Слайд 1Биография Толстого
Льва Николаевича
(1828 — 1910)
Слайд 2РОДОСЛОВНАЯ
Прадед Андрей Иванович служил президентом Главного Московского магистрата.
Его два сына служили Отечеству: Пётр Андреевич – сподвижник Петра I, Илья Андреевич – офицер Преображенского полка. Он женился на дочери военного министра Пелагее Николаевне Горчаковой.
Слайд 3 Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич Толстой, участник
Войны 1812 года, в 1820 году женился на Марии Николаевне Волконской, дочери генерала в отставке, приближённого Екатерины II. В семье родились дети
Николай,
Сергей,
Дмитрий,
Лев (28 августа 1828 года) и
Мария
Слайд 4ДЕТСТВО
Лев Николаевич Толстой родился в
Ясной Поляне 28.08.1828. Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки Пелагеи Николаевны, Татьяна Александровна Ергольская.
Слайд 6УЧЁБА
Переезд в Казань в 1841 году.
Здесь в 1844 году Л.толстой поступает в Казанский Университет. Год он посещает занятия на философском факультете (отделение арабско-турецкой словесности) и два года на юридическом.
В 1847 году Л.Н.толстой оставил Университет
Слайд 7КАВКАЗ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА
В 1851 году вместе
со старшим братом Николаем Л.Толстой уезжает на Кавказ в действующую армию, где служит сначала добровольцем, а потом младшим артиллерийским офицером.
Слайд 8 С началом русско-турецкой войны Л.Толстой
подаёт докладную записку о переводе его в Дунайскую армию. В качестве артиллерийского офицера четвёртого бастиона участвовал в обороне Севастополя.
Домой вернулся в конце 1855 года с орденом святой Анны «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя».
Слайд 9Литературная деятельность первой половины 1850-х гг.
1852 год
– повесть «Детство», напечатана в «Современнике», позднее в нём опубликованы «Отрочество» (1854) и
«Юность»(1856).
В 1855 году Л.Толстой закончил работу над «Севастопольскими рассказами»
Слайд 10Литературная деятельность второй половины 50-х гг.
Вернувшись
из Севастополя, Л.Н.Толстой окунулся в литературную среду Петербурга.
В 1857 и 1860-61 годах Л.Н.Толстой совершил заграничные путешествия по странам Европы. Однако здесь не нашёл сердечного успокоения.
1857 год – повести «Альберт», «Из записок князя Нехлюдова», рассказ «Люцерн»
1859 год – рассказ «Три смерти»
Слайд 11Педагогическая деятельность
Ещё в 1849 году
Л.Н.Толстой начал занятия с крестьянскими детьми.
В 1859 году открыл в Ясной Поляне школу.
В 1872 году Л.Толстой написал «Азбуку», которая при жизни писателя издавалась 28 раз.
Слайд 12Жизненная и творческая зрелость (1860-1870-е годы)
1863-69 годы –
«Война и мир»
1873-77 – «Анна Каренина».
По словам писателя, в первом произведении ему была дорога «мысль народная», во втором – «мысль семейная».
Вскоре после публикации оба романа переведены на иностранные языки.
Слайд 13ДУХОВНЫЙ КРИЗИС
1882 год. Закончена автобиографический
труд «Исповедь»: «Я отрёкся от жизни нашего круга…»
В 1880-1890 годах Л.Н.Толстой создал ряд религиозных трудов, в которых изложил своё понимание христианского вероучения.
В 1901 году Святейший Синод отлучил Л.Н.Толстого от церкви.
Слайд 14Литературная деятельность 1880-1890 годов
В начале
1889-х годов взгляды Л.Н.Толстого на искусство существенно изменились. Он пришёл к выводу, что должен писать не «для господ», а для «Игнатов и их детей»
1889-1899 – «Воскресение»
1886 – «Смерть Ивана Ильича»
1887-89 «Крейцерова соната»
1896 1904 - «Хаджи-Мурат»
1903 – «После бала»
Слайд 15СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
В 1862 году
Лев Николаевич женится на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. После свадьбы молодые сразу же уезжают в Ясную Поляну.
Слайд 16 Софья Андреевна в Ясной Поляне на
долгие годы становится ключницей-экономкой, секретарём своего мужа, воспитателем детей и хранительницей очага.
Слайд 17 Из 13-ти детей в живых остались семеро.
(На фото: Михаил, Лев Николаевич, Ванечка, Лев, Саша, Андрей, Татьяна, Софья Андреевна, Мария)Две утрата были особенно ощутимы: смерть последнего ребёнка Ванечки (1895) и любимой дочери писателя Марии (1906).
Слайд 18Последние годы.
Отношения с женой и детьми
были напряжёнными. Окончательно испортились после тайно написанного завещания, по которому семья лишалась права на литературное наследие писателя.
Слайд 19 В ночь с 27 на 28 октября 1910 года
Лев Толстой тайно покинул родной дом и отправился на юг России, где предполагал остановиться у знакомых крестьян.
Умер в доме начальника станции Астапово 7 ноября 1910 года в 6часов 5 минут утра.
Слайд 20История с завещанием
Писателем было составлено шесть
завещаний: в 1895-м (дневниковые записи), 1904-м (письмо к Черткову), 1908-м (продиктовано Гусеву), дважды в 1909-м и в 1010-м. По одниму из них все его записи и произведения поступали в общее пользование. По другим право на них передавалось Черткову. В конечном счете, Лев Николаевич Толстой твор-чество и все свои записи завещал дочери Алек-сандре, с шестнадцати лет ставшей помощницей отца.
Слайд 21Число 28
По свидетельству родных, писатель всегда
иронично относился к предрассудкам. Но цифру двадцать восемь считал для себя особой и любил. Многие важнейшие события жизни и первые произведения Льва Толстого связаны именно с ней.
Вот их перечень:
28 августа 1828 года – дата рождения самого писателя.
28 мая 1856-го цензура дала разрешение на издание первой книги с повестями «Детство и отрочество».
28 июня родился первенец, Сергей.
28 февраля состоялась свадьба сына Ильи.
28 октября писатель навсегда ушел из Ясной Поляны.
Слайд 22Интересные факты из жизни
Л.Толстого
Лев Толстой не
любил популярности своих выдающихся произведений. В 1871 году он написал Фету в письме: «Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».
Чтобы быть поближе к народу (по другой версии для укрепления здоровья) к старости Лев Николаевич стал ходить босым, то есть обуви не носил.
Слайд 23Принцип Анны Карениной
Роман Льва Толстого «Анна Каренина» начинается фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
На основании этого афоризма выведен так называемый принцип Анны Карениной, который применяют для описания систем в разных науках. Например, экономисты используют принцип Анны Карениной, говоря об адаптации систем к внешней среде и их поведении в период кризиса: все хорошо приспособленные системы имеют одинаковые черты, а все неприспособленные системы не справляются с адаптацией каждая по-своему.
Слайд 24Толстой писал не только "серьезные" произведения, он также известен, как автор
«Азбуки», «Новой азбуки» и «Книги для чтения», по которым училось читать не одно поколение детей.
Лев Толстой был знаком с Тургеневым, однако писателям не удалось стать друзьями – после ссоры на почве убеждений они не разговаривали много лет, дело чуть не дошло до дуэли.
Слайд 25Продажа дома в Ясной Поляне
В молодости граф слыл азартным человеком
и любил, к сожалению, не очень успешно, играть карты. Случилось так, что часть дома в Ясной Поляне, где прошло детство писателя, была отдана за долги.
Слайд 26Семейное воспитание и дети Толстого Льва
Николаевича всегда отличала привязанность к
семье. Граф никогда не жалел для них времени, а до кризиса 80-х годов любил устраивать шалости. Например, если во время обеда подавали кисель, отец замечал, что им хорошо склеивать коробочки. Дети тут же приносили в столовую бумагу, и начинался процесс творчества.
Слайд 27Помнили дети и шуточные стихи Толстого Льва Николаевича. Он читал их
на неправильном немецком языке с той же целью: поднять настроение домашним. Кстати, мало кто знает, что в творческом наследии писателя есть несколько поэтических произведений. Например, «Дурень», «Вольга-богатырь». В основном они писались для детей и вошли в известную «Азбуку».
Семейное воспитание и дети Толстого Льва
Слайд 28Физический труд
Лев Николаевич
любил ходить на Воробьевы горы, где помогал мужикам пилить дрова. Затем научился сапожному ремеслу и даже сам проектировал ботинки и летние башмаки из брезента и кожи, в которых ходил все лето. А еще всякий год помогал крестьянским семьям, в которых некому было пахать, сеять и убирать хлеб.
Не все одобряли такую жизнь Льва Николаевича. Толстого не понимали даже в собственной семье. Но он оставался непреклонен. И как-то летом вся Ясная Поляна разбилась на артели и вышла на покос. Среди работавших была даже Софья Андреевна, сгребавшая граблями траву.
Слайд 29«Война и мир»
1856 г. – начало замысла повести «Декабристы».
Образ человека, через 30 лет оказавшегося в городе юности, где все переменилось, а он - прежний.
1825 – восстание декабристов – «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Увидев мир без рабства, офицеры устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры».
1812 год – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, которая совпала со славой Русского оружия – 1812 г.»
1805-1807 гг. – заграничные походы русской армии – «неудачи и срам».
Слайд 30Структура и жанр романа
«Война и мир»
I том – 1805 г.
II
том – 1806-1811 гг.
III том – 1812 г.
IV том – 1812-1813 гг.
Эпилог – 1820 г.
Роман-эпопея
Начало публикации – 1865 г. «1805 год»
Критика за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону.
Слайд 31Особенности жанра
Роман-эпопея – картины истории (Шенграбенское, Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война
1812 г, пожар Москвы, партизанское движение)
Хронология роман 15 лет.
Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, общества декабристов.
Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт в Богучарове.
Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.
Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. 600 действующих лиц и характеров.
Широкий охват географического пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые Горы, Австрия, Смоленск, Бородино.
Слайд 32Проблемы
начала века
середины века
Главная проблема – судьба народа, основа нравственных и моральных устоев общества.
Роль дворянства, его влияние на жизнь общества.
Истинный и ложный патриотизм.
Назначение женщины – сохранение семьи.
Судьба народа – реформы 60-ых гг., отмена крепостного права.
Начало разночинского движения.
Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне.
Женская эмансипация.
Слайд 33Проблемы романа.
Роль личности и народа в истории.
Тема опасности для общества сильной
исторической личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам.
Жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своею целью служение Отечеству.
Сплочение народа в дни сложных испытаний, раскрытие духовной красота и величия.
Слайд 34Сюжетно-композиционные особенности
В названии – принцип сопоставления-противопоставления, «срывание всех и всяческих масок»
Состояние
войны и не войны: с самим собой, с друзьями и врагами, любимыми, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.
Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России – в человеке проявляется все лучшее и худшее.
В переломные исторические моменты проявляется единство нации.
Герои живут в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви, в истории, в вечности одновременно).
Miръ
«неприязнь, борьба, ссора, дуэль, насильственная смерть»
Неверность супругов (дуэль Пьера и Долохова)
Судьба Наташи
Конфликт поколений (Марья и старик Болконский, Николай Ростов - отец)
«быт» людей
Быт на войне гусар, смотры, советы, плен, смерть отца Болконского, жены.
общество, община людей
Слайд 36Система образов романа
«Война и мир»
Принцип антитезы – основа композиции,
принцип параллелизма – основа системы образов.
Французский император – русский император
Отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве.
Метание Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.
Слайд 37
Герои романа – эпопеи делятся на :
Семьи «любимые» и «нелюбимые»
Противопоставлены друг
другу патриоты и карьеристы
естественность поведения – искусственность поведения.
Слайд 38Семьи героев и их фамильные черты
Ростовы: отец и
мать, Вера и Николай, Наташа, Петя, Соня.
Искренность, милосердие, любовь, увлеченность, патриотизм, великодушие, совесть.
Родители умерли, погибает Петя.
Болконские: отец-князь, Андрей – Лиза, Марья.
Разумность, сдержанность, ответственность, совесть, патриотизм, карьеризм, достоинство, скромность, религиозность.
Умирает отец, Лиза - в родах, погибает Андрей.
Слайд 39Семьи героев и их фамильные черты
Безухов: отец-граф,
сын – Пьер, другие дети.
Властность, гневливость.
Смерть отца – испытание для Пьера.
Курагины: отец-мать, Ипполит, Анатоль, Элен.
Порочность, корыстность, лживость, ненависть, лицемерие, позерство.
Элен умирает во время эпидемии, Анатоль – калека.
Слайд 40Система образов призвана:
Показать сложность и многогранность жизни человека
Познакомиться с людьми разных
сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента, уровня образованности, отношения к вере.
Слайд 41Зачет по 1 и 2 тому.
Настроения, планы князя Андрея в начале
романа?
Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент прощания?
История с кошельком Денисова?
Что испытал князь Андрей в первом бою?
Намерения Андрея, когда он едет в действующую армию?
О чем просит Болконский Кутузова?
Что случилось с батареей Тушина в Шенграбенском сражении?
Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?
Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?
Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?
Как ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем и почему?
Князь Андрей в Аустерлицком сражении.