Презентация, доклад по литературе на тему Жизнь и творчество А. А. Фета

Содержание

Цели урока: 1.активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века, систематизировать знания учащихся понятия теории «чистого искусства», познакомить детей с биографией А.А.Фета, показать сложность жизненного и

Слайд 1Урок литературы в 10 классе «Жизнь и творчество А.А.Фета»
Анпилогова Любовь

Александровна
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Сорск, Республика Хакасия


Урок литературы  в 10 классе  «Жизнь и творчество А.А.Фета» Анпилогова Любовь Александровна Учитель русского языка

Слайд 2Цели урока:
1.активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить

знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века, систематизировать знания учащихся понятия теории «чистого искусства», познакомить детей с биографией А.А.Фета, показать сложность жизненного и творческого пути поэта.

2.прививать любовь к русской поэзии, развивать способность учащихся к сопереживанию, стремиться к созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, к созданию ситуации успеха и положительного эмоционального настроя на работу.

3.совершенствовать речь учащихся, поощрять высказывание учащимися оригинальных идей, развивать творческое воображение у ребенка творческие способности средствами нестандартных заданий.
Цели урока: 1.активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомство с русской поэзией второй

Слайд 3 Я между плачущих Шеншин, И

Фет я только средь поющих, - признавался поэт. Жизнь моя – самый сложный роман. А. А. Фет.
Я между плачущих Шеншин,       И Фет я только средь поющих,

Слайд 4Рождение поэта, судьба незаконнорожденного сына.

Рождение поэта, судьба незаконнорожденного сына.

Слайд 5Начало творческого пути. Первые публикации. Стихотворение «Я пришел к тебе с

приветом» как лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.
Начало творческого пути. Первые публикации. Стихотворение  «Я пришел к тебе с приветом» как лирический автопортрет и

Слайд 6Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим

светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь. – Но только песня зреет.
Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;

Слайд 7Основные темы фетовской поэзии - ЛЮБОВЬ и ПРИРОДА

Основные темы фетовской поэзии - ЛЮБОВЬ и ПРИРОДА

Слайд 8Трагическая любовь Фета и Марии Лазич.
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты

заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые,
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку, -
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.
Трагическая любовь  Фета и Марии Лазич.Давно забытые, под легким слоем пыли,Черты заветные, вы вновь передо мнойИ

Слайд 9«Когда читала ты мучительные строки» 1887г.
Я верить не хочу!


Когда в степи, как диво,
В полночной темноте, безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел-
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!

«Когда читала ты мучительные строки»  1887г. Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, В

Слайд 10Фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок, это можно проследить в

стихах

«Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» 1850.
«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» 1854.
«Напрасно!» 1852.
«Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886.
«Когда читала ты мучительные строки» 1887.
«Старые письма»1859.
«Ты отстрадала, я еще страдаю» 1878.

Фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок, это можно проследить в стихах«Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» 1850.«Что

Слайд 11Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье

Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, и заря…
Шепот, робкое дыханье,    Трели соловья, Серебро и колыханье    Сонного ручья, Свет

Слайд 12Разбор стихотворения.
-Какое содержание доносит это стихотворение в пределах исключительно малого


объёма строк?
-Какова степень подробности описаний происходящих изменений в мире природы?
-Как переданы изменяющиеся отношения влюблённых?
-В чём, на ваш взгляд, состоит необыкновенность формы этого стихотворения?
-Как поэту удаётся передать без единого глагола процесс изменений в природе и в душевном состоянии человека?
-В чём вы видите своеобразие лексического, грамматического и синтаксического строя стихотворения?
-Какую роль играют в стихотворении долгие и короткие паузы?
-Какая нагрузка падает на последнюю строку стихотворения? В чём заключается многозначность повторяющегося слова «заря»?
 

Разбор стихотворения. -Какое содержание доносит это стихотворение в пределах исключительно малого объёма строк?-Какова степень подробности описаний происходящих

Слайд 1350-е годы – вершина поэтической славы Фета.
Фет популярен. О

нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, - это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, - свойство великих поэтов?»
50-е годы – вершина поэтической славы Фета.  Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех

Слайд 14Жизнь поэта в 60-70-е годы.
В 1856 году выходит сборник стихотворений Фета,

подготовленный Тургеневым.
В 1857 году Фет выгодно и удачно женится.
В 1858 году Фет оставляет службу в армии, так и не добившись дворянского звания.
Год 1859. Жизнь Фета перешла за свою середину.
В 1863 году как итог 25-летней творческой деятельности выходит двухтомное собрание стихотворений поэта.
В 1873 году вышел императорский указ о «возвращении» родового имения Шеншина.
В 1877 году Фет-Шеншин приобретает богатейшую усадьбу Воробьевку под Курском.
Жизнь поэта в 60-70-е годы.В 1856 году выходит сборник стихотворений Фета, подготовленный Тургеневым. В 1857 году Фет

Слайд 15Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем

избегаю, Искать того, чего нельзя понять. А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей. – Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей! Очей тех нет – и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие!
Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю, Искать того, чего

Слайд 16Какое название-лозунг имела теория «чистого искусства», сложившаяся в России в середине

XIX столетия?

а) «Искусство для искусства».
б) «Искусство для народа».

Какое название-лозунг имела теория «чистого искусства», сложившаяся в России в середине XIX столетия?а) «Искусство для искусства».б) «Искусство

Слайд 17Что является конечной целью искусства для сторонников этой теории?

а) жизнь народа,
б) красота,
в) гражданственность.
Что является конечной целью искусства для сторонников этой теории?       а) жизнь

Слайд 18Перед вами строки стихотворений А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. На какие

из них могли ссылаться чистые лирики?

а) Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
б) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Перед вами строки стихотворений А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. На какие из них могли ссылаться чистые лирики?

Слайд 19Последние годы жизни поэта.
В 80-е годы Фет создает четыре поэтических сборника

«Вечерних огней».
Вторая половина жизни представляет собой чередование практического и литературного поприща.
В 1886 году Фет избирается членом Петербургской академии наук, а в 1889 году ему
присваивается звание придворного камергера.
21 ноября 1892 года в собственном доме в Москве после неудавшейся попытки самоубийства Фет скончался.

Последние годы жизни поэта.	В 80-е годы Фет создает четыре поэтических сборника «Вечерних огней».   	Вторая половина

Слайд 20 А. Фет - поэт "чистого искусства". Цель поэзии для него

- сама поэзия. Многие были не согласны с подобным отношением к творчеству (например, Николай Алексеевич
Некрасов), считая, что поэзия должна воспитывать в читателях граждан, говорить о житейском. Послушайте, как высказался об этой ситуации Ф. М. Достоевский:
 
"Представьте себе, что в каком-то городе произошло стихийное бедствие. Жители в отчаянии, они поражены, обезумели от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер газеты. Несчастные надеются, что в ней есть сведения о погибших, пропавших без вести. Но на самом видном месте газетного листа напечатано: "Шепот, робкое дыханье...". Что должны были бы сделать горожане с автором стихотворения? Поэта они б казнили, а через 50 лет поставили б ему на площади памятник за его удивительные стихи... Конечно, кто-то должен помогать нам разбираться в сумятице повседневной жизни. Но в равной
мере кто-то должен хранить священный огонь поэзии".
Стихи А. Фета - поэта, хранящего "священный огонь поэзии" - посвящены трем составляющим прекрасного: любви, природе, искусству.

А. Фет - поэт

Слайд 21Проверка записей в тетрадях:
новые формы
человек и природа - едины
любовь к жизни
использование

приёмов импрессионизма
метафоричность
ассоциативность
музыкальность, мелодичность

Проверка записей в тетрадях: новые формычеловек и природа - единылюбовь к жизнииспользование приёмов импрессионизмаметафоричностьассоциативностьмузыкальность, мелодичность

Слайд 22 Тест «Проверь себя».

Тест «Проверь себя».

Слайд 23Россия … прозевала Фета.

Б.Садовский
Россия … прозевала Фета.

Слайд 24А знаете ли вы,
… что Фет писал свои стихи без помарок,

без черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы.
…. что Фет всегда особенно дорожил концовкой стихотворений – последним их аккордом. Например, вот концовка стихотворения
“Далекий друг, пойми мои рыданья…”
делает стихотворение не только любовным, но и философским.
Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет, и плачет, уходя.
 

А знаете ли вы,… что Фет писал свои стихи без помарок, без черновиков, они у него выпевались

Слайд 25Рефлексия.
Задание: Прочитайте записанные высказывания о Фете.
С каким из них вы

НЕ согласны?

Рефлексия. Задание: Прочитайте записанные высказывания о Фете. С каким из них вы НЕ согласны?

Слайд 26М. Е. Салтыков –Щедрин: « В семье русских поэтов Фету принадлежит

одно из видных мест»
Д. И. Писарев: «Произведения Фета ни на что не годны, кроме как для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и копченой рыбы»
П. И. Чайковский: "Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами. Скорее можно считать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаги в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена..."
 
Н. А. Некрасов: "Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет"

М. Е. Салтыков –Щедрин: « В семье русских поэтов Фету принадлежит одно из видных мест»Д. И. Писарев:

Слайд 27Домашнее задание.
1. Выучить понравившееся стихотворение А. А. Фета наизусть.
2. Подготовить презентацию

и сообщение на тему:
«Основные мотивы лирики А. Фета»
Философия природы в лирике Фета
(«Еще майская ночь..», «Заря прощается с зарею..», «Это утро, радость эта..»)

Домашнее задание. 1. Выучить понравившееся стихотворение А. А. Фета наизусть.2. Подготовить презентацию и сообщение на тему: «Основные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть