Слайд 1Урок литературы 11 класс
«ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ. Творчество»
Работу выполнила
Чаплыгина Г.В.,
учитель русского языка и литературы МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им..В.Дубинина
Слайд 2ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ
3(15) января 1891 – 27 декабря 1938
Это был человек странный..,
трудный.., трогательный…
и гениальный.
Виктор Шкловский
Портрет О.Мандельштама
работы Б.Будницкого
Слайд 3Осип Мандельштам,
1895 год
Я рождён в девяносто четвёртом,
Я рождён в девяносто втором... –
И в кулак зажимая истёртый
Год рожденья – с гурьбой и гуртом
Я шепчу обескровленным ртом:
– Я рождён в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадёжном году – и столетья
Окружают меня огнём.
1 – 15 марта 1937 г.
Слайд 4 Имя при рождении Ио́сиф Эми́льевич Мандельшта́м,
3
(15) января 1891, Варшава — 27 декабря 1938, лагерный пункт Вторая речка, под Владивостоком) — русский поэт, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века
Слайд 5 В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург.
Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы), одном из наиболее прогрессивных учебных заведений того времени. С детства находился под впечатлением архитектурно-исторического облика Петербурга, его стройного «миража», воспринимаемого по контрасту с родовыми чертами быта и религиозного ритуала еврейской диаспоры.
В 1908—1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете.
В 1911 году для того, чтобы облегчить поступление в Петербургский университет Мандельштам перешёл в лютеранскую веру, которую, однако, не практиковал.
10 сентября того же года он был зачислен на историко-филологический факультет Петербургского университета, где обучался с перерывами до 1917 года.
Слайд 6
Серебряный век
«Ужасная, черная судьба выпадает у нас на долю всякого,
кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром...»
Герцен
Слайд 7Особенности поэзии:
Соединение национального русского православия и национальный практикуляризм евреев (универсализм поэзии)
Ощущение
дисгармонии мира, «страшного утробного»
Тоска по мировой культуре
Сдержанность преобладает над образностью
Метафоричность
Гуманизм
Трагизм времени
Слайд 8
Душный сумрак кроет ложе,
Напряжённо дышит грудь...
Может, мне всего дороже
Тонкий крест и
тайный путь.
1910 г .
Осип Мандельштам, 1908 г.
Слайд 9
Начинал поэтическую карьеру как символист, последователь прежде
всего Поля Верлена и Фёдора Сологуба, а также предтечи символистов — Фёдора Ивановича Тютчева.
В конце 1912 года вошёл в группу акмеистов. В акмеизме он увидел, в первую очередь, апологию органического единения хаоса (природа) и жёстко организованного космоса (архитектура) в противовес размытости и иррациональности символизма.
Дружбу с акмеистами (Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым) считал одной из главных удач своей жизни. Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов «Камень» (три издания: 1913, 1916 и 1922)
Слайд 10Литературные направления
Акмеизм - литературное течение в русской поэзии
второго десятилетия двадцатого века. Акмеизм выделился из символизма. Акмеизм проповедовал ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, не обращались, как в символизме, к "таинственным мирам". Название Акмеизм шло от греческого "akme" - "острие, высшая точка", что указывало на стремление Акмеизма к особому точному образу.
К Акмеизму принадлежали или примыкали С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, А. Ахматова и др.
Слайд 11Символизм
В России Символизм сформировался
в 1890-1900-е годы (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); позже в русле символизма выступили А. Белый, А. Блок, С. Городецкий, Вяч. Иванов. В эти десятилетия Символизм определял лицо многих журналов ("Весы", "Золотое Руно", "Аполлон"). Серьёзные исторические испытания (русско-японская война, революция 1905-1907 годов) ускорили размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты - А. Блок, В. Брюсов, А. Белый - постепенно отходили от Символизма.
В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы творчества как художники гражданского склада. Поэма " Двенадцать" А. Блока (1918), стоящая у истоков советской поэзии, соединяет черты как реалистической, так и символистской поэтики.
Слайд 12
О широкий ветер Орфея,
Ты уйдёшь в морские края,
И, несозданный мир лелея,
Я
забыл ненужное "я".
Я блуждал в игрушечной чаще
И открыл лазоревый грот...
Неужели я настоящий
И действительно смерть придёт?
1911 г.
1913 г.
Слайд 13
1922 г.
Tristia
Я изучил науку расставанья
В
простоволосых жалобах ночных.
Жуют волы, и длится ожиданье,
Последний час вилигий городских;
И чту обряд той петушиной ночи,
Когда, подняв дорожной скорби груз,
Глядели вдаль заплаканные очи
И женский плач мешался с пеньем муз…
1918 г.
Слайд 14Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью
склеит
Двух столетий позвонки?
1922 г.
Слайд 15 Дальнейшая эволюция поэтики отражается в стихотворениях 1920-х
с их затемненностью и многочисленными культурными аллюзиями. С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает стиховая пауза в творчестве. В это время пишется проза, к созданной в 1923 автобиографии «Шум времени» прибавляется варьирующая, в первую очередь, гоголевские мотивы повесть «Египетская марка» (1927). В 1928 году печатается последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии».
Слайд 16Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок,
до детских припухших желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей…
декабрь 1930 г.
Слайд 17Из книги «Четвёртая проза»:
«Все произведения мировой литературы я делю на разрешённые и написанные без разрешения.
Первые – это мразь,
вторые –ворованный воздух…
Писателям, которые пишут заранее разрешённые вещи,
я хочу плевать в лицо, хочу бить их палкой по голове …»
А.Г.Горнфельд,
литературовед, критик
Слайд 18За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши
на пире отцов,
И веселья, и чести своей,
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
1931 г.
Слайд 19Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов
не слышны.
Только слышно кремлёвского горца –
Душегуба и мужикоборца…
ноябрь 1933 г.
Слайд 20 «Длившаяся всю жизнь дружба этих несчастнейших людей была, пожалуй, единственной
наградой за весь горький труд и горький путь, который каждый из них прошел».
Надежда Мандельштам
О.Мандельштам и А.Ахматова,
1933 г.
Слайд 21Глазами Сталина раздвинута гора
И вдаль прищурилась равнина.
Как море без
морщин, как завтра из вчера –
До солнца борозды от плуга-исполина.
Он улыбается улыбкою жнеца
Рукопожатий в разговоре,
Который начался и длится без конца
На шестиклятвенном просторе.
«Ода», 1937 г.
Слайд 22Лишив меня морей, разбега и разлёта
И дав стопе упор насильственной
земли,
Чего добились вы? Блестящего
расчёта:
Губ шевелящихся отнять вы не могли.
май 1935 г.
Осип Мандельштам, 1934 г.
Слайд 23Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чёртова –
Как ее ни навёртывай,
Криво
звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама.
апрель 1935 г .
Слайд 24А в комнате опального поэта
Дежурят страх и музa в свой черёд,
И
ночь идёт,
Которая не ведает рассвета.
Анна Ахматова
из стихотворения «Воронеж»
Слайд 25
Несчастлив тот, кого, как тень его,
Пугает лай и ветер косит,
И беден
тот, кто сам полуживой
У тени милостыню просит.
15-16 января 1937 г.
Мемориальная доска на доме,
где жил О.Мандельштам.
Слайд 26 Последняя фотография О. Мандельштама из личного дела
в Бутырской тюрьме, август 1938 г.
В мае 1937 года поэт
получил разрешение
выехать из Воронежа.
Спустя год его
арестовали вторично и
отправили по этапу в
лагерь на Дальний
Восток. Мандельштам
скончался 27 декабря
1938 года от тифа в
пересыльном лагере
Владперпункт
(Владивосток).
Реабилитирован
посмертно: по делу 1938
года — в 1956, по делу
1934 года — в 1987
Слайд 27Из воспоминаний об Осипе Мандельштаме:
Анна Ахматова : «
Мы знаем истоки Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда донеслась эта новая божественная гармония, которую называют стихами Мандельштама».
Марина Цветаева :«Люблю Мандельштама с его путанной, слабой, хаотической мыслью... и неизменной магией каждой строчки».
Владислав Ходасевич: «... Не любить его было невозможно, и он этим пользовался с упорством маленького тирана, то и дело заставлявшего друзей расхлёбывать его бесчисленные неприятности...»
Слайд 28Увековечение памяти
В 2001 году во Владивостоке был открыт памятник Осипу
Эмильевичу Мандельштаму, автор памятника Ненаживин Валерий. Памятник поэту в Воронеже
4 сентября 2008 года памятник открылся в Воронеже.
28 ноября 2008 года памятник был открыт в центре Москвы на пересечении улицы Забелина и Старосадского переулка, во дворе дома, в котором поэт гостил у своего брата Александра.
Слайд 29Памяти Осипа Мандельштама
Памятник О.Мандельштаму
в Воронеже
Памятник О.Мандельштаму
во Владивостоке