Слайд 1Написание итогового сочинения по литературе
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ
«СОШ п.Волжский» МО «Енотаевский район»
2015 год
Слайд 2Работа со словарем С.И.Ожегова.
– Сформулируйте одним словом или сочетанием слов, что
такое природа?
Заглянем в словарь С.И.Ожегова:
природа – 1) все существующее во вселенной, органический и неорганический мир; 2) места вне городов; 3) перен. Основное свойство, сущность.
Ро́дина — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.
Слайд 3– Как человек воспринимает природу? Как взаимосвязана природа и человек? Почему
мы можем говорить о связи природы и родины человека? Сделайте вывод.
Вывод : природа – весь мир, человек – часть природы, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе, о том месте, где он живёт – о своей родине.
Слайд 4– Что вы знаете о В.Солоухине? (русский советский писатель и поэт,
общественный деятель).
За годы жизни Владимир Алексеевич Солоухин успел многое сделать и пережить. Однако во всех жизненных обстоятельствах он всегда являл пример принципиальности, честности и верности своему призванию. Он прошел долгий, насыщенный многими событиями и испытаниями творческий путь. Сегодня В.А.Солоухина знают как выдающегося писателя современности, внесшего свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Создание высокохудожественных литературных произведений, многочисленные выступления в российской и зарубежной печати, участие во многих общественно значимых акциях, труды по воссозданию Храма Христа Спасителя - эти и другие дела Владимир Алексеевич с успехом осуществлял на протяжении всей своей жизни.
Слайд 5И, видимо, было вполне естественно, что его отпевание было совершено в
воссозданной всероссийской святыне. Своим подвижническим служением искусству, мудрым словом и добрым делом он, посредством данного от Бога таланта, убедительно свидетельствовал о любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа. Поэтому Владимир Алексеевич снискал заслуженный авторитет и признание, а его вдохновенное творчество неизменно привлекало и привлекает к себе внимание культурной общественности
Слайд 6 Чтение и осмысление отрывка из текста В.Солоухина.
Слайд 7
(1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в
самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.
- (З)Как же так? - удивилась она. - (4) Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.
(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной душе любовью не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:
- А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы? (8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь. (9)Валерия едет в наши места! (10)Я не успел еще опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас все дальше от Москвы.
Слайд 8- (11)Ты знаешь, - говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло,
- я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..
- (16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь. (17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.
(18) Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке. (19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны все равно понравиться. (22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, желтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину.
(23)О кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о желтых кувшинках, а о белых лилиях.
Слайд 9-(25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то
реки. (26)3аплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, может быть, час...
(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в несчастного человека по той же самой причине.
(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тети Дарьи, а сам скорей пошел домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (ЗЗ)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра.
(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрел на свою любимую кручу. (З6)Вдруг мне показалось, что кто-то идет. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.
Слайд 10- (38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье?
(40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)3наешь, там, где река поворачивает, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (4в)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.
(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в ее тяжелых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.
Слайд 11- (51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать вот такая ночь,
такая тишина среди трав и звезд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда тонны цветов, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.
(По В. Солоухину*)
Слайд 12– Какой тип речи представлен в тексте?
– Каков стиль речи?
– Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1) По тому, как раскрываются кувшинки, можно определять, какая будет погода.
2) Валерия – знакомая героя-рассказчика – любила плавать в море, плавала по руслу старой реки на лодке.
3) Чувства рассказчика остались для Валерии непонятными.
4) Рассказчик сомневался в том, что его любимые места понравятся Валерии, так как природа в его деревне не отличалась экзотической красотой.
5) Валерия тонко чувствовала красоту окружающей природы, прелесть неброских цветов, соснового леса, прозрачной уютной реки.
Слайд 13
Беседа:
– Попробуем определить тему этого текста.
– С чего начинается
любовь к родному краю?
– Во что со временем перерастает эта любовь?
– От чьего лица ведётся повествование в тексте?
–Что мы можем сказать о герое текста, его мыслях и чувствах? (Точка зрения главного героя взаимодействует в тексте с точкой зрения героини, он по многим признакам любит свою родину, место, где родился и вырос. Для героя неброская русская природа средней полосы прекрасней и милей экзотических заокеанских красот.)
Слайд 14
Композиция сочинения
1) Вступление.
2) Сформулировать основную проблему.
3) Прокомментировать проблему.
4) Изложить авторскую позицию
по проблеме.
5) Изложить свое мнение по заявленной проблеме.
6) Два аргумента.
7) Заключение-вывод.
Слайд 15Формулирование проблемы текста.
– Сформулируем проблему текста. Вспомним, что такое проблема?
(Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения.)
– Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы.
Слайд 16Способы выражения проблемы
текста тоже бывают разнообразны:
проблема формулируется автором открыто, в
виде тезиса,
проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,
проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).
Слайд 17Основная проблема – это та,
которая стала объектом раздумий автора;
над которой он
в основном размышляет;
к которой он неоднократно возвращается.
– Постарайтесь сформулировать и записать проблему либо в форме вопроса, либо в форме утвердительного предложения.
Слайд 18Речевые клише:
Как человек воспринимает окружающую его природу? Что производит на него
впечатление? Над этим вопросом размышляет В.Солоухин в своем тексте.
В своем тексте В.Солоухин рассматривает проблему восприятия природы.
В чём проявляется любовь человека к Отечеству? Об этом вопросе рассуждает В. Солоухин в своём тексте.
В своём тексте Солоухин поднимает проблему взаимопонимания людей.
Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек? Об этом размышляет в своём тексте В.Солоухин.
Слайд 19
– Текст В.Солоухина художественный, поэтому проблема не обозначена открыто. Она обозначена
через отношение автора к природе родного края, его желание рассказать людям, как прекрасен мир и как человек много теряет, если не находит возможности для общения с родной природой.
Слайд 20Примерный круг проблем
Проблема восприятия природы. (Как человек воспринимает окружающую его природу?
Что производит на него впечатление?)
Проблема любви к Родине. (В чём проявляется любовь человека к Отечеству?)
Проблема взаимопонимания людей. (Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек?)
Слайд 21
На основе собственного впечатления от прочитанного текста
составляем вступление, а проблему сформулируем в виде вопроса:
Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность. В чём же проявляется любовь человека к Родине? Такую проблему перед читателями ставит известный российский писатель В.Солоухин.
Слайд 22 Родина… Пишу это слово, и в памяти оживают
дорогие сердцу места: дом, где я выросла, тихая улица, раскинувшийся простор степей… Для людей, любящих свою родину, простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы – всегда имеют большое значение. Может, кому-то такая природа покажется незамысловатой, а тому, кто часто бывает вдали от родных мест, наоборот, очень романтичной, необыкновенной.
Проблема любви к своей Родине, месту, где родился и вырос, поднимается известным писателем, поэтом и публицистом В. А. Солоухиным в его произведении. Она была и будет актуальна во все времена, так как человек и знакомые ему с детства места - это одно целое, неотъемлемая часть друг друга.
Слайд 23стихотворения Виктора Поживина «Кувшинка»:
Светает. Тихо. В травах росы.
Едва колышется вода.
Склонили ивы
низко косы,
На берег сонного пруда.
Крадётся солнца юркий лучик,
Раскрылась первая кувшинка,-
Цветок один из самых лучших...
Глазеет жёлтой серединкой...
А луч бежит всё дальше, дальше…
Смотрю ему я тихо в след....
И не сыскать в природе фальши,
Таких понятий вовсе нет.
Слайд 24Комментарий проблемы текста.
– Нужно обратить внимание на то, что комментируется
именно сформулированная выпускником проблема и никакая другая. Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора. В качестве комментариев не может быть дан простой пересказ текста, не может быть процитирован большой фрагмент исходного текста. Автор текста, как правило, пытается акцентировать внимание читателя на проблеме, обозначить её ярко, выпукло, чтобы она так же возмутила читателя, как возмущает и его самого. И делает он это с помощью:
- оценочной и специальной лексики,
- эмоционального тона текста,
- художественных средств,
- композиции произведения и т.д.
Слайд 25Также автор может рассказать об истории существования проблемы, о путях её
решения в другие времена и в других странах, об актуальности проблемы сегодня и т.д.
Это важно найти в тексте, чтобы продемонстрировать не только понимание проблемы, но и актуальность её постановки. Не случайно за комментарии к сформулированной проблеме выпускник получает 2 балла. Все комментарии должны быть связаны со сформулированной выпускником проблемой.
Слайд 26– Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.
– Какие вопросы можно осветить
в комментарии?
- Почему автор предпочел именно эту проблему?
- Актуальна ли она? Часто ли мы встречаемся с этой проблемой в наши дни?
- К какой категории относится избранная автором проблема?
- Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?
- Как характеризует автора выбор данной проблемы?
Слайд 27Давайте вернемся к тексту В.Солоухина.
К какой категории можно отнести проблему? (Нравственная).
Дадим
определение проблемы. (Важная, волнующая, острая, актуальная, серьезная, сложная)
Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема … является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как …; это важная проблема,
потому что ….
Слайд 28КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
Не случайно автор показывает, как любовь к природе родного
края переполняет героя. Ему так хочется рассказать всё «по порядку о реке, полях и лугах», о том, что так дорого для его души, к чему юноша относится с таким трепетом и восхищением. Симпатии В. Солоухина на стороне молодого человека, который испытывает волнение и переживает, что его родные места покажутся любимой девушке невзрачными и скучными. Даже слово «кувшинка» автор наполняет глубоким смыслом. Кувшинка - символ красоты, чистоты, Родины, наконец, просто счастья. Река, круча - эти символы малой Родины являются средством психологической характеристики героя: то, с каким чувством относится к ним молодой человек, как описывает их, подчёркивает его любовь к родным местам, восприимчивость его натуры, поэтичность. То ли красота родной земли делает человека поэтом, то ли человек с тонкой душой видит в простых вещах поэзию. Наверное, и то, и другое - всё в рассказе, как и в жизни, переплетено, взаимосвязано и взаимозависимо.
Слайд 29Изложение авторской позиции.
– Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам
следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?
– Если проблему текста рассматривать как вопрос автора, то позиция автора - это ответ на вопрос, как нужно поступить, чтобы решить эту проблему. Чтобы найти в тексте позицию автора, нужно применить те же способы, что и при поиске поставленной проблемы.
Слайд 30
Авторская позиция может быть выражена
Четко, прямо, непосредственно
Через модальный план текста
В названии
текста.
Риторические вопросы.
В отдельных предложениях.
Риторические восклицания.
Через ряд аргументов.
Порядок слов.
Лексические повторы.
Оценочная лексика.
Модальные слова и частицы, вводные конструкции.
Слайд 31 – Какова позиция автора?
Подтвердите цитатой.
Позиция Владимира Солоухина близка
и понятна: писатель показывает любовь героя к отчему краю через восхищение природой родной земли, единение с ней.
Слайд 32Аргументация собственного мнения по проблеме.
– Выразите собственное мнение по данной проблеме.
Конечно,
мы согласны с мнением Владимира Солоухина в том, что могущество природы может превратить человека из несчастного в счастливого. От нее зависит жизнь человека, его эстетическое развитие, его понимание красоты, его понимание любви к Родине. Любовь к Родине – в стремлении любоваться каждой травинкой и цветком, растущими в родной сторонке.)
Слайд 33Литературные аргументы.
Примеры влияния природы на духовное развитие человека можно найти
в следующих произведениях:
1) А.П. Чехов «Степь». Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
Слайд 342) Л.Н. Толстой «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи
в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
3) А. Никитин «Хождение за три моря» Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.
Слайд 35 4) Тема родины звучит во многих произведениях
русских поэтов-классиков, к примеру, известный поэт Сергей Александрович Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Действительно, каждая строчка стихов С.А. Есенина проникнута горячей любовью к родной земле. Все красоты родного края отразились в его стихах, полных любви к русской земле. О чем бы ни писал С.А. Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.
Слайд 36 Недавно я прочитала
стихотворение Владимира Солоухина «Цветы» и поняла, что любовь к Родине для поэта-писателя – это любовь ко всему, что с ней связано: к каждой травинке (как и в рассказе), к каждому цветку. Очень проникновенно написано в стихотворении об одуванчике. (Я никогда и не рассматривала его в этой плоскости...) Кусочек солнца. Цветы – это любовь, как пишет автор, любовь к родной стороне. Нельзя не согласиться! Читаешь, а перед глазами предстаёт картина... Зеленая полянка, залитая солнцем, пестрит разнообразными цветами. На фоне ярко-голубого неба летают ласточки. Легкий летний ветерок доносит запахи ландыша и леса. А лес шумит... Шумит о чем-то своём. Где-то вдалеке журчит вода... Наверное, речка... И каждая строчка стихотворения о том, что Отечество прекрасно, надо только уметь любоваться его красотами.
Слайд 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
должно подводить итог нашим размышлениям
Родина – это места, где прошли детство,
юность… Нас всегда тянет к родной земле, к её природе. Она является точкой опоры даже в трудные моменты жизни.
Слайд 38Любовь к Родине приходит со временем. Только с возрастом человек способен
понять своё истинное отношение к Родине.
Слайд 39Источники:http://www.proshkolu.ru/user/Petrovna70/blog/493154/
Желаю успехов
в написании сочинения!