Слайд 1«Тихое утро»
Ю.П. Казаков.
Работа учителя русского языка и литературы МКОУ «Каменная
СОШ» Фунтиковой Е.С.
Слайд 2Казаков Юрий Павлович - прозаик.
Родился 8 июля в Москве в
семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, будущий писатель окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.
Слайд 3 Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в
1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. В одном из
писем он писал: "Задумал
я не более, не менее, как
возродить и оживить жанр
русского рассказа". Писатель
справился с этой нелегкой
задачей.
Слайд 4В 1950 - 60-е увидели свет книги: "На полустанке", "По дороге",
"Легкая жизнь", "Голубое и зеленое", "Запах хлеба", "Арктур - гончий пес", "Двое в декабре" и др.
Слайд 5Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы
говорили о любви к этому краю, о прекрасном знании поморов, их быта, языка. В 1961 выходит книга очерков "Северный дневник", которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. Последнее издание книги было в 1973.
Слайд 6
В 1969 выходит в свет сборник рассказов "Осень в дубовых лесах",
в 1977 - "Во сне ты горько плакал".
Слайд 7В возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана книга "Две
ночи" ("Разлучение душ"), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.
Слайд 8Цель урока
уяснение гуманистической проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков.
Слайд 9ГУМАНИЗМ
Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
Там же:
человечный – достойный человека, отзывчивый.
У Даля: гуманный – человеческий, человечный, лЮдский, свойственный человеку истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердый.
Гуманность – человечность, людскость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему.
Слайд 10Рассказ «Тихое утро».
Характеристика героев по плану:
Где родился?
2. Как чувствует себя в
деревне?
3. Как относится к рыбалке?
Чувства героев по дороге на речку.
Описание природы.
Слайд 11На речке
Опишите начало рыбалки.
Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет?
Что
заставило Яшку вернуться?
Зачем после рассказа о первой, неудачной попытки спасти Володю автор дает описание прекрасного тихого утра?
Слайд 12
Как проявляется у мальчиков чувство спасения от опасности?
Почему рассказ называется «Тихое
утро»?
Слайд 13Вывод
В своём рассказе “Тихое утро” Ю. П. Казаков затрагивает проблемы совести,
долга, любви к ближнему, любви к природе и др., т.е. вечные гуманистические проблемы.
Слайд 14Рефлексия
Интересно было на уроке или скучно? Почему?
Какие моменты урока особенно понравились,
запомнились?
Какие чувства сменялись в вашей душе?
Какие выводы вы сделали для себя с этого урока литературы?