Презентация, доклад по литературе на тему Жамбул Жабаев

Жамбыл родился 16 (28) февраля 1846 год в семье бедного кочевника Жабая (каз. Жабай) из рода Шапрашты входившего в состав Старшего жуза.Согласно семейному преданию, мать Жамбыла, Улдан, родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Жамбыла) спасался от набегов, нередких в то время в степи. Это случилось возле

Слайд 1 Жамбыл
Жабаев


акын-
импровизатор
Жамбыл   Жабаев

Слайд 2Жамбыл родился 16 (28) февраля 1846 год в семье бедного кочевника Жабая (каз. Жабай) из рода Шапрашты входившего в состав Старшего жуза.
Согласно

семейному преданию, мать Жамбыла, Улдан, родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Жамбыла) спасался от набегов, нередких в то время в степи. Это случилось возле горы Жамбыл в верховьях реки Чу (ныне Мойынкумский район Жамбылской области Казахстана). Жабай, отец Жамбыла, дал своему сыну имя горы.
.
Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау (речитатив). Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Жамбыл пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах (соревнованиях) видных акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.
Ко времени Октябрьской революции 1917 года Жамбыл был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём. «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина», — говорил Жамбыл[2].
После Октябрьской революции 1917 года в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936).
В его песнях можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей — «Аксакалу Калинину» (1936), «Песня о батыре Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и др.
Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Жамбыла подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула. С 1938 года являлся депутатом ВС Казахской ССР.

Дом-музей Джамбула, в котором акын жил в последние годы
Когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт рядовой Алгадай Жамбылов, сын Джамбула. Он погиб при освобождении города Синельниково Днепропетровской области.
Жамбыл Жабаев умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия 8 месяцев. Его похоронили в ауле Жамбыл Жамбылского района, Алматинская область (район и аул названы в его честь. В этом ауле организовали музей Жамбыла (в доме где он жил), около дома сад, который он вырастил сам. Данный аул находится за п. Узынагач примерно 60 км от Алма-Аты. Позже рядом с Жамбылом был похоронен Нургиса Атабаевич Тлендиев — известный казахский композитор, дирижёр, домбрист, народный артист Казахской ССР (1975), народный артист СССР (1984), народный Герой Казахстана (1998 год). Это была последняя воля известного композитора.

Тема войны в творчестве
великого Жамбыла Жабаева

Жамбыл родился 16 (28) февраля 1846 год в семье бедного кочевника Жабая (каз. Жабай) из рода Шапрашты входившего в состав Старшего жуза.Согласно семейному преданию, мать Жамбыла, Улдан, родила

Слайд 3.  Выдающийся казахский поэт-импровизатор, Жамбыл Жабаев родился 28 февраля 1846 г.

на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. У Жамбыла не было возможности получить образование, но благодаря своему умению анализировать увиденное и выражать свои мысли в стихотворной форме он и его песни становятся известными всей казахской степи, когда поэту только исполнилось 16 лет. С этого времени Жамбыл становится постоянным участником песенных состязаний - айтысов
Многие из его айтысов с казахскими и кыргызскими акынами
вошли в сокровищницу казахского устного народного творчества.
Наиболее известны айтысы Жамбыла с Бактыбаем, Ай-кумыс,
Сарыбасом, Шашубаем и Кулмамбетом. В этом ряду выделяется айтыс Жамбыла со знаменитым Куланаяном Кулмамбетом. После победы над Кулмамбетом, которого он победил благодаря тому, что прославлял не правителей своего рода и волостных старшин, а людей, защищающих интересы
всего казахского народа, Жамбыл стал самым почитаемым
и популярным акыном своего рода. Будучи продолжателем
традиций, заложенных в творчестве знаменитого акына
Суюнбая, Жамбыл в своих произведениях выражал надежды и
чаяния простого народа, прославлял подвиги батыров, выступал непримиримым противником феодального гнета и насилия. Славу поэту принесли его музыкальные переложения отрывков из кыргызского героического эпоса "Манас", восточных поэм "Шахнаме", "Кероглы" и "Тысяча и одна ночь". Айтысы и стихи Жамбыла дооктябрьского периода почти не сохранились, осталась лишь та их часть, которая передавалась устно из поколения в поколение. Из тех, что сохранились, наиболее известны: "Моему отцу", "Шабдану", "Шалтабаю", "Кали« "Мулле Байзаку" и другие.



Жамбыл принимал самое активное участие в национально-освободительном движении, начавшемся в казахской степи в 1916 г. Своими стихами поэт вдохновлял участников этого движения на новые выступлени я против реакционного царского режима. К этому периоду относятся его поэмы "Тиски царского указа" и "Зловещий указ". Октябрьскую революцию 1917 г. Жамбыл встретил восторженно.
Поэт стал очевидцем обновления всех сторон жизни казахского народа и эти события вызвали у него прилив сил и желание помочь строительству нового общества. В 1919 г. Жамбыл принял участие в слете акынов Семиречья. В 1934-м выступление Жамбыла на 1-м республиканском съезде мастеров искусств подтвердило то, что он является поистине народным поэтом. Во время проведения Декады казахской литературы и искусства в 1936 г. в Москве, и торжеств, посвященных 750-летию поэмы "Витязь в тигровой шкуре" годом позже в Тбилиси, Жамбыл, которому исполнилось 90 лет, поднял на более высокую ступень славу казахской поэзии. В 1938 г. поздравления Жамбылу по случаю 75-летия его поэтической деятельности прислали Р.Роллан, М.А. Некое, К.Причард, М.Шолохов и другие знаменитые писатели того времени. Стихотворения "Ленинградцы, дети мои!", "Москва" и другие произведения, написанные Жамбылом в годы Великой Отечественной войны, внесли большой вклад в достижение победы, способствовали сплочению тружеников тыла с фронтовиками. Жизнь Жамбыла Жабаева, охватившая почти столетие, была подчинена одной цели — служению интересам родного народа, в памяти которого великий акын навсегда останется воистину "Гомером XX века", непревзойденным мастером слова.

.  Выдающийся казахский поэт-импровизатор, Жамбыл Жабаев родился 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской

Слайд 4Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет (по другим

данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау (речитатив). Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Жамбыл пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах (соревнованиях) видных акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др
Ко времени Октябрьской революции 1917 года Жамбыл был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём. «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина», — говорил Жамбыл[2].
После Октябрьской революции 1917 года в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936).
В его песнях можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей — «Аксакалу Калинину» (1936), «Песня о батыре Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и др.
Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Жамбыла подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула. С 1938 года являлся депутатом ВС Казахской ССР.

И тогда из далекого Казахстана великий акын Жамбыл Жабаев с вдохновенным призывом обратился к защитникам города Ленинграда: “ Ленинградцы, дети мои!” Без слез и чувства радостного волнения не могли защитники Ленинграда слушать это послание. Оно вливало новые силы для борьбы. Защитники Ленинграда знали, что о них помнят, переживают, восхищаются их мужеством. Народ Казахстана слал им свой братский привет, любовь, дружбу и веру в то, что враг будет разбит
На протяжении всего военного лихолетья горожане не переставали думать о тех, кто в это время находится на передовой. В тяжелые для Ленинграда блокадные дни слова акына Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!» стали подлинным гимном поддержки



Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет)

Слайд 5
Жамбыл Жабаев – имя этого прославленного акына, автора сотен поэтических произведений,

являющихся яркими образчиками казахского литературного творчества, в наши дни известно далеко за пределами Казахстана. «Собака бая Кадырбая», «Черный указ», «Поэма гневного сердца», «Вооруженный народ», «Колыбельная песня» и, конечно же, «Ленинградцы, дети мои» - это лишь краткий перечень того художественно-публицистического наследия, оставленного потомкам выдающимся импровизатором. Как известно Жамбыл Жабаев завершил свой жизненный путь 22 июня 1945 года – не дожив несколько месяцев до столетнего юбилея. Спустя два года, решением тогдашних властей, в доме, где с 1936 по 1945 гг. проживал акын, был создан литературно-мемориальный музей. Музейный комплекс Жамбыла Жабаева располагается в 70 км от Алматы, в поселке с символичным названием «Музей Жамбыла». Комплекс включает в себя: некогда принадлежавший поэту дом, гараж и сад, а также одно административное здание. спроектированный архитектором .

А Белоцерковским по эскизам народного художника Казахстана Абильхана Кастеева. Мавзолей выполнен из белого мрамора. По заверению посетителей, в доме-музее акына царит особая, умиротворенная атмосфера. Стараниями смотрителей здесь сохранено практически в первозданном виде множество вещей, принадлежавших хозяину. В целом же, можно сказать, что дом-музей является наглядной характеристикой не только жизненного уклада Жамбыла, но и в целом эпохи, в которой жил и творил поэт.  Ежегодно в день рождения акына (28 февраля) литературно-мемориальный музей посещают сотни почитателей творчества Жамбыла, чтобы отдать дань уважения непревзойденному таланту великого импровизатора.

Жамбыл Жабаев – имя этого прославленного акына, автора сотен поэтических произведений, являющихся яркими образчиками казахского литературного творчества,

Слайд 6.

Джамбул прожил долгие годы под Алматы в посёлке, теперь носящем имя Музей

Джамбула, в 70 км к западу от Алматы и в 10 км от автомагистрали Алматы - Бишкек. После его смерти здесь в 1947 году был открыт Литературно-мемориальный музей Джамбула, расположенный в доме, где акын прожил свои последние годы. Дом окружён садом, в глубине которого в 1946 году был воздвигнут мавзолей Джамбула

Музей великого акына Жабаева в поселке Жамбыл. Жамбул Жабаев родился километрах в 300 от поселка Жамбыл, в низовье реки Чу, около горы Джамбул. Здесь же, под горами Алатау, находились весенние пастбища и посевы казахского рода дулат, к которому принадлежал акын. Здесь он жил долгие годы. За этими местами и укоренилось название - родина Джамбула. Бардом казахстанских степей называют Жамбула Жабаева, чьи песни знают не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.

.Джамбул прожил долгие годы под Алматы в посёлке, теперь носящем имя Музей Джамбула, в 70 км к западу

Слайд 7.

Литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева
После смерти акына Союз писателей Казахстана ходатайствовал перед

правительством республики об увековечении памяти поэта и создании мемориального Дома-музея. И дом-усадьба Жамбыла стал музеем, по тому же принципу, по которому организованы дом-музей А.С.Пушкина, В.Маяковского в Москве и т.д.
.Литературно-мемориальный музей Жамбыла ЖабаеваПосле смерти акына Союз писателей Казахстана ходатайствовал перед правительством республики об увековечении памяти поэта

Слайд 8.

Интерьер гостевой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее

.Интерьер гостевой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее

Слайд 9.  

Интерьер столовой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее.

.   Интерьер столовой комнаты дома Жамбыла Жабаева в музее.

Слайд 10.  

В экспозиции музея представлена также домбра великого акына. Именно на

ней Жамбыл состязался в айтысах с признанными мастерами своего времени - Кулмамбетом и Досмаганбетом. Картины, изображающие эти состязания, также представлены в музее.

Экспонаты музея также отражают еще один важный период в творчестве поэта - военное время. Жамбыл посвятил немало стихов защитникам Родины, сражавшимся на полях Великой Отечественной Войны. Они вошли в сборник «Песни военных лет», который хранится в музее. Часы в кабинете Жамбыла показывают 7 часов 55 минут – время, когда остановилось сердце великого акына.

.   В экспозиции музея представлена также домбра великого акына. Именно на ней Жамбыл состязался в айтысах

Слайд 11.

На стене — большой портрет Жамбыла Жабаева, на стеллажах —

его произведения. Недаром его назвали Гомером двадцатого века — поэмы Ж. Жабаева переведены на 50 языков мира. Эти переводы сделали большое дело: приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков планеты. Его произведения изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира.

В залах хранится много материалов, посвященных участию Жамбыла в первой декаде казахского искусства в Москве. Также интересна коллекция государственных наград Жамбыла: депутатские мандаты, орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина.

.  На стене — большой портрет Жамбыла Жабаева, на стеллажах — его произведения. Недаром его назвали

Слайд 12.

Автомобиль подаренный Жамбылу

.  Автомобиль подаренный Жамбылу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть