Презентация, доклад по литературе: Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева Конь с розовой гривой — честность, доброта, понятие долга

- Какие нравственные ценности вы знаете? МилосердиеСправедливость ЧестностьЛюбовь СовестьДовериеПонятие долга Доброта- Давайте выберем те ценности, о которых говорится в рассказе:ЧестностьСовестьДобротаПонятие долга - А что такое совесть?Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми,

Слайд 1Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» —

честность, доброта, понятие долга.

Учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №15 г.Нижневартовска
Панебратец Ксения Анатольевна

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» — честность, доброта, понятие долга. Учитель русского

Слайд 2- Какие нравственные ценности вы знаете?
Милосердие
Справедливость
Честность
Любовь
Совесть
Доверие
Понятие долга
Доброта
- Давайте выберем

те ценности, о которых говорится в рассказе:

Честность

Совесть

Доброта

Понятие долга

- А что такое совесть?

Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

- Какие нравственные ценности вы знаете? МилосердиеСправедливость ЧестностьЛюбовь СовестьДовериеПонятие долга Доброта- Давайте выберем те ценности, о которых

Слайд 3- Когда люди говорят о совести? Приходилось ли вам чувствовать свою

вину, переживать за содеянное? - Почему совесть называют «великим законом и судьёй»? - Какое отношение имеет это понятие к рассказу Астафьева?

(герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)

- По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека?

(помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)

- Какой можно сделать вывод?

(нужно жить по совести)

- Когда люди говорят о совести? Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное?  -

Слайд 4- Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет.
Мальчик лет семи-восьми
Сирота,

живёт с бабушкой

Одет бедно, но опрятно

На завтрак всегда есть хлеб с молоком


- Как описывает рассказчик пряник конём? Как это описание характеризует героя?

(мальчик предстаёт перед нами мечтателем и фантазёром)

- Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет. Мальчик лет семи-восьмиСирота, живёт с бабушкойОдет бедно, но

Слайд 5- Почему героя рассказа тянуло к семье Левонтия?
(его там кормили и

жалели сироту)

- Мальчику кажется, что бабушка его не любит: «А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст – у неё не задержится». Так ли это? - Можно ли назвать пьяные слезы дяди Левонтия проявлением истинной любви к мальчику? - Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам казалось, что вас не любят, а потом вы поняли, что это не так? - Когда проявилось истинное отношение Левонтьевских к герою?

(мальчика бросили одного на увале без земляники)

- Почему героя рассказа тянуло к семье Левонтия?(его там кормили и жалели сироту)- Мальчику кажется, что бабушка

Слайд 6- Из каких эпизодов мы узнаём, что герой оказался втянут в

обман?

Не собрал ягод – высыпал ягоды на траву

Обманул бабушку – натолкал в корзинку травы

Украл калачи

Не нашел силы, дабы признаться в обмане бабушке

- Как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой?

(он боялся, что бабушка обнаружит обман с ягодами, украл калачи и не мог уснуть ночью – его мучила совесть. Он решился признаться во всём бабушке, но увидев её, сбежал)

- Из каких эпизодов мы узнаём, что герой оказался втянут в обман?Не собрал ягод – высыпал ягоды

Слайд 7
Рассмотрим этапы поведения героя

Рассмотрим этапы поведения героя

Слайд 8 - Так почему же все же бабушка купила внуку пряник конём? (она

хотела противопоставить злому поступку внука понимание, доброту и прощение) - Какой жизненный урок извлёк герой из этой истории? (он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя  понимает, что бабушка любит его истинной любовью) - Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.
- Так почему же все же бабушка купила внуку пряник конём? (она хотела

Слайд 9- Так почему же все же бабушка купила внуку пряник конём?
(она

хотела противопоставить злому поступку внука понимание, доброту и прощение)

- Какой жизненный урок извлёк герой из этой истории?

(он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя  понимает, что бабушка любит его истинной любовью)

- Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.

- Так почему же все же бабушка купила внуку пряник конём?(она хотела противопоставить злому поступку внука понимание,

Слайд 11- Как вы можете объяснить заключительные слова рассказа: "Сколько лет прошло

с тех пор! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»?

(проявление благодарной памяти о бабушке, о силе ее доброты и влиянии на внука)

- Как вы можете объяснить заключительные слова рассказа:

Слайд 12Домашнее задание: Написать небольшое сочинение «Чему научил меня рассказ «Конь с

розовой гривой».
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение «Чему научил меня рассказ «Конь с розовой гривой».

Слайд 131. Учебник по литературе для 6 класса под ред. В.Я.Коровиной, Москва,

2016г. 2. Поурочные разработки по литературе 6 класс, под ред. О.А.Ерёминой. 3. Поурочные разработки по литературе 6 класс, под ред. Н.В.Егоровой. 4. Поурочные разработки по литературе 6 класс, под ред. Н.В.Беляевой. 5. Картинки по рассказу на Яндекс картинки.

Использованная литература:

1. Учебник по литературе для 6 класса под ред. В.Я.Коровиной, Москва, 2016г. 2. Поурочные разработки по литературе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть