Презентация, доклад по литературе на тему Жизнь и творчество Аркадия Гайдара

Содержание

Аркадий Петрович Гайдар (наст. фамилия Голиков) — русский, советский детский писатель, киносценарист. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн.Родился Аркадий Петрович Гайдар 9 (22) января 1904 года в городе Льгове Курской области. Родители его были учителями. Родители

Слайд 1Жизнь и творчество Аркадия Гайдара

Жизнь и творчество Аркадия Гайдара

Слайд 2Аркадий Петрович Гайдар (наст. фамилия Голиков) — русский, советский детский писатель,

киносценарист. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 9 (22) января 1904 года в городе Льгове Курской области. Родители его были учителями. Родители будущего писателя участвовали в революционных выступлениях 1905 года (повышение оплаты труда рабочих).
Десяти летнему подростку навсегда запомнился тот августовский день, когда отца взяли в солдаты и послали на германский фронт.

Краткая биография

Петр Исидорович и Наталья Аркадьевна Голиковы

Аркадий Петрович Гайдар (наст. фамилия Голиков) — русский, советский детский писатель, киносценарист. Участник Гражданской и Великой Отечественной

Слайд 3Годы детства Аркадия Петровича прошли в патриархальном городке Арзамасе. Незадолго до

приезда Голиковых в Арзамасе отбывал ссылку А.М. Горький.
Юный Аркадий пытается самостоятельно разобраться и в февральских событиях 1917 года. В те годы в Арзамасе отбывали срок политические ссыльные – Мария Валерьяновна Гоппиус, Софья Федоровна Шер, учитель словесности Николай Николаевич Соколов, ставшие позже наставниками юного Голикова.
Годы детства Аркадия Петровича прошли в патриархальном городке Арзамасе. Незадолго до приезда Голиковых в Арзамасе отбывал ссылку

Слайд 4Летом 1918 года Голиков обучается военному делу у инструктора Тураносова и

вскоре получает винтовку «для охраны революции».
В Красную Армию Аркадий добровольно вступил четырнадцатилетним мальчишкой, прибавив два года к своему возрасту. В семнадцать лет стал командиром полка, самым молодым за всю историю Красной Армии.
Вот один из приказов семнадцатилетнего командира полка: « Категорически запрещаю командирам батальонов, рот являться ко мне по каким бы то ни было вопросам, не имея на руках подробных сведений о состоянии своих частей. Кроме того, основные цифры, как-то: число по списку, налицо, и нехватка – должны всегда иметься в памяти командира».

Военное дело

Летом 1918 года Голиков обучается военному делу у инструктора Тураносова и вскоре получает винтовку «для охраны революции».В

Слайд 5В 1922 году партия направила в Сибирь для борьбы с бандитами

коммунистов и комсомольцев, среди них был и Аркадий Гайдар. В Красноярске его назначили командиром батальона ЧОН (Частей особого назначения), а затем – начальником второго боевого участка Ачинского уезда.
То необыкновенное время, о котором любил говорить Гайдар, помогло ему досрочно пройти путь возмужания, воспитать в себе устоявшийся характер. Было это, несомненно, обусловлено и природными задатками, самóй незаурядной личностью Гайдара, с детства привыкшего «сердце держать в кулаке» и «перешагивать через свой страх».
В 1922 году партия направила в Сибирь для борьбы с бандитами коммунистов и комсомольцев, среди них был

Слайд 6Аркадий Голиков… А как же появился псевдоним Гайдар?
…Ранили как-то на фронте

Голикова. Пришел навестить его комиссар и стал рассказывать: «Есть в Монголии сказка о человеке, которые шел в бой впереди всех, но не лез, как ты, без толку под пули. Звали его Гайдар, что по-русски означает: «Всадник, скачущий впереди».
Аркадий Петрович, став писателем, начал подписывать свои произведения именем смелого всадника.

Как появился псевдоним Гайдар

Аркадий Голиков… А как же появился псевдоним Гайдар?…Ранили как-то на фронте Голикова. Пришел навестить его комиссар и

Слайд 7Своему раннему нравственному и художественному развитию, знакомству с книгой, с поэтическим

словом будущий писатель обязан родителям. Книги, которые читали детям в доме Голиковых, открывали перед пытливым мальчиком неведомый ранее мир, будили фантазию, желание подражать полюбившимся героям. В играх и затеях подростка все заметнее проявлялась жажда подвига, риска, стремление к необычному, романтическому. Очень любил Аркадий и путешествия «в дальние страны», которые совершал он, не выходя из детской комнаты, и «морские бои» с соседскими мальчишками на плотах городского пруда, и лермонтовского Мцыри, роль которого исполнял на домашней сцене.

Гайдар - писатель

Своему раннему нравственному и художественному развитию, знакомству с книгой, с поэтическим словом будущий писатель обязан родителям. Книги,

Слайд 8Журналистика Гайдара – это его страстный разговор с читателем о недавнем

революционном прошлом, о событиях сегодняшнего дня и о будущем молодой Страны Советов.
«Я люблю остро отточенную шашку, выкованную из гибкой стали и чеканной строчки», - писал он в 20-е годы.
На первых порах трудно Гайдару было втянуться в газетную работу – вспоминают товарищи. Писалось нелегко, и не все получалось сразу.
В творчестве Гайдара-журналиста начала определяться и устанавливаться его писательская индивидуальность, своеобразие его дарования.
К ранним произведениям Гайдара относятся и рассказы о детях: «Первый пожар», «Четыре рапорта», «Патроны».

Гайдар-журналист

Журналистика Гайдара – это его страстный разговор с читателем о недавнем революционном прошлом, о событиях сегодняшнего дня

Слайд 9Постепенно втягивался Гайдар в редакционную работу. Упорно и настойчиво овладевал новой

профессией.
Во время творчества Гайдара много личного, он часто шел от себя, от того, что видел, что пережил. Автобиографические мотивы особенно сильны в таких произведениях, как: «В дни поражений и побед», «Угловой дом», «Пути-дороги», «Всадники непреступных гор», «Школа». В первых корреспонденциях уже можно заметить постоянное живое присутствие авторского «я».
В первых произведениях наметились и особенности творческой манеры Гайдара: стремление выбрать из разноголосого потока жизни важнейшие явления, обобщить их, дать им идейную и нравственную оценку.
Постепенно втягивался Гайдар в редакционную работу. Упорно и настойчиво овладевал новой профессией.Во время творчества Гайдара много личного,

Слайд 10Повесть «Тимур и его команда» была создана писателем накануне Великой Отечественной

войны (1940). Мысль написать повесть о Тимуре возникла у писателя не внезапно – это результат долгих раздумий, наблюдений, поисков, результата глубокого знания жизни детей.
Работая над повестью, писатель имел в виду многочисленные жизненные примеры искреннего желания детей помочь взрослым. Порой жизнь Гайдара была продолжением или началом его книг.

Повесть «Тимур и его команда»

Повесть «Тимур и его команда» была создана писателем накануне Великой Отечественной войны (1940). Мысль написать повесть о

Слайд 11В основе повести – высокая благородная идея: забота о человеке, помощь

семьям военнослужащих. Словно чудом наполняется бочка с водой во дворе старухи-молочницы, укладываются дрова в поленницу, исправляются оборванные провода, разыскивается пропавшая коза… Это по поручению Тимура группа ребятишек «делает что-нибудь хорошее» людям.
Тимур – обыкновенный мальчик, подросток. Но он показан в повести как цельная, волевая натура. В нем высоко развито чувство долга и ответственности. Организаторские способности позволили ему умело руководить отрядом.
Смысл жизни Тимура – как Корчагина и Мересьева, как героев-молодогвардейцев – активная деятельность, проникнутая подлинным гуманизмом, глубокой человечностью, неутомимой заботой о людях.
В основе повести – высокая благородная идея: забота о человеке, помощь семьям военнослужащих. Словно чудом наполняется бочка

Слайд 12Детям нужна была именно такая книга – живая, увлекательная, с большими

чувствами, настоящими захватывающими событиями, реальными героями.
Повесть о Тимуре – это книга-полководец, собравшая под свои знамена миллионы юных патриотов. Она зажигает сердца, как и 77 лет назад, её принимают как эстафету добра одно поколение за другим.
Дела и помыслы тимуровцев, описанные в книге, стали известны и за пределами нашей Родины. После Великой Отечественной войны во многих странах мира были организованы многочисленные тимуровские команды.
Детям нужна была именно такая книга – живая, увлекательная, с большими чувствами, настоящими захватывающими событиями, реальными героями.Повесть

Слайд 13Основной сюжет рассказа – путешествие двух маленьких братьев с матерью в

тайгу, к Синим горам, где жил и работал их отец.
Характеры и портреты маленьких героев Чука и Гека выписаны Гайдаром просто и проникновенно. Это совершенно разные натуры, каждый со своим складом мышления, своими интересами, отношением к окружающему миру.

Рассказ «Чук и Гек»

Основной сюжет рассказа – путешествие двух маленьких братьев с матерью в тайгу, к Синим горам, где жил

Слайд 14Чук не по возрасту предусмотрителен и деловит. Он запасливо приберег в

дальнюю дорогу сорок шесть копеек, не истратил их, как Гек, на разные глупости. Карманы Чука всегда были наполнены всякой всячиной. Была у него и металлическая коробочка, конский волос и «еще всякие очень нужные вещи».
Гек, наоборот, до вещей был не жаден и не завистлив. Гек – более впечатлительная натура. Это маленький мечтатель-фантазер, чуть-чуть драчун, немного «растяпа и разиня». Но зато он умеет хорошо петь песни, понимать красивое, замечать необычное.

Чук не по возрасту предусмотрителен и деловит. Он запасливо приберег в дальнюю дорогу сорок шесть копеек, не

Слайд 15В рассказе «Чук и Гек» Гайдар показал себя мастером художественной формы,

отличающейся классической простотой, завершенностью, отточенностью общего и частного. Здесь каждая фраза является единственно возможной, в ней ничего нельзя изменить без ущерба для выразительности и смысла произведения. Усилия Гайдара были направлены к тому, что бы достигнуть прозрачности, лаконичности, выразительности стиля.
В рассказе «Чук и Гек» Гайдар показал себя мастером художественной формы, отличающейся классической простотой, завершенностью, отточенностью общего

Слайд 17Презентацию подготовила
Базоева Т.Ю.
Учитель средней школ ы
№ 37
Г. Краснодара
Источники:
Книга Н.Н. Орлова «Аркадий

Гайдар».


Презентацию подготовилаБазоева Т.Ю.Учитель средней школ ы№ 37Г. КраснодараИсточники:Книга Н.Н. Орлова «Аркадий Гайдар».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть