Слайд 2Эдуард Асадов.
Стихотворение о рыжей дворняге.
Слайд 3«Мы в ответе за тех,
кого приручили»
Нравственные проблемы в рассказе Леонида
Николаевича Андреева «Кусака».
Слайд 4Эпиграф к уроку:
Мы так оскудели,
что нам от словца
От злого
прикрыться-то нечем.
Друзьям и Родным надрываем сердца
И души друг другу калечим.
Николай Якунин.
Слайд 5 Андреев, Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в
1871 году.
Детство Леонид помнил "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".
Слайд 6 Учился в
Орловской классической гимназии (1882-91)
Слайд 7Вилла «Аванс»,
принадлежавшая Л. Андрееву
(не сохранилась)
Слайд 8 В гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и
всерьез занимался только... рисованием.
Портрет матери, выполненный Леонидом Андреевым в 1910 году и в 1913 году подаренный брату Павлу.
Слайд 9 Литературный дебют - рассказ
"В холоде и золоте"
ж.
"Звезда", 1892, № 16.
Слайд 10 Горький помог Андрееву советами и делом и ввел его
в книгоиздательское товарищество "Знание" .
Слайд 11 Максим Горький считал Андреева «человеком редкой
оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».
Слайд 13В своих произведениях Л. Андреев всегда выступает в защиту слабых и
обездоленных, униженных и несчастных.
Слайд 14Музей Л. Андреева
г. Орёл, 2-я Пушкарная, 41.
Слайд 16Заглянем в словарь…
Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным,
послушным.
Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку.
Сострадание, жалость, сожаление, сочувствие, соболезнование, участие.
Сострадательность, милосердие, сердобольность, жалостливость (разг.), сердоболие (уст.), благость (уст. книжн.).
Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность.
Слайд 17Поработаем
над рассказом «Кусака».
Главным героем является собака, которая, как и
любое живое существо, имеет душу, умеет любить и страдать, хочет верить в людей, хочет иметь свой дом, тепло, заботиться о ком-то и получать заботу, тепло и ласку.
Слайд 18Отношение к животным у русского народа являлось в старину одним
из критериев добра , нравственности.
К жениху, явившемуся в дом свататься , подпускали кошку и смотрели, как он к ней отнесется: приласкает или отпихнет с пренебрежением? И делали вывод: отдать ли дочь за него?
Вот и Л. Андреев заставляет нас посмотреть на людей с этой точки зрения.
Слайд 19Напишем синквейн.
СОБАКА
СОБАКА.
УМНАЯ, ПРЕДАННАЯ.
ОБЕРЕГАЕТ, ЛЮБИТ, РАДУЕТ.
СОБАКА В ДОМЕ –БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.
ДРУГ.
Слайд 20ИГРА «Кто больше?»вспомнит произведений литературы и авторов книг о собаках?
.
Слайд 21
«Белый пудель»
А. И. Куприн
«Белый Бим черное ухо»
Г. Н.
Троепольский
«Муму»
И. С. Тургенев
«Каштанка»
А. П. Чехов
«Пожарные собаки», «Лев и собачка»,
Л. Толстой
«Булька»,
Л.Толстой
Слайд 22
Какова тема рассказа «Кусака»?
Тема милосердия и жестокости человека, ответственного отношения к
Слайд 23Лексическая работа.
Нравственность – ?
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы;
правила поведения, определяемые этими качествами.
Отзывчивость_ ?
чуткость, участливость, сердечность, душевность.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Слайд 24Составьте план рассказа из 5 пунктов:
1) Жизнь Кусаки до встречи
с «добрыми людьми».
2) Как Кусака получила свое имя.
3) Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.
4) Отъезд дачников.
5) Кусака снова одна.
Слайд 25Блиц-опрос№1.
Понравился ли вам рассказ?
Какие чувства и переживания вызвал у
вас рассказ «Кусака»?
Какие моменты вам запомнились, взволновали вас?
Так как же жила Кусака до встречи с людьми?
Почему Кусака боялась людей?
Как она получила свое имя?
Почему она полюбила Лелю?
Как относились Леля и
другие дети к Кусаке?
Как Кусака выражает
свою ненависть и любовь?
Слайд 26Давайте найдем в тексте слова для характеристики Кусаки, когда она одинока
и когда она любит и любима.
Кусака одинока
1. Никому не принадлежала.
2. Не было клички.
3.«Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью».
4. Ребята бросали камнями и палками.
5)Взрослые весело улюлюкали и страшно свистали;
6)Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу.
7)Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить.
Слайд 27Кусака любит и любима
1. Спокойно и уверенно ложилась на свое место
под террасой.
О пище не надо заботиться.
2. Появилась кличка .
3. «Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас».
«Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости».
4. Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.
5)Ласкали и играли с ней.
6)У нее отняли нестерпимую злобу.
7)Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.
Слайд 28Какую роль играет
природа в рассказе?
Слайд 29СРАВНИМ:
1) долгая морозная зима
2) черные окна пустой дачи
3) желтыми огнями загорелась
осень
4) заплакало небо
5) частые дожди, холод, слякоть
6) мрак осенней длинной ночи
7) неприветливое небо
1) наступила весна
2) тихая дача огласилась громким говором
3)солнце, тепло
4) ясное небо
5) весенний воздух
6) цветущие яблони и вишни
Слайд 30БЛИЦ-ОПРОС №2
Почему Кусаку не взяли в город?
Как вы оцениваете
этот поступок?
Хорошо ли поступила Леля по отношению к своему другу?
Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему? Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
Как бы вы поступили на месте Лели?
Слайд 31Читальный зал.
Зачитать конец рассказа
со слов: «Наступила ночь».
О чем бы
сказали нам собаки
своем воем, если бы умели говорить человеческим языком?
Что вам слышится в вое собаки?
Слайд 32Напишем синквейн.
Человек
Человек .
Сильный, добрый.
Любит, помогает, заботится.
Настоящий человек никого не обидит.
Друг.
Слайд 33Проблема рассказа.
Люди готовы дарить животным свою
любовь и ласку,
пока им это удобно или пока их это развлекает,
но как только животные требуют от людей ответственности,
они легко бросают своих питомцев на произвол судьбы
Слайд 34
Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на
то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.
В рассказе «Кусака» Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.
Слайд 35Домашнее задание (на выбор).
1. Написать ответ на вопрос:
О чем заставил
меня задуматься рассказ «Кусака»?
2. Составить презентацию (5-7 слайдов) на тему «Я в ответе за того, кого приручил» (фото домашнего питомца, ваша дружба с ним)