишь в главе 13.(«Явление героя»). В диалоге двух пациентов психиатрической

Слайд 51 « - Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы.

Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок …».
« - Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут,

Слайд 52« …Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну,

Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то, что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»
« …Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли

Слайд 53
Булгаковская Маргарита – это символ идеальной женщины.
«Ведьмачество» Маргариты разрушает традиционное представление

о бесовских чарах.
Булгаковская Маргарита – это символ идеальной женщины.«Ведьмачество» Маргариты разрушает традиционное представление о бесовских чарах.

Слайд 54Cон Маргариты вещий: она видит своего возлюбленного в унылом месте, напоминающем

исправительные лагеря или ссылку, и облик Мастера в ее сновидении совпадет с тем, каким он стал в тюрьме и сумасшедшем доме.
Cон Маргариты вещий: она видит своего возлюбленного в унылом месте, напоминающем исправительные лагеря или ссылку, и облик

Слайд 55 Мотив «бесовства»
усиливает тему всепоглощающей любви
как

одного из самых прекрасных
и естественных человеческих чувств.
Мотив «бесовства»  усиливает тему всепоглощающей любви  как одного из самых прекрасных  и

Слайд 56Великий бал у Сатаны
Ради любви Маргарита соглашается на

предложение Воланда стать хозяйкой бала Сатаны, но гордость не дает ей слабости просить о помощи, она готова закончить жизнь, если нет с ней рядом Мастера
Великий бал у Сатаны  Ради любви Маргарита соглашается на   предложение Воланда стать хозяйкой бала

Слайд 57 "Она чувствовала себя обманутой. Никакой награды за

все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал. А между тем ей совершенно ясно было, что идти ей отсюда больше некуда…
- Всего хорошего, мессир, - произнесла она вслух, а сама подумала: «Только бы выбраться отсюда, а там я уж дойду до реки и утоплюсь»."

Слайд 58 Воланд обладает двойственностью: с одной стороны, он – сатана, дьявол, “князь

тьмы”, а с другой – справедливый судья, воздающий каждому по заслугам.

Способность Маргариты к самоотречению покоряет Воланда. Он возвращает ей возлюбленного.

Воланд обладает двойственностью: с одной стороны, он – сатана, дьявол, “князь тьмы”, а с другой – справедливый

Слайд 59«Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед нею, а рядом возвышалась стопка нетронутых

тетрадей. Домик молчал. В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер».
«Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед нею, а рядом возвышалась стопка нетронутых тетрадей. Домик молчал. В соседней маленькой

Слайд 60Что такое «покой» и «вечный дом»?
"Ад—место, где

душа очищается в меру своей совести и обретает покой".
"Вечный дом—часто употреблявшееся у евреев название для гробниц ".
Покой, каким видит его в своем сне Маргарита (19 глава), — это “адское место для живого человека “, уединение в безрадостном месте.
Покой—гармония
Что такое «покой» и «вечный дом»?

Слайд 61- Почему Мастеру дарован покой, а не свет?
                                              
 В какой-то момент

он испугался жизни:  отказался от борьбы, от любви, от Маргариты; заставил ее страдать, возненавидел свой роман.
- Почему Мастеру дарован покой, а не свет?                                               В какой-то момент он испугался жизни:  отказался от борьбы,

Слайд 62 Почему “покой, а не “свет”?

Мастер не является для Булгакова идеалом. Дарование ему света было бы слишком простым решением проблемы добра и зла, т. к. взаимосвязь этих двух этических категорий не могла быть понята Булгаковым односторонне. Биографические черты автора в образе Мастера также не позволили Булгакову наградить его светом.
Почему  “покой, а не “свет”?     Мастер не является для Булгакова идеалом.

Слайд 63 Истерзанный Мастер отказывается от своего призвания художника: «У

меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее… меня сломали, мне скучно. И я хочу в подвал… он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из-за него». Никто из людей не смеет упрекнуть замечательного человека за подобную капитуляцию. Но «он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий». Ведь Мастер предал любовь – высшую ценность для Булгакова.
Истерзанный Мастер отказывается от своего призвания художника: «У меня больше нет никаких мечтаний и

Слайд 64Маргарита сильнее, именно ее любовь возвращает Мастера, она живет ее жизнью,


она способна нести на своих плечах бремя общих забот. Поддерживать своего возлюбленного.
Маргарита сильнее, именно ее любовь возвращает Мастера, она живет ее жизнью, она способна нести на своих плечах

Слайд 65Рукописи не горят!

Рукописи не горят!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть