Слайд 1Образ Наташи Ростовой
Роман-эпопея Л. Н. Толстого
«Война и мир»
Слайд 2Прототипы образа
Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести
о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания.
Прототипом Наташи Ростовой считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом.
Второй прототип — жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».
Слайд 3«Ростовская порода»
Патриархальное русское дворянство
Богатая, но разоряющаяся семья
Хлебосольство
Радушие
Искренность переживаний
Отсутствие лицемерия, ханжества,
притворства
Причастность общему миру
Слайд 4Старшее поколение
Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для Анны
Михайловны Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в их семье).
Отношения между родителями - взаимоуважение, почтение.
Положение матери - положение хозяйки дома (именины).
Отношение к гостям - радушие ко всем без почитания чинов (именины).
Слайд 5Отношения в семье между взрослыми и детьми
Доверчивость, чистота и естественность (рассказы
Наташи матери обо всех своих увлечениях).
Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая).
Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).
Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).
Главное в отношениях - любовь, жизнь по законам сердца.
Слайд 6Наташе тринадцать лет
атмосфера постоянной влюблённости
детская наивность
простота
чрезвычайная чувствительность
увлечение пением,
танцами
чувство любви и привязанности друг к другу
Слайд 7“Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими
открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными ручками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка”.
Слайд 8Интуитивная чуткость
“В обращении со своей матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры,
но так была чутка и ловка, что, как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко”.
“Распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, Наташа заревела, как ребёнок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала”.
Слайд 9Восприятие людей
«Очень мил, очень, очень! Только не совсем в моём вкусе
– он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете? …Узкий, знаете, серый, светлый…»
«Безухов – тот синий, тёмно-синий с красным,
и он четверо-угольный»
Слайд 10Музыкальность Наташи
Музыка - ключ к разгадке других людей
Музыка выводит из состояния
полной подавленности
Музыка является аккомпанементом полноты жизни
Слайд 12Связь Наташи с народом
Восторг от песен дядюшки
Воплощение в народном танце глубины
русской души
“Она умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.
Эпизод святочных гуляний
Слайд 14Бал. Расставание с детством
На балу Наташа переполнена чувствами: здесь и
радость, и восторг, и страх, и отчаяние.
Когда Болконский пригласил Наташу на тур вальса, мир преобразился в свете её счастья.
Слайд 16Любовь к Андрею
Глубокое чувство
Страх
Отчаяние (Андрей уехал к отцу)
Душевная разрядка (князь делает
предложение)
Новое горе – разлука на год
Измена
Прощение-примирение
Слайд 18Смерть князя
Смерть Андрея Болконского поразила Наташу до глубины души. Мы уже
не слышим ее восторженного голоса, не видим смеющуюся, полную радости жизни девушку, не ощущаем неиссякаемой энергии.
Слайд 19Патриотизм Наташи
Помощь раненым.
Слайд 20“Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.
Смерть Андрея
Замкнулась в себе
Смерть Пети
Болезнь матери
Забота
о матери
Возрождение к жизни
Слайд 21Наташа и Пьер
Интуитивное родство
Богатство человеческой души
Сердечная отзывчивость
Предельная искренность
Слайд 22Замужество Ростовой
Именно в семейной жизни нашла героиня свое счастье: “Она принимала
участие в каждой минуте жизни мужа”. Она носила, рожала, кормила сама и воспитывала трех дочерей и сына.
Идеал девушки превращается в образец жены и матери.
Смыслом ее жизни стала любовь к мужу и детям. И хотя она “пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу”, она по-прежнему красива, как заботливая мать и любящая жена.
Слайд 23Вечен народ, вечна любовь,
вечна жизнь…