Слайд 1«Стихотворения
М.Ю. Лермонтова. Поиски божественной благодати».
Урок литературы 7 класс
Выполнила: учитель
русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № 174 г. Нижнего Новгорода Тимофеева Татьяна Владимировна
Слайд 2Цели и задачи
Цели: познакомить учащихся с христианской тематикой в ранней и поздней
лирике Лермонтова; развивать умение определять темы стихов, роль художественных средств; учить выразительности чтения, устному рисованию, «определять» состояние души поэта.
Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, выразительное чтение, устное рисование.
Слайд 3О поэзии Лермонтова
«Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого
не похож! Изумительно, другого слова нет».(И. Бунин).
« Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда. Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и действием».( Д. Мережковский).
Слайд 4Тема одиночества
Не раз в стихах Лермонтова звучит тема трагической
разъединенности между миром и человеком, вечностью и мимолетностью земного человеческого пути.
Человек стремится к единению с природой, богом, вечностью.
Слайд 5Стихотворение «Ангел»
Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет.
Поэт- юноша. Оно было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни.
Такое толкование слову ангел дает В.И.Даль: "Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его".
Слайд 6Композиция
Стихотворение состоит из четырех четверостиший (шестнадцать строк), каждое из которых представляет
собой одно предложение, связанное с другими предложениями по принципу подобия или контраста. Это выражается и графически, в пунктуации: в конце второй строки в каждой части стоит точка с запятой, а в конце четвертой — точка.
Слайд 7Противопоставление мира небесного земному
Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи»
и песни, которую поёт ангел.
Какие эпитеты употребляет поэт, характеризуя слово песня?
Как показано контрастное противопоставление мира небесного всему земному в конце второго четверостишия? (пел о блаженстве безгрешных духов, хвала его непритворна была).
Слово непритворна появляется так неожиданно, звучит таким диссонансом по отношению к мелодии, которая возникла под влиянием песни ангела. Диссонанс создается не только звуковым обликом слова: в нем дважды встречается звук [р], который противопоставлен мелодичному звуку [л], повторяющемуся в стихотворении более 20 раз.
Слайд 8Земной мир
В третьем и четвертом четверостишии идет речь не только о
небе, но и о земле.
Докажите, что земной мир противопоставлен образу неба ?(Мир земли - мир печали и слез.
Какой эпитет выбирает Лермонтов, характеризуя песни земли? (Cкучные).
Какой глагол использует поэт говоря о душе, принесенной ангелом на землю? (Томилась). Объясните значение глагола.(Томиться- мучиться, испытывать тягость от чего-либо).
Слайд 9Стилистической фигуры
Найдите употребление многосоюзия — стилистической фигуры, состоящей в намеренном повторении
одного и того же союза, и анафоры( единоначалия).Что достигается их использованием?
Подчеркивается роль каждого однородного члена предложения ( многосоюзие), создается единство перечисления, усиливается тягостность, повторяемость действий (анафора).
Слайд 10Художественные приемы
Найдите поэтические, высокие слова, зачем их использует Лермонтов?(Внимать, небеса, кущи
райских садов, младая, хвала. Эти слова придают стихотворению и музыкальность, и приподнятость, торжественность.)
Какой основной прием выражают слова небо и земля? (Усиливают противопоставление контрастных образов земли и неба).
Слайд 11«Молитва». Композиция и основные образы.
Стихотворение было написано для светской красавицы Марии
Щербатовой.
Из скольких частей состоит стихотворение?(Стихотворение состоит из 3 частей.)
О чём говорит поэт в 1 части? В каком случае человек обращается к молитве?(1 часть- это описание души лирического героя, его обращение к молитве « в минуту жизни трудную», когда «теснится в сердце грусть»).
Чему посвящена 2 строфа стихотворения? Как воспринимается молитва лирическим героем?
( 2 часть- описание силы и прелести молитвы, для героя она « созвучье слов живых»).
Какое настроение передано в финальной части стихотворения? Как происходит очищение?
Почему во 2 и 3 четверостишии исчезает «я» героя? Какое значение имеет завершение стихотворения безличными глаголами?
Слайд 12Благодать
Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая
прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.
Как вы поняли слово «благодатная»? Благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство"? Но для русского верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше - это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого - независимо от его заслуг и поступков. Благодать - это обещание спасения души. Поэтому сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение.
Слайд 13Обстоятельства, при которых было написано стихотворение
За распространение произведения
«Смерть поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. К поэту пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько произведений, среди них «Когда волнуется желтеющая нива». Понятны чувства поэта в дни заточения. И так естественно было обращение его к Тарханам, краю детства. Об этом и стихотворение.
АВТОГРАФ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА „КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА“
Слайд 14«Когда волнуется желтеющая нива…»
Слайд 15Композиция.
Все стихотворение( 16 строк)- это одно предложение
С
синтаксической точки зрения – сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Главная часть предложения - последнее четверостишие.
Слайд 16О чем говорится в последнем четверостишии?
(Смиряется души тревога, расходятся морщины на
челе, счастье я могу постигнуть на земле и в небесах я вижу бога.)
Основная мысль
При каком условии возможно такое состояние человека? Можем ли мы ответить кратко на этот вопрос? ( Когда в природе- все красота и гармония). Почему в последней строфе поэт говорит о боге?(Восхищается не только творением , но и творцом).
Слайд 17Образная структура стихотворения
Вначале взгляд поэта скользит
(сверху вниз), обозревая лес, поле, затем стремится к земле и останавливается на частностях, которые можно увидеть при ближайшем расстоянии: малиновая слива, ландыш серебристый, студеный ключ. Здесь возникает лирическое «я» героя, автор стремится к всеохватности, к философскому осмыслению, от восприятия земли к восприятию Бога.
Слайд 18Взгляд поэта
Природа одухотворена, многообразна, общается с человеком, воздействует
на человека. Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия». Царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю.
Слайд 19Мир природы
Стихотворение необычайно красочно. Почему в стихотворении о единстве, гармонии мира
природы и человека Лермонтов рисует столь многоцветную картину?
Докажите, что природа видится ему в неустанном движении. Как она воздействует на человека?
Можно ли в реальности увидеть пейзаж, нарисованный Лермонтовым? Как объяснить своеобразие лермонтовского пейзажа?( Это мир благодати, мир иного бытия, где человек счастлив, ощущая себя частицей мироздания).
Слайд 20Основные художественные приемы
Какие литературные приёмы использует Лермонтов для создания настроения?
Эпитеты: «смутный сон», «свежий лес».
Олицетворения: «слива прячется», «ключ щебечет».
Инверсии: «час златой», «души моей тревога», «ландыш серебристый».
Слайд 21Стихотворный размер и способ рифмовки
Определим
стихотворный размер.
/и/ свЕ/жий/лЕс/ шу/мИт/ при/ звУ/ке/ ве/тер/кА/
(шестистопный ямб)
Каким настроением наполнено стихотворение поэта? (Стихи наполнены внутренней тревогой, раздумьями, поисками покоя).Определите рифмовку стихотворения. Рифмовка может строиться по схемам:
АВАВ — перекрёстная рифма;
ААВВ — параллельная рифма;
АВВА — кольцевая рифма.
Слайд 22Сделаем выводы
Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих
стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту).
Как вы понимаете слова Д.Мережковского: « Пушкин- дневное, Лермонтов- ночное светило нашей поэзии»?( Поэзия Лермонтова, как ночь. Полна таинственности. Мечты и грезы лирического героя сродни сновидению.)
Слайд 23Домашнее задание
Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» наизусть.
Дайте развернутый
письменный ответ на вопрос «В чём особенность лермонтовского пейзажа?».
Слайд 24Иллюстрации
А.А.Рылов «В голубом просторе»
Мелоццо да Форли Фреска «Ангел с виолой»
Сандро Боттичелли
«Ангел» 1490 г.
В.Васнецов Фреска "Радость праведных о Господе»
В.Васнецов «Страшный суд»
В.Васнецов «Серафим»
В.Васнецов Фреска «Радость праведных о Господе»
А.А.Рылов «Цветистый луг»
А.Дроздов «Молитва»
В Суриков «Молитва»
А.Куинджи «Степь. Нива»
И Шишкин «Рожь»
Г. Мясоедов «Страдная пора»
А. Рылов «На страже»
Б. Кустодиев «После грозы»
И .Левитан «Березовая роща»
А Рылов «Цветистый луг»
Слайд 25Литература и Интернет-ресурсы
Бархатов А «Кругом родные все места».
Висковатов П.А. «М.Ю.Лермонтов. Жизнь
и творчество».
http://schools.keldysh.ru/school1413/lit/Web_lit_dor/motiv_L.htm
http://www.km.ru/referats/993F1B49A215425A8FD2F878382D9166
http://lit-helper.ru/p_Analiz_stihotvoreniya_Molitva_Lermontova_M_Yu
http://tak-to-ent.net/load/220-1-0-3171