Презентация, доклад по литературе Н.Рыленков Руки матери

Содержание

Определи тему урока

Слайд 1


Слайд 6Определи тему урока

Определи тему урока

Слайд 13Здесь ма́ло услы́шать, Здесь вслу́шаться ну́жно, Чтоб в ду́шу созву́чья Нахлы́нули дру́жно.

Н.Рыленков
Здесь ма́ло услы́шать, Здесь вслу́шаться ну́жно, Чтоб в ду́шу созву́чья Нахлы́нули дру́жно.

Слайд 14 Никола́й Ива́нович Рылéнков
1909 - 1969

Никола́й Ива́нович Рылéнков  1909 - 1969

Слайд 15Урок - размышление:

Никола́й Ива́нович Рылéнков

«Я по́мню ру́ки ма́тери мое́й..»

Урок - размышление:Никола́й Ива́нович Рылéнков«Я по́мню ру́ки ма́тери мое́й..»

Слайд 16 Будем учиться:

бы́стро, вырази́тельно и осо́знанно читать,
анализи́ровать стихотворе́ние,размышля́я,

внима́тельно относи́ться к сло́ву,
воспи́тывать в себе чу́вство чу́ткого и
бе́режного отноше́ния к же́нщине – ма́тери,
стреми́ться поня́ть и полюби́ть душе́вную
красоту́ родно́го челове́ка

Будем учиться:  бы́стро, вырази́тельно и осо́знанно читать, анализи́ровать стихотворе́ние,размышля́я, внима́тельно относи́ться к сло́ву,

Слайд 17ЛЕКСИКА:
В приго́ршнях -
Ре́дкие мгнове́нья -
Прикоснове́нье -
Шерша́вые, жёс(т)кие, мозо́листые,

натру́женные -
Прини́кни -
Бездо́нней -
Источник –
Суровое -

в ладо́нях
ма́ло вре́мени обща́лись
каса́ние часте́й те́ла
руки с грубой кожей
(у человека, который много работает)
прикосни́сь губа́ми
без дна
начало
трудное время

ЛЕКСИКА:В приго́ршнях - Ре́дкие мгнове́нья - Прикоснове́нье - Шерша́вые, жёс(т)кие, мозо́листые, натру́женные -Прини́кни - Бездо́нней - Источник

Слайд 18Самостоятельное чтение стихотворения
Я по́мню ру́ки ма́тери мое́й,  Хоть нет её, давно́ уж

нет на све́те.  Я рук не знал нежне́е и добре́й,  Чем жёсткие, мозолистые э́ти.  Я помню руки матери моей,  Что утира́ли слёзы мне когда́-то.  В пригоршнях приноси́ли мне с поле́й  Всё, чем весна́ в родно́м краю́ бога́та. 
Самостоятельное чтение стихотворенияЯ по́мню ру́ки ма́тери мое́й,  Хоть нет её, давно́ уж нет на све́те.  Я рук

Слайд 19Я по́мню ру́ки ма́тери мое́й,  Суро́вой ла́ски ре́дкие мгнове́нья.  Я станови́лся лу́чше и

сильне́й  От ка́ждого её прикоснове́нья.  Я помню руки матери моей,  Широ́кие шершавые ладо́ни.  Они́ что ковш. Приникни к ним и пей.  И не сыска́ть источника бездонней.  Я помню руки матери моей,  И я хочу́, чтоб повторя́ли де́ти:  "Натруженные руки матере́й,  святее вас нет ничего́ на све́те".
Я по́мню ру́ки ма́тери мое́й,  Суро́вой ла́ски ре́дкие мгнове́нья.  Я станови́лся лу́чше и сильне́й  От ка́ждого её

Слайд 21ВОПРОС - ОТВЕТ \Правильно подбери ответ с правого столбика
1. К

како́му ро́ду литерату́ры принадлежи́т э́то произведе́ние?

2. Что́ тако́е те́ма худо́жественного произведе́ния?

3. Какова́ же те́ма э́того стихотворе́ния?

 4. Что́ тако́е иде́я худо́жественного произведе́ния?

 5. В каки́х слова́х вы́ражена основна́я мысль, иде́я стихотворе́ния?

6. Как мо́жно озагла́вить э́то стихотворе́ние?
  

К лирике.


О чём это произведение 


Это стихотворение о матери.

Идея – это основная, главная мысль произведения.

«Натруженные руки матерей!
   Святее вас нет ничего на свете».

«Руки матери».

ВОПРОС - ОТВЕТ  \Правильно подбери ответ с правого столбика 1. К како́му ро́ду литерату́ры принадлежи́т э́то

Слайд 22Вопро́с-отве́т-зада́ние
- Како́й разде́л ру́сского языка́ изуча́ет слова́рный запа́с?
   Ле́ксика.

В стро́чках, выража́ющих

иде́ю стихотворе́ния, есть сло́во «святе́е».

Прочита́й слова́рную статью́ сло́ва «свято́й» в толко́вом словаре́ Серге́я Ива́новича О́жегова.
Вопро́с-отве́т-зада́ние- Како́й разде́л ру́сского языка́ изуча́ет слова́рный запа́с?   Ле́ксика.В стро́чках, выража́ющих иде́ю стихотворе́ния, есть сло́во «святе́е».

Слайд 231. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.
Святая вода.

2. Проникнутый высокими чувствами,

возвышенный, идеальный.
Святая любовь к родине.

3. Истинный, величественный и исключительный по важности.
Святое дело.

4. Святой – человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии.
Причислить к лику святых.

СВЯТО́Йл

1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.Святая вода.2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный.Святая любовь к родине.3. Истинный,

Слайд 24Вопро́с-отве́т-зада́ние
- Это сло́во («святой») однозна́чное или многозна́чное?
   Многозна́чное.


- В како́м из

четырёх значе́ний испо́льзовано э́то сло́во в стихотворе́нии Н. Рыле́нкова?
   Во второ́м. «Прони́кнутый высо́кими чу́вствами, возвы́шенный, идеа́льный».

- Назовите синонимы к слову «святой».
   Дорогой, драгоценный, …
Вопро́с-отве́т-зада́ние- Это сло́во («святой») однозна́чное или многозна́чное?   Многозна́чное.- В како́м из четырёх значе́ний испо́льзовано э́то сло́во в

Слайд 27Размышле́ние
Почему́ а́втор вы́брал это слово «святы́е руки» ?




   Потому что оно́ отража́ет чувство любви и признательности поэ́та к свое́й ма́тери.
Размышле́ние   Почему́ а́втор вы́брал это слово «святы́е руки» ?    Потому что оно́ отража́ет чувство

Слайд 28Подбери́ стро́ки из стихотворе́ния

Подбери́ стро́ки из стихотворе́ния

Слайд 29Я по́мню ру́ки ма́тери мое́й,  Хоть нет её, давно́ уж нет на

све́те. 
Я по́мню ру́ки ма́тери мое́й,  Хоть нет её, давно́ уж нет на све́те. 

Слайд 31Я рук не знал нежне́е и добре́й,  Чем жёс(т)кие, мозо́листые э́ти. 

Я рук не знал нежне́е и добре́й,  Чем жёс(т)кие, мозо́листые э́ти. 

Слайд 32Я станови́лся лу́чше и сильне́й  От ка́ждого её прикоснове́нья. 

Я станови́лся лу́чше и сильне́й  От ка́ждого её прикоснове́нья. 

Слайд 33Они́ что́ ковш. Прини́кни к ним и пей.  И не сыска́ть исто́чника

бездо́нней. 
Они́ что́ ковш. Прини́кни к ним и пей.  И не сыска́ть исто́чника бездо́нней. 

Слайд 34Я помню руки матери моей,  Широ́кие шерша́вые ладо́ни. 

Я помню руки матери моей,  Широ́кие шерша́вые ладо́ни. 

Слайд 35 В приго́ршнях приноси́ли мне с поле́й  Всё, чем весна́ в родно́м краю́

бога́та. 
В приго́ршнях приноси́ли мне с поле́й  Всё, чем весна́ в родно́м краю́ бога́та. 

Слайд 36Я по́мню ру́ки ма́тери мое́й,  Что́ утира́ли слёзы мне когда́-то. 

Я по́мню ру́ки ма́тери мое́й,  Что́ утира́ли слёзы мне когда́-то. 

Слайд 37Я станови́лся лу́чше и сильне́й  От ка́ждого её прикоснове́нья. 

Я станови́лся лу́чше и сильне́й  От ка́ждого её прикоснове́нья. 

Слайд 38Натру́женные ру́ки матере́й,  святе́е вас нет ничего́ на све́те!

Натру́женные ру́ки матере́й,  святе́е вас нет ничего́ на све́те!

Слайд 45Я РАЗМЫШЛЯ́Ю

Я РАЗМЫШЛЯ́Ю

Слайд 46Почему поэт вспоминает руки матери?
Почему детские годы?
Сожалеет ли автор

о смерти матери? Почему?
Благодарен ли автор своей матери? За что?
О чём могут рассказать руки?
Что автор называет источником бездонным?
С чем он их сравнивает?
Почему ласка суровая?
Почему поэт вспоминает руки матери? Почему детские годы? Сожалеет ли автор о смерти матери? Почему? Благодарен ли

Слайд 48Худо́жественные сре́дства

Худо́жественные сре́дства

Слайд 49   Эпи́теты
В родно́м краю́, суро́вой ла́ски, ре́дкие мгнове́нья
Метоними́я
   руки ма́тери утира́ли, приноси́ли
Сино́нимы
   нежней - добрей
жёсткие –

шерша́вые - натру́женные

Сравне́ние

руки что ковш, исто́чник

   Эпи́тетыВ родно́м краю́, суро́вой ла́ски, ре́дкие мгнове́ньяМетоними́я   руки ма́тери утира́ли, приноси́лиСино́нимы   нежней - добрей жёсткие – шерша́вые - натру́женныеСравне́ниеруки что ковш, исто́чник

Слайд 54  Работа с предложениями.

 Работа с предложениями.

Слайд 55ПРОВЕ́РКА
Объясни́ употребление ско́бок в после́днем четверости́шии.




Найди предложе́ние с прямо́й речью. Нарисуй

схе́му этого предложения.

Это сло́жное предложение, так как имеет три граммати́ческие осно́вы. СП состоит из главных и прида́точной части.
[−=], и [−=], (чтоб =−).



И я хочу, чтоб повторя́ли дети:
«Натру́женные руки матере́й,
Святе́е вас нет ничего́ на свете!»

А: «П!»

ПРОВЕ́РКАОбъясни́ употребление ско́бок в после́днем четверости́шии.Найди предложе́ние с прямо́й речью. Нарисуй схе́му этого предложения.Это сло́жное предложение, так

Слайд 56Дома́шнее зада́ние.

с. 163, наизусть; зад. 1,2.

Дома́шнее зада́ние.с. 163, наизусть; зад. 1,2.

Слайд 57 Мы учились:

бы́стро осо́знанно читать,
анализи́ровать стихотворе́ние, размышля́я,
внима́тельно относи́ться к

сло́ву,
воспи́тывать в себе чу́вство чу́ткого и бе́режного отноше́ния к же́нщине – ма́тери,
стреми́ться поня́ть и полюби́ть душе́вную красоту́ родно́го челове́ка

Мы учились:  бы́стро осо́знанно читать, анализи́ровать стихотворе́ние, размышля́я,внима́тельно относи́ться к сло́ву, воспи́тывать в

Слайд 58 Подведение итогов.

-Чему мы сегодня учились на уроке?

-Что нового на уроке

вы узнали?

Какой совет детям даёт автор стихотворения?

- Какие чувства к матери он выражает?
   Любви, глубокого уважения, признательности.

- Какие у мамы руки? А сердце какое?
 Подведение итогов.-Чему мы сегодня учились на уроке? -Что нового на уроке вы узнали?Какой совет детям даёт автор

Слайд 64ПИСЬМО ДЛЯ МАМОЧКИ

ПИСЬМО ДЛЯ МАМОЧКИ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть