Презентация, доклад по литературе Определяющая роль семьи в жизни литературных героев

Содержание

Семья начинается с детейА. Н. Герцен

Слайд 1Определяющая роль семьи
в жизни литературных героев

Выполнила:
Киселёва Мария, ученица 10 А класса МБОУ «СЭЛ № 45»
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Кручинина Е.Г.
Определяющая роль семьи в жизни литературных героев

Слайд 2Семья начинается с детей

А. Н. Герцен

Семья начинается с детейА. Н. Герцен

Слайд 3Главный смысл и цель семейной жизни – это воспитание детей

В. А.

Сухомлинский
Главный смысл и цель семейной жизни – это воспитание детейВ. А. Сухомлинский

Слайд 4Цель: рассмотреть процесс воспитания, а также взаимоотношений между родителями и детьми

в художественных произведениях русской литературы и определить, как повлияла семья на жизнь литературных героев.
Задачи:
прочитать отдельные произведения русской литературы по теме исследования;
выяснить, каким образом семья формирует личность и характер героя;
определить, каков характер влияния семьи на литературного героя;
выявить мнение учащихся Лицея по теме исследования.
Объект исследования: герой художественного произведения.
Предмет исследования: качества и черты характера рассматриваемого героя.
Гипотеза: в семье создаются особые условия, которые напрямую влияют на формирование личности литературного героя, но не всегда являются положительными.
Цель: рассмотреть процесс воспитания, а также взаимоотношений между родителями и детьми в художественных произведениях русской литературы и

Слайд 5В ходе исследования были использованы следующие методы:
изучение (изучение Интернет-ресурсов, чтение книг);


выдвижение тезисов;
анализ (обработка материалов
исследования);
социологический опрос;
обобщение и составление выводов.

Методика исследования

В ходе исследования были использованы следующие методы:изучение (изучение Интернет-ресурсов, чтение книг); выдвижение тезисов;анализ (обработка материалов

Слайд 6А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Петр Гринев
Слова «честь», «долг»,
«Отечество» для

Гринева-
отца – святые. Благословляя
сына на службу он произносит: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь…и помни пословицу: береги платье
снову, а честь смолоду».
А. С. Пушкин  «Капитанская дочка»Петр ГриневСлова «честь», «долг», «Отечество» для Гринева-отца – святые. Благословляя сына на

Слайд 7Гринев свято чтит отцовский завет: добросовестно, честно служит, всегда следует кодексу

чести.
Дворянская гордость, чувство долга, не позволили ему, как Швабрину, присягнуть Пугачеву: «Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным».
Ни разу не нарушил наказ отца.
Гринев свято чтит отцовский завет: добросовестно, честно служит, всегда следует кодексу чести.Дворянская гордость, чувство долга, не позволили

Слайд 8 Маша Миронова

Родителей соединяет чувство уважения и

истинной любви.
Василиса Егоровна «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские».
Маша отказывается от брака с Гриневым без благословения,
не выходит замуж за Швабрина, обращается к императрице за помощью.
Маша МироноваРодителей соединяет чувство уважения и истинной любви.Василиса Егоровна «на дела

Слайд 9Л. Н. Толстой «Война и мир»
Андрей Болконский

Отцовский завет: «-

Помни одно,
князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал:
А коли узнаю, что ты повел себя
не как сын Николая Болконского,
мне будет… стыдно! – взвизгнул
он»
Л. Н. Толстой   «Война и мир»Андрей БолконскийОтцовский завет: «- Помни одно,    князь

Слайд 10Андрей Болконский

Николай Болконский обращается к сыну с требованием не уронить своего

достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.
«Повести себя не как сын Николая Болконского» - значит стать трусом.
Князь Андрей свято соблюдает отцовский завет.
Андрей БолконскийНиколай Болконский обращается к сыну с требованием не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы

Слайд 11И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Аркадий Кирсанов
Отец женился «на дочке незнатного

чиновника и был счастлив в браке».
Переехал в деревню, где занимался хозяйственными делами, пел с женой дуэтом, играл на фортепиано, виолончели, читал Пушкина и изредка ездил на охоту.
«Супруга в 1847 г. скончалась».
И. С. Тургенев «Отцы и дети»Аркадий КирсановОтец женился «на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке».Переехал

Слайд 12Аркадий Кирсанов
Приверженец нигилизма.
Наследовал от отца душевность, нежность, умение тонко чувствовать и

переживать.
Добрые отношения между отцом и сыном.
Аркадий КирсановПриверженец нигилизма.Наследовал от отца душевность, нежность, умение тонко чувствовать и переживать.Добрые отношения между отцом и сыном.

Слайд 13Евгений Базаров
Унаследовал от родителей простоту: он «владел уменьем возбуждать к себе

доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».
Прямолинейный человек: «Базаров объявил ей о своём отъезде не с мыслию испытать ее: он никогда не «сочинял».
Евгений БазаровУнаследовал от родителей простоту: он «владел уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он

Слайд 14Евгений Базаров
Взял отца интерес к медицине и труду.
«Таких людей, как они,

в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»
Евгений БазаровВзял отца интерес к медицине и труду.«Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с

Слайд 15Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Митрофан
Простакова своим обращением к людям показывает Митрофану дурной

пример: «Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!». Из-за этого Митрофан не просто невежливо, а грубо разговаривает с людьми.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»МитрофанПростакова своим обращением к людям показывает Митрофану дурной пример: «Ах, господи боже мой! Уж

Слайд 16Митрофан
Простакова «залюбила своего сына»: «Пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его

и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится».
МитрофанПростакова «залюбила своего сына»: «Пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через

Слайд 17Митрофан
Отец «любит его, как надлежит родителю», «иногда он от него вне

себя и от радости сам истинно не верит, что Митрофан его сын».
Вырос «маменькиным сынком»: «Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
МитрофанОтец «любит его, как надлежит родителю», «иногда он от него вне себя и от радости сам истинно

Слайд 18И. А. Гончаров «Обломов»
Илья Ильич Обломов
Получил хорошее образование, способен на глубокие

чувства (благодаря родителям, которые безмерно любили своего сына).
Обломовы к крепостным относились справедливо: «тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».
И. А. Гончаров «Обломов»Илья Ильич ОбломовПолучил хорошее образование, способен на глубокие чувства (благодаря родителям, которые безмерно любили

Слайд 19Илья Ильич Обломов
Родители Обломова предпочитают пассивное существование, у них каждый день

похож на предыдущий: «мать сидит на диване и лениво вяжет детский чулок, зевая», «отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии».
Илья Ильич ОбломовРодители Обломова предпочитают пассивное существование, у них каждый день похож на предыдущий: «мать сидит на

Слайд 20Илья Ильич Обломов
Всеобщее состояние ленивого спокойствия оказало большое влияние.
Родители оберегали своего

сына, не давали ему развиваться: «…стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание», «Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку - опять крики».
Илья Ильич ОбломовВсеобщее состояние ленивого спокойствия оказало большое влияние.Родители оберегали своего сына, не давали ему развиваться: «…стоит

Слайд 21Андрей Иванович Штольц
С ранних лет приучали к самостоятельности, доверяли ему: «Четырнадцати,

пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах».
Андрей Иванович ШтольцС ранних лет приучали к самостоятельности, доверяли ему: «Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один,

Слайд 22Андрей Иванович Штольц

От отца-немца Андрей взял чувство рациональности в принятии решений,

независимость, самостоятельность.
Мать вложила в Андрея всю свою
душу и сердце, она научила его видеть прекрасное: «учила его
прислушиваться к задумчивым
звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни».
Андрей Иванович ШтольцОт отца-немца Андрей взял чувство рациональности в принятии решений, независимость, самостоятельность.Мать вложила в Андрея всю

Слайд 23Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Павел Иванович Чичиков
Отцовский наказ:
«учись... и не

повесничай», «угождай учителям и начальникам», «водись с теми, которые побогаче», «не угощай... никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали», «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете... Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
Н. В. Гоголь «Мёртвые души»Павел Иванович ЧичиковОтцовский наказ: «учись... и не повесничай», «угождай учителям и начальникам», «водись

Слайд 24Павел Иванович Чичиков
Отец ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие,

доброту, чувство чести и
собственного достоинства.
Чичиков шел на подлости, совершал недостойные поступки.
Чичиков часто оглядывался назад, чтобы удостовериться: не упустил ли он ничего важного на пути достижения своих корыстных целей.
Павел Иванович ЧичиковОтец ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие, доброту, чувство чести и

Слайд 25Когда Василия Ивановича Белова спросили:
-Что, по-вашему, сеголня составляет главную боль писателя

и гражданина?
- Все, что касается современной семьи! – ответил он с горечью.

Современная русская литература

Когда Василия Ивановича Белова спросили:-Что, по-вашему, сеголня составляет главную боль писателя и гражданина?- Все, что касается современной

Слайд 26Непосредственно русской семье нашего времени, основам ее лада и причинам все

более усугубляющегося разлада Белов посвятил цикл небольших по объему произведений под общим названием «Воспитание по доктору Споку» (1974)
Непосредственно русской семье нашего времени, основам ее лада и причинам все более усугубляющегося разлада Белов посвятил цикл

Слайд 27А. Бондаренко «Шанхайский дьявол»
Андрей: «Тётя Тамара... Чего она добилась? Отработанный материал…

Её судьба, как две капли, похожа на судьбу моей матери».
Не получив ни хорошего воспитания, ни хорошего образования, Андрей и его друг Сергей ведут аморальный образ жизни, для них главное – хорошо выпить и погулять.
А. Бондаренко «Шанхайский дьявол»Андрей: «Тётя Тамара... Чего она добилась? Отработанный материал… Её судьба, как две капли, похожа

Слайд 28«Не пей, не пей. Отец твой, и голова светлая была, и

руки золотые, а всё водка окаянная...»

Хотя Андрей и чувствует какие-то укоры совести, но ничего не делает, чтобы что-то изменить в своей жизни. А скорее всего и не знает, что изменять и как, потому что не видел и не видит перед собой достойных примеров.

«Не пей, не пей. Отец твой, и голова светлая была, и руки золотые, а всё водка окаянная...»Хотя

Слайд 29Этим семьям характерен попустительский стиль воспитания, не принесший детям ничего хорошего.
Для

Марины в свои пятнадцать
лет пьянки-гулянки –
обыденная вещь. После
трагической гибели отца
и брата мать спилась, и
ей не до дочери стало.
Вот и росла Марина,
рано познав жизнь.
Этим семьям характерен попустительский стиль воспитания, не принесший детям ничего хорошего.Для Марины в свои пятнадцать лет пьянки-гулянки

Слайд 30Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Мила
Бухара всем сердцем любит свою дочь и посвящает

всю себя заботам о ней: «Мать прижимала к себе свою драгоценность с такой углублённой важностью», «Жена Дмитрия словно и не замечала неполноценности девочки. Она наряжала ее и любовалась бессмысленно-жизнерадостной мордочкой».
Л. Улицкая «Дочь Бухары»МилаБухара всем сердцем любит свою дочь и посвящает всю себя заботам о ней: «Мать

Слайд 31Мила
Серьезно заболев, Бухара думает о будущем Милы и делает все, чтобы

Мила не осталась одна: устраивает ее на работу и даже выдает замуж
(«хочу выдать дочку замуж за хорошего человека»).
После смерти Бухары Мила, благодаря именно материнской заботе и любви, продолжает жить.
МилаСерьезно заболев, Бухара думает о будущем Милы и делает все, чтобы Мила не осталась одна: устраивает ее

Слайд 32Мила
Отец не уделял Миле никакого внимания и совсем не участвовал
в

ее воспитании. Его испугала болезнь девочки, он оставил семью на произвол судьбы: «Дмитрий Иванович думал о том, каким чудным ребенком могла бы быть эта девочка, какая обаятельная личность похоронена в дефектной телесности».
МилаОтец не уделял Миле никакого внимания и совсем не участвовал в ее воспитании. Его испугала болезнь девочки,

Слайд 33Г. Щербакова
Повесть

«Вам и не снилось»

Роман
Будет любить одну Юлю всю жизнь, как и его отец - Людмилу Сергеевну: «Я тебя люблю... Твой Ромка».
Унаследовал от родителей
честность и умение всегда
говорить правду («Мама, я
считаю, что смешно и глупо
скрывать все от тебя. Мы
с Юлей любим друг друга...»).

Г. Щербакова         Повесть «Вам и не снилось»РоманБудет любить одну

Слайд 34Роман
Прежнюю любовь Веры Георгиевны к сыну вытесняет чувство собственного эгоизма.
Она

решила, что жизнь сына в опасности, и его непременно нужно спасти от любви к Юльке («Верина голова произвела
на свет план. Если все решено – зачем тянуть? Если веришь в идею – ее надо осуществить»).
РоманПрежнюю любовь Веры Георгиевны к сыну вытесняет чувство собственного эгоизма. Она решила, что жизнь сына в опасности,

Слайд 35Юлька
В детстве она много времени
проводила наедине с собой и училась

самостоятельно познавать мир («Заброшенная Юлька вела сказочную
для пятилетнего ребенка жизнь…»).
Любовь и для дочери, и для матери -цель жизни. Мать понимает дочь, помогает ей, потому что в Юльке сейчас сосредоточена вся жизнь Людмилы Сергеевны.
ЮлькаВ детстве она много времени проводила наедине с собой и училась самостоятельно познавать мир («Заброшенная Юлька вела

Слайд 36Семья — это место, где закладываются основы личности. Заменить семью нельзя

ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для детей.
Семья — это место, где закладываются основы личности. Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни

Слайд 37Что влияет на воспитание ребёнка?

Что влияет на воспитание ребёнка?

Слайд 38Что такое семья?

Что такое семья?

Слайд 39Чего не хватает семье
для нравственного воспитания?

Чего не хватает семье для нравственного воспитания?

Слайд 40Какую роль играют родители в воспитании ребёнка?

Какую роль играют родители в воспитании ребёнка?

Слайд 41Выводы
В русской литературе есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к

которым назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться, есть, с кого пример брать.
ВыводыВ русской литературе есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к которым назрела необходимость обратиться в наше

Слайд 42Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать,

которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка счастливым. И напротив: родители, давшие детям свою любовь, открывают им возможность обрести счастье.
Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать, которые могут дать образование, состояние, не

Слайд 43В современном мире необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания.

И сделать это можно также обратившись к образцам великой русской литературы.
В современном мире необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания. И сделать это можно также обратившись

Слайд 44СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть