Слайд 1
Электронный ресурс подготовлен
учителем русского языка и литературы
Гришиной О.А.
МБОУ «Школа
№106» г.Н.Новгорода
Слайд 2Николай Семёнович
Лесков
родился 4 (16) февраля
1831, в селе
Горохово
Орловской губернии,
ныне Орловской области—
21 февраля (5 марта) 1895, Петербург
Слайд 3 Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские
люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть»
Слайд 4 Первоначальное образование Лесков Николай Семенович получил в доме богатых
родственников. В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда.
В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Лескова.
Слайд 5
В деревне Лесков Николай
Семенович сошелся с
крестьянскими детьми,
до
"мельчайших подробностей
«узнал "простонародный быт". Детские воспоминания дали ему материал для рассказов "Несмертельный Голован" (1879), "Пугало" (1885).
Слайд 6 С переездом в Петербург в 1861 началась интенсивная работа
Лескова в периодике.
Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые беллетристические опыты - жанровые картинки, путевые заметки, нравоописательные очерки.
Слайд 7
Творчество Лескова, можно сказать, не знает социальных границ.
Он выводит в своих произведениях людей самых разных сословий и кругов: и помещиков - от богачей до полунищих, и чиновников всех мастей - от министра до квартального, и духовенство - монастырское и приходское - от митрополита до дьячка, и военных разных рангов и родов оружия, и крестьян, и выходцев из крестьянства - солдат, мастеровых и всякий рабочий люд.
Лесков охотно показывает разных представителей национальностей тогдашней России: украинцев, якутов, евреев, цыган, поляков...
Слайд 8 По достоинству Лескова-художника оценили только в 20 веке, когда появились
статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича “Катерина Измайлова”.
Слайд 9Герои "Запечатленного ангела" - рабочие-каменщики, герой "Очарованного странника" - конюх, беглый
крепостной, "Несмертельного голована" - выкупившийся из крепостной неволи владелец нескольких коров, поддерживающий существование семьи продажей молочных продуктов, "Левши" - кузнец, тульский оружейник, "Тупейного художника" - крепостной парикмахер и театральный гример, "Человека на часах" - сданный в солдаты дворовый.
Слайд 10 Рассказ у Лескова ведет то купец, то монах, то ремесленник,
то отставной городничий, то бывший солдат. Каждый рассказчик говорит так, как свойственно его образованию и воспитанию, его возрасту и профессии, его понятию о себе, его желанию и возможностям произвести впечатление на слушателей.
Слайд 11 Каждый рассказчик говорит так, как свойственно его образованию и
воспитанию, его возрасту и профессии, его понятию о себе, его желанию и возможностям произвести впечатление на слушателей.
Такая манера придает рассказу Лескова особую живость. Язык его произведений, необычайно богатый и разнообразный, углубляет социальную и индивидуальную характеристику его героев, становится для писателя средством тонкой оценки людей и событий.
Слайд 12Горький писал о лесковском сказе:
"...Люди его рассказов часто говорят сами о
себе, но речь их так изумительно жива, так правдива и убедительна, что они встают перед вами столь же таинственно ощутимы, физически ясны, как люди из книг Л. Толстого и других, иначе сказать, Лесков достигает того же результата, но другим приемом мастерства".
Слайд 13 Лесков был тяжелым человеком для своих родных, это, впрочем,
случай нередкий.
После его кончины остался конверт с надписью:
«Прочесть немедленно после моей смерти». В бумаге, названной
«Моя последняя просьба», -двенадцать пунктов. Последний гласит:
«Прошу затем прощения у всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был
неприятен».
Слайд 15Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование
ведётся от лица рассказчика, человека с особенным характером и складом речи
Слайд 16Тула - старинный русский город, прославившийся своими оружейниками и самоварами
Слайд 17найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Платов и Николай
Павлович
Слайд 18найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Платов и
тульские оружейники
Слайд 19найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Платов на досадной «укушетке»
Слайд 20найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Тульские мастера за работой
Слайд 21найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Мастера несут Платову царскую
шкатулку
Слайд 22найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Левша в государевом дворце
Слайд 23найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Левша и император возле мелкоскопа
Слайд 24найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Государь Александр Павлович рассматривает
блоху через мелкоскоп
Слайд 25найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Государь Николай Павлович
рассматривает стальную блоху
Слайд 26найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Государь и англичане
Слайд 27найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Левша среди англичан
Слайд 28найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Смерть Левши
Слайд 29Качества главного героя
- патриотизм,
- талант,
- усердие,
- настойчивость,
- целеустремлённость,
- неприхотливость,
- скромность,
- трудолюбие.
Слайд 30Главная идея произведения
Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть
люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.