Слайд 1Михаил Юрьевич Лермонтов
«…а стихи его - музыка»
Автор: Сибигатулина Галина Алексеевна, учитель
русского языка и литературы
Слайд 2Михаил Юрьевич Лермонтов
Родился в Москве в ночь со 2 на 3
октября 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и в 1613 г.
Слайд 3Михаил Юрьевич Лермонтов
Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича
Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845).
Слайд 4Михаил Юрьевич Лермонтов
Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым;
мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Слайд 5Михаил Юрьевич Лермонтов
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии.
Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832).
Слайд 6Михаил Юрьевич Лермонтов
В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828
Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
Слайд 7Михаил Юрьевич Лермонтов
С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в
Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.
Слайд 8Михаил Юрьевич Лермонтов
Музыку Лермонтов очень любил. Она была его постоянной потребностью,
воплощением чувств, сокровенный смысл которых нельзя выразить иными средствами.
Слайд 9Из письма к Марии Лопухиной
«О! Как Я хотел бы Вас с
нова увидеть ,говорить с Вами. Мне благотворны были бы сами звуки ваших слов.Право следовало бы в письмах ставить ноты над словами, а теперь читать письмо то же ,что глядеть на портрет: нет ни жизни, ни движения
Слайд 10Михаил Юрьевич Лермонтов
Поэт был глубоко убежден в том, что слово ,закрепленное
на бумаге, мертво. И только музыка может передать живое течение речи, ее неповторимую интонацию. Музыка служит языком души человека. передает глубину его чувств, переживаний
Слайд 11Михаил Юрьевич Лермонтов
В юношеской заметке читаем: «Музыка моего сердца была расстроена
нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха.»
Слайд 12Михаил Юрьевич Лермонтов
Этот редкий дар поэт унаследовал от матери. Он музицировал
на фортепиано. Выучился «виртуозно» играть на скрипке, пел и импровизировал
Слайд 13По мироощущению и музыкальному восприятию поэту были близки произведения композиторов-романтиков: Беллини,
Вагнера, Бетховена, Листа, Вебера.
Слайд 14Михаил Юрьевич Лермонтов
Истинный ценитель серьезной музыки и оперного искусства, Лермонтов внимательно
следил за музыкальной жизнью обеих столиц. Чаще других посещал знаменитые музыкальные вечера графа М. Ю.Виельгорского.
Слайд 15Михаил Юрьевич Лермонтов
Принимали поэта и в доме знатока древнерусского музыкального искусства
В.Ф.Одоевского.
Слайд 16Михаил Юрьевич Лермонтов
Любил Лермонтов и цыганскую музыку. Его товарищ по гусарскому
полку вспоминал : «Михаил Юрьевич частенько наезжал с товарищами к цыганам в Павловск, но и здесь, как и во всем , его привлекал не кутеж, а их дикие разудалые песни».
Слайд 17Михаил Юрьевич Лермонтов
Среди любимых вокальных исполнителей поэта была Прасковья Бертенева.
Слайд 18Михаил Юрьевич Лермонтов
Не раз Лермонтова завораживало исполнительское мастерство гитариста Михаила Тимофеевича
Высоцкого. Находясь под сильным впечатлением после прослушанного концерта, Лермонтов написал и подарил мастеру –виртуозу стихотворение «Звуки».
Слайд 19«Звуки»
Что за звуки! неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий!
что за звуки! жадно
Сердце ловит их.
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
Слайд 20Михаил Юрьевич Лермонтов
Это был не единственный случай рождения стихов под влиянием
музыки. В станице Червленной, услышав задушевное пение казачки над колыбелью, Лермонтов тут же ,на клочке бумаги написал карандашом свою «Казачью колыбельную»
Слайд 21«Казачья колыбельная»
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать
я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
Слайд 22Михаил Юрьевич Лермонтов
Мелодическая, интонационная структура поэзии Лермонтова привлекает внимание композиторов. На
темы его произведений создано свыше двух с половиной тысяч музыкальных сочинений, в том числе 50 опер,10 балетов, ,более 50 симфонических поэм и контат, музыка к спектаклям и кинофильмам.
Слайд 23Михаил Юрьевич Лермонтов
800 композиторов написали музыку к его стихам: М.И Глинка,
А.С.Даргомыжский, А.Е.Варламов, М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков,А.Г.Рубинштейн и другие.
Слайд 24Михаил Юрьевич Лермонтов
Проникновение музыкантов в мир художественных образов поэта началось с
двух романсов гениального М.И.Глинки. Его дело продолжил А.С.Даргомыжский. Им созданы замечательные романсы «И скучно и грустно», «Тучки небесные».
Слайд 25Михаил Юрьевич Лермонтов
Активное воздействие стихов поэта на развитие русского романса нового
типа связано с творчеством А.Варламова. Написанные им вокальные сочинения «Парус», «Я, Матерь Божия», «Ангел»-лучшие из всех, созданных на эти стихи.
Слайд 26Михаил Юрьевич Лермонтов
Долгие годы лермонтовская тема занимала значительное место в творчестве
композиторов «Могучей кучки» и больше всего оказала влияние на ее «Вождя» М.А. Балакирева. Он чувствовал в стихах поэта «богатырскую силу». Балакирев написал 11 романсов на стихи М.Ю.Лермонтова.
Слайд 27Михаил Юрьевич Лермонтов
М.А.Балакирев также создал симфоническую поэму «Тамара».
«В глубокой теснине Дарьяла,
Где
роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале…..».
Так начинается баллада Лермонтова «Тамара»-одно из самых замечательных романтических его творений, навеянных народными сказаниями и легендами Кавказа.
Слайд 28Михаил Юрьевич Лермонтов
Значительно расширил жанровые границы музыкального воплощения творчества русского гения
А.Г.Рубинштейн. Он написал 3 оперы на сюжеты поэм Лермонтова: «Демон», «Хаджи-Абрек», «Купец Калашников»; романсы: «Горные вершины», «Русалка», «Кинжал», «Еврейская мелодия», «Тучи».
Слайд 29Михаил Юрьевич Лермонтов
Посвящая в 1838 году поэму «Демон» В.А.Лопухиной , Лермонтов
писал:
«Пробудится ль в тебе о прошлом сожаленье?
Иль быстро пробежав докучную тетрадь, Ты – только мертвого пустого одобренья, Наложишь на нее тяжелую печать,-
И не узнаешь здесь простого выраженья тоски, мой бедный ум томившей столько лет,-
И примешь за игру, иль сон воображенья
Больной души тяжелый бред?...»
Слайд 30Михаил Юрьевич Лермонтов
Н.А.Римский- Корсаков не раз обращался к Лермонтову. Он написал
музыку к стихотворениям «Ангел», «Утес», «Когда волнуется желтеющая нива» .«Как небеса твой взор блистает» -лучший из этих романсов.
Слайд 31Михаил Юрьевич Лермонтов
Глубокую симпатию к поэзии М.Ю.Лермонтова испытывал П.И.Чайковский. В одном
из писем он восхищался стихотворением «Любовь мертвеца»: «…текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть такой высоты».
Слайд 32Михаил Юрьевич Лермонтов
«Пускай холодною землею
Засыпан я,
О друг! всегда, везде с тобою
Душа моя.
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.
Без страха в час последней муки
Покинув свет,
Отрады ждал я от разлуки,-
Разлуки нет!
Я видел прелесть бестелесных
И тосковал,
Что взор твой в чертах небесных
Не узнавал».
Слайд 33Михаил Юрьевич Лермонтов
Тема интерпретации творчества поэта в музыке неисчерпаема. Исследователь 20
века И.Р.Эйгес справедливо заметил: «Лермонтов дает поразительные, редкиев мировой литературе образцы того,как именно следует воссоздать в словесной форме поэтическими средствами своеобразие музыкального переживания».
Слайд 35Используемые ссылки и литература:
http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/
http://www.mlermontov.ru/lbiography/
http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/
http://feb-web.ru/feb/lermont/default.asp
Энциклопедический словарь Брокгауза. — 1896 · Новый энциклопедический
словарь.