Слайд 1Автор урока – учитель русского языка и литературы ГБОУ БРГИ №3
города Кумертау Республики Башкортостан Рысбаева Айгуль Ильдусовна.
Урок литературы в 10 классе по теме
«Знакомство с Ильей Ильичом Обломовым»
( по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
Слайд 3Эпиграфы к уроку
«Был такой тип русской жизни - Обломов. Он лежал
на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались… Достаточно посмотреть на нас…, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел».
«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»
Слайд 4Проблемный вопрос
Кто такой Обломов?
Почему мнения о герое столь различны?
Слайд 5Символика фамилии героя.
Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо;
отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив
себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать
в современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
Слайд 6Символика имени героя
Илья. Древнееврейское «божья помощь» .
Илья – пророк, взятый живым
на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
Илья Муромец – богатырь.
Преподобного Илью Печерского народ отождествлял с былинным героем Муромцем.
Илья –Илиада . Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.
Слайд 8Портрет противоречив.
С одной стороны - доброта, мягкость, душа,
с другой
- апатия, лень, отсутствие деятельности
Слайд 9Работа с символикой детали
Халат Обломова - символ покоя, лени, но и
символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности
Слайд 10Интерьер
Что можно сказать о характере и образе жизни Обломова по обстановке
в его квартире?
Лень, запустение, отсутствие действия, желание соблюсти видимость приличий.
Слайд 14Обломов о Волкове , Судьбинском и Пенкине
«В десять мест в один
день – несчастный! И это жизнь!
Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»
«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»
«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»
Слайд 15Творческое задание
Напишите синквейн об Обломове, отражающий ваше впечатление от первых глав.
Обломов
добрый ленивый
лежит, спит, мечтает
«Отчего я такой?»
душа.
Слайд 16Рефлексия.
Вы познакомились с главным героем романа, с художественными приемами создания
образа главного героя.
Изменилось ли ваше мнение об Обломове?
Слайд 17Домашнее задание.
Перечитать ч. I гл. 9 романа «Обломов». Ответить на
проблемный вопрос:
Почему живой, любознательный мальчик превратился в ленивого, апатичного человека?