Слайд 1Определяющая роль семьи
в жизни литературных героев
Выполнила:
Киселёва Мария,
ученица 10 А класса
МБОУ «СЭЛ № 45»
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Кручинина Е.Г.
Слайд 2Семья начинается с детей
А. Н. Герцен
Слайд 3Главный смысл и цель семейной жизни – это воспитание детей
В. А.
Сухомлинский
Слайд 4Цель: рассмотреть процесс воспитания, а также взаимоотношений между родителями и детьми
в художественных произведениях русской литературы и определить, как повлияла семья на жизнь литературных героев.
Задачи:
прочитать отдельные произведения русской литературы по теме исследования;
выяснить, каким образом семья формирует личность и характер героя;
определить, каков характер влияния семьи на литературного героя;
выявить мнение учащихся Лицея по теме исследования.
Объект исследования: герой художественного произведения.
Предмет исследования: качества и черты характера рассматриваемого героя.
Гипотеза: в семье создаются особые условия, которые напрямую влияют на формирование личности литературного героя, но не всегда являются положительными.
Слайд 5В ходе исследования были использованы следующие методы:
изучение (изучение Интернет-ресурсов, чтение книг);
выдвижение тезисов;
анализ (обработка материалов
исследования);
социологический опрос;
обобщение и составление выводов.
Методика исследования
Слайд 6А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Петр Гринев
Слова «честь», «долг»,
«Отечество» для
Гринева-
отца – святые. Благословляя
сына на службу он произносит: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь…и помни пословицу: береги платье
снову, а честь смолоду».
Слайд 7Гринев свято чтит отцовский завет: добросовестно, честно служит, всегда следует кодексу
чести.
Дворянская гордость, чувство долга, не позволили ему, как Швабрину, присягнуть Пугачеву: «Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным».
Ни разу не нарушил наказ отца.
Слайд 8 Маша Миронова
Родителей соединяет чувство уважения и
истинной любви.
Василиса Егоровна «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские».
Маша отказывается от брака с Гриневым без благословения,
не выходит замуж за Швабрина, обращается к императрице за помощью.
Слайд 9Л. Н. Толстой «Война и мир»
Андрей Болконский
Отцовский завет: «-
Помни одно,
князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал:
А коли узнаю, что ты повел себя
не как сын Николая Болконского,
мне будет… стыдно! – взвизгнул
он»
Слайд 10Андрей Болконский
Николай Болконский обращается к сыну с требованием не уронить своего
достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.
«Повести себя не как сын Николая Болконского» - значит стать трусом.
Князь Андрей свято соблюдает отцовский завет.
Слайд 11И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Аркадий Кирсанов
Отец женился «на дочке незнатного
чиновника и был счастлив в браке».
Переехал в деревню, где занимался хозяйственными делами, пел с женой дуэтом, играл на фортепиано, виолончели, читал Пушкина и изредка ездил на охоту.
«Супруга в 1847 г. скончалась».
Слайд 12Аркадий Кирсанов
Приверженец нигилизма.
Наследовал от отца душевность, нежность, умение тонко чувствовать и
переживать.
Добрые отношения между отцом и сыном.
Слайд 13Евгений Базаров
Унаследовал от родителей простоту: он «владел уменьем возбуждать к себе
доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».
Прямолинейный человек: «Базаров объявил ей о своём отъезде не с мыслию испытать ее: он никогда не «сочинял».
Слайд 14Евгений Базаров
Взял отца интерес к медицине и труду.
«Таких людей, как они,
в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»
Слайд 15Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Митрофан
Простакова своим обращением к людям показывает Митрофану дурной
пример: «Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!». Из-за этого Митрофан не просто невежливо, а грубо разговаривает с людьми.
Слайд 16Митрофан
Простакова «залюбила своего сына»: «Пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его
и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится».
Слайд 17Митрофан
Отец «любит его, как надлежит родителю», «иногда он от него вне
себя и от радости сам истинно не верит, что Митрофан его сын».
Вырос «маменькиным сынком»: «Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
Слайд 18И. А. Гончаров «Обломов»
Илья Ильич Обломов
Получил хорошее образование, способен на глубокие
чувства (благодаря родителям, которые безмерно любили своего сына).
Обломовы к крепостным относились справедливо: «тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».
Слайд 19Илья Ильич Обломов
Родители Обломова предпочитают пассивное существование, у них каждый день
похож на предыдущий: «мать сидит на диване и лениво вяжет детский чулок, зевая», «отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии».
Слайд 20Илья Ильич Обломов
Всеобщее состояние ленивого спокойствия оказало большое влияние.
Родители оберегали своего
сына, не давали ему развиваться: «…стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание», «Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку - опять крики».
Слайд 21Андрей Иванович Штольц
С ранних лет приучали к самостоятельности, доверяли ему: «Четырнадцати,
пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах».
Слайд 22Андрей Иванович Штольц
От отца-немца Андрей взял чувство рациональности в принятии решений,
независимость, самостоятельность.
Мать вложила в Андрея всю свою
душу и сердце, она научила его видеть прекрасное: «учила его
прислушиваться к задумчивым
звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни».
Слайд 23Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Павел Иванович Чичиков
Отцовский наказ:
«учись... и не
повесничай», «угождай учителям и начальникам», «водись с теми, которые побогаче», «не угощай... никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали», «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете... Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
Слайд 24Павел Иванович Чичиков
Отец ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие,
доброту, чувство чести и
собственного достоинства.
Чичиков шел на подлости, совершал недостойные поступки.
Чичиков часто оглядывался назад, чтобы удостовериться: не упустил ли он ничего важного на пути достижения своих корыстных целей.
Слайд 25Когда Василия Ивановича Белова спросили:
-Что, по-вашему, сеголня составляет главную боль писателя
и гражданина?
- Все, что касается современной семьи! – ответил он с горечью.
Современная русская литература
Слайд 26Непосредственно русской семье нашего времени, основам ее лада и причинам все
более усугубляющегося разлада Белов посвятил цикл небольших по объему произведений под общим названием «Воспитание по доктору Споку» (1974)
Слайд 27А. Бондаренко «Шанхайский дьявол»
Андрей: «Тётя Тамара... Чего она добилась? Отработанный материал…
Её судьба, как две капли, похожа на судьбу моей матери».
Не получив ни хорошего воспитания, ни хорошего образования, Андрей и его друг Сергей ведут аморальный образ жизни, для них главное – хорошо выпить и погулять.
Слайд 28«Не пей, не пей. Отец твой, и голова светлая была, и
руки золотые, а всё водка окаянная...»
Хотя Андрей и чувствует какие-то укоры совести, но ничего не делает, чтобы что-то изменить в своей жизни. А скорее всего и не знает, что изменять и как, потому что не видел и не видит перед собой достойных примеров.
Слайд 29Этим семьям характерен попустительский стиль воспитания, не принесший детям ничего хорошего.
Для
Марины в свои пятнадцать
лет пьянки-гулянки –
обыденная вещь. После
трагической гибели отца
и брата мать спилась, и
ей не до дочери стало.
Вот и росла Марина,
рано познав жизнь.
Слайд 30Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Мила
Бухара всем сердцем любит свою дочь и посвящает
всю себя заботам о ней: «Мать прижимала к себе свою драгоценность с такой углублённой важностью», «Жена Дмитрия словно и не замечала неполноценности девочки. Она наряжала ее и любовалась бессмысленно-жизнерадостной мордочкой».
Слайд 31Мила
Серьезно заболев, Бухара думает о будущем Милы и делает все, чтобы
Мила не осталась одна: устраивает ее на работу и даже выдает замуж
(«хочу выдать дочку замуж за хорошего человека»).
После смерти Бухары Мила, благодаря именно материнской заботе и любви, продолжает жить.
Слайд 32Мила
Отец не уделял Миле никакого внимания и совсем не участвовал
в
ее воспитании. Его испугала болезнь девочки, он оставил семью на произвол судьбы: «Дмитрий Иванович думал о том, каким чудным ребенком могла бы быть эта девочка, какая обаятельная личность похоронена в дефектной телесности».
Слайд 33Г. Щербакова
Повесть
«Вам и не снилось»
Роман
Будет любить одну Юлю всю жизнь, как и его отец - Людмилу Сергеевну: «Я тебя люблю... Твой Ромка».
Унаследовал от родителей
честность и умение всегда
говорить правду («Мама, я
считаю, что смешно и глупо
скрывать все от тебя. Мы
с Юлей любим друг друга...»).
Слайд 34Роман
Прежнюю любовь Веры Георгиевны к сыну вытесняет чувство собственного эгоизма.
Она
решила, что жизнь сына в опасности, и его непременно нужно спасти от любви к Юльке («Верина голова произвела
на свет план. Если все решено – зачем тянуть? Если веришь в идею – ее надо осуществить»).
Слайд 35Юлька
В детстве она много времени
проводила наедине с собой и училась
самостоятельно познавать мир («Заброшенная Юлька вела сказочную
для пятилетнего ребенка жизнь…»).
Любовь и для дочери, и для матери -цель жизни. Мать понимает дочь, помогает ей, потому что в Юльке сейчас сосредоточена вся жизнь Людмилы Сергеевны.
Слайд 36Семья — это место, где закладываются основы личности. Заменить семью нельзя
ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для детей.
Слайд 37Что влияет на воспитание ребёнка?
Слайд 39Чего не хватает семье
для нравственного воспитания?
Слайд 40Какую роль играют родители в воспитании ребёнка?
Слайд 41Выводы
В русской литературе есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к
которым назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться, есть, с кого пример брать.
Слайд 42Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать,
которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка счастливым. И напротив: родители, давшие детям свою любовь, открывают им возможность обрести счастье.
Слайд 43В современном мире необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания.
И сделать это можно также обратившись к образцам великой русской литературы.