Презентация, доклад по литературе. Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

Во всех произведениях город не только обозначен, как место совершающегося действия. Обычно Достоевский дает точные топографические указания: они вызывают за собой конкретные образы города, ряд богатых и разнообразных воспоминаний:«Чтобы как-нибудь освежиться, вышел я походить по Фонтанке.

Слайд 1Петербург Достоевского
Долгая жизнь в Петербурге, где по слову современного поэта она

проходит «торжественно и трудно», отразилась на творчестве Достоевского и северная столица получила в нем цельное и многообразное отображение.
Из богатого литературного наследия (около 30 романов, повестей и рассказов) мы можем выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает, как фон для развития сюжета.

Петербург ДостоевскогоДолгая жизнь в Петербурге, где по слову современного поэта она проходит «торжественно и трудно», отразилась на

Слайд 2
Во всех произведениях город не только обозначен, как место совершающегося действия.

Обычно Достоевский дает точные топографические указания: они вызывают за собой конкретные образы города, ряд богатых и разнообразных воспоминаний:«Чтобы как-нибудь освежиться, вышел я походить по Фонтанке. Вечер был такой темный, сырой. Дождя не было, зато был туман, не хуже доброго дождя. По небу ходили длинными широкими полосами тучи. Народу ходила бездна по набережной, и нард с такими страшными, уныние наводящими лицами..
Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня!»
Во всех произведениях город не только обозначен, как место совершающегося действия. Обычно Достоевский дает точные топографические указания:

Слайд 3Характерная особенность при воссоздании: постепенность раскрытия его.
«И он быстрым, невольным

жестом руки указал мне на туманную перспективу улицы, освещенную слабо мерцающими в сырой мгле фонарями, на грязные дома, на сверкающие от сырости плиты тротуаров, на угрюмых, сердитых и промокших прохожих, на всю эту картину, которую обхватывал черный, как будто залитый тушью, купол петербургского неба. Мы выходили уж на площадь; перед нами во мраке вставал памятник, освещенный снизу газовыми рожками, и еще далее подымалась темная, огромная масса Исакия, неясно отдалявшаяся от мрачного колорита неба.»
Характерная особенность при воссоздании: постепенность раскрытия его. «И он быстрым, невольным жестом руки указал мне на туманную

Слайд 4Достоевскому была ведома особая красота Петербурга. Она раскрывается на один миг,

она ощущается как видение, как быстро преходящий сон.
«Я люблю мартовские солнца в Петербурге, особенно закат, разумеется в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю угрюмость; как будто на душе просияет…»
Достоевскому была ведома особая красота Петербурга. Она раскрывается на один миг, она ощущается как видение, как быстро

Слайд 5Достоевский в беглых заметках о городе
( «Дневник писателя») даёт характеристику

архитектуры Петербурга, подчеркивает бесхарактерность внешнего облика города. «В архитектурном смысле он — отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод, все постепенно заимствовано и все по-своему перековеркано.»
Дома для него приобретают особое значение как обиталище его героев. Дом обрисовывается, как обособленный мирок, живущий своей таинственной жизнью, влияющей так или иначе на судьбу своего обитателя. Характерны для улиц Достоевского «капитальные» дома высокие, холодные, с глухими стенами. В описании автор подчеркивает грязь и нищету мрачного и тяжелого быта.
Достоевский в беглых заметках о городе ( «Дневник писателя») даёт характеристику архитектуры Петербурга, подчеркивает бесхарактерность внешнего облика

Слайд 6Особенно выразительны лестницы, то винтообразные, то прямые, крутые, обычно темные, иногда

освещенные какой-нибудь коптилкою. Шаги на них раздаются словно слышится чья-то невнятная речь и в тревоге прислушиваешься к ней.
Ещё одна интересная особенность домов Достоевского - окна, выразительные окна. Из окон одного дома — в окна другого.
Водная стихия Петербурга приковывает внимание Достоевского. Нева, ее рукава и каналы играют большую роль в его произведениях. Мы часто застаем его героев, пристально всматривающихся в чернеющие воды.
Особенно выразительны лестницы, то винтообразные, то прямые, крутые, обычно темные, иногда освещенные какой-нибудь коптилкою. Шаги на них

Слайд 7
На фоне ненастной ночи совершается раскрытие ночной стороны души города, приводящей

к безумию, к преступлению, самоубийству.
Жизнь сосредоточена на улице, в трактире, в коморке. Достоевский не чувствует жизни внутри ограды семьи. Нигде нет теплоты домашнего очага. Любовь к детям есть, но не родовая, а христианская, любовь к «малым сим».Любовь к семье есть, но какая-то одинокая: все любят друг друга, а слиться в нечто единое не могут. Город на болоте. Жизнь на болоте, в тумане, без корней, глубоко вошедших в животворящую мать сырую землю.
Нет корней и душа распыляется. Все врознь, какие то блуждающие болотные огни, ненавидят ли, любят ли — всегда мучают друг друга, неспособные слиться в одно органическое целое.
На фоне ненастной ночи совершается раскрытие ночной стороны души города, приводящей к безумию, к преступлению, самоубийству.Жизнь сосредоточена

Слайд 8ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».
(Ч. 1, гл. 1, 2

— начало; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Екатерины Ивановны; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе и др.)

Это такое произведение, в котором 1) отражены наиболее полно все грани его образа Петербурга 2) действие сконцентрировано в определенном районе 3) дано достаточное количество топографических указаний. В этом романе скрыто два сюжета, соответствующие заглавию: история Раскольникова и история Свидригайлова. В связи с этим вскрыты и две стороны северной столицы.
С одной стороны Петербург выступает как город мрака, ветра, мокроты. Герой его — Свидригайлов совершает свое преступление «в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда был ветер», ветер, поющий страшные песни о хаосе, пробуждающий силы бездны в смятенной душе.
С другой стороны Петербург — жары, смрада, духоты и пыли. Его герой Раскольников свое преступление совершает в этой одуряющей атмосфере.

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».(Ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 2, гл. 2

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть