Презентация, доклад по литературе на тему В.Г.Распутин. Уроки французского (6 класс)

Содержание

Цели урока:Познакомиться кратко с биографией В.Г. Распутина и текстом произведения «Уроки французского»Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателемРасширить лексический запас, объясняя значение этических терминовВоспитывать чувства добра, жалости, любви и благодарностиСоздать образ современного учителя

Слайд 1Нравственные проблемы рассказа
В. Г. Распутина «Уроки французского».
Тема урока:

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».Тема урока:

Слайд 2Цели урока:
Познакомиться кратко с биографией
В.Г. Распутина и текстом

произведения «Уроки французского»
Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем
Расширить лексический запас, объясняя значение этических терминов
Воспитывать чувства добра, жалости, любви и благодарности
Создать образ современного учителя

Цели урока:Познакомиться кратко с биографией  В.Г. Распутина и текстом произведения «Уроки французского»Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателемРасширить

Слайд 3 Распутин Валентин Григорьевич родился 15.03.1937 в с. Усть-Уда Иркутской области, прозаик.

Детство Валентин провёл в деревне Аталанка.


Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы.


Распутин Валентин Григорьевич родился 15.03.1937  в с. Усть-Уда Иркутской области, прозаик.

Слайд 4Произведения
Повесть «Последний срок» (1970)
Повесть «Живи и помни» (1974)
Повесть «Прощание с

Матёрой» (1976)
ПроизведенияПовесть «Последний срок» (1970)Повесть «Живи и помни» (1974) Повесть «Прощание с Матёрой» (1976)

Слайд 5Проверь себя!
К какому жанру литературы относится произведение
В. Г. Распутина «Уроки

французского»?


Автобиографический рассказ

Проверь себя!К какому жанру литературы относится произведение В. Г. Распутина «Уроки французского»?  Автобиографический рассказ

Слайд 6Словарная работа
Автобиография (от греч. сам, жизнь, пишу) - собственное жизнеописание, последовательное

изложение человеком фактов жизненного пути. В автобиографии в определённой мере отражается становление человека как личности, его мировоззрение, характер, отношение к действительности, самосознание.
Автобиографическое произведение - это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.

Словарная работаАвтобиография (от греч. сам, жизнь, пишу) - собственное жизнеописание, последовательное изложение человеком фактов жизненного пути. В

Слайд 7
Прототип - реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом,

моделью для создания литературного, художественного произведения.
Прототип - реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом, моделью для создания литературного, художественного произведения.

Слайд 8Словарная работа
Нравственность - это принятие на себя ответственности за свои

поступки.
Нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести или согласно своим принципам.

Словарная работа Нравственность - это принятие на себя ответственности за свои поступки.  Нравственность - это внутренняя

Слайд 9Какие синонимы можно подобрать к слову нравственность?
Честность, целомудрие, добродетельность, мораль, этика,

благородность, благородство, моральность, педагогичность, благонравие.
Какие синонимы можно подобрать  к слову нравственность?Честность, целомудрие, добродетельность, мораль, этика, благородность, благородство, моральность, педагогичность, благонравие.

Слайд 10Словарная работа
Проблема (от греч. problema - задача), в широком смысле -

сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Словарная работаПроблема (от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий

Слайд 11Эпиграф к рассказу
Странно: почему мы так же, как и перед родителями,

всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?
И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами.
В.Распутин
Эпиграф к рассказуСтранно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед

Слайд 12


















































Кроссворд
Что прислала учительница в обеих посылках?

м
ы
о
а
а


р

к

н

л


9. Назовите главного игрока в деньги?


2. Из чего были перешиты штаны героя?

г

ф

и

н

е

3. Река, где жил мальчик.


а

к

а

р

г

а


4. Название игры.

а

и

ч

в

5. Какое чувство постоянно испытывал герой?


о

л

о

г

д

5. Что помогло узнать отправителя первой посылки?


м

е

т

о

е

г


6. Что было во второй посылке?

б

я

о

и

к

л

7. Кто нанес первый удар мальчику?


х

т

п

8. Что покупал мальчик на выигранные деньги?


о

о

м

к

д

и

к

«В.Г. Распутин “Уроки французского”»

Кроссворд Что прислала учительница в обеих посылках?м ы о а а р к н л 9. Назовите

Слайд 13


















































Кроссворд
м
ы
о
а
а
р
к
н
л
г


ф

и

н

е

а

к

а

р

г

а

а

и

ч

в

о

л

о

г

д

м

е

т

о

е

г

б

я

о

и

к

л

х

т

п

о

о

м

к

д

и

к

«В.Г. Распутин “Уроки французского”»


Кроссворд м ы о а а р к н л г ф и н е а к

Слайд 14Вопросы по тексту:
-От чьего лица ведётся повествование?
-О каком времени

пишет автор?
-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в райцентре?
Почему он не вернулся домой?

Вопросы по тексту: -От чьего лица ведётся повествование? -О каком времени пишет автор?-Когда и как началась у

Слайд 15

Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.

Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.

Слайд 16Вопросы по тексту:
- Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
-Почему

Вадик и Птаха избили его?
Вопросы по тексту: - Почему герой рассказа начал играть в «чику»?-Почему Вадик и Птаха избили его?

Слайд 17Вопросы по тексту:
-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?

Вопросы по тексту:-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?

Слайд 18В какой ситуации оказался мальчик?
Один в чужой семье
Страх
Диковатость
Хорошо учится несмотря

на постоянный голод и малокровие
Дурная компания, где его избивают

В какой ситуации оказался мальчик? Один в чужой семьеСтрахДиковатостьХорошо учится несмотря на постоянный голод и малокровиеДурная компания,

Слайд 19Какие пути возможны были для героя рассказа « Уроки французского»?
Воровать
влиться в

компанию Птахи
пожаловаться матери и вернуться домой
принять помощь Лидии Михайловны
учиться вопреки всему

Какие пути возможны были для героя рассказа « Уроки французского»?Вороватьвлиться в компанию Птахипожаловаться матери и вернуться домойпринять

Слайд 20Как говорят о таких людях?
Это человек с нравственным стержнем
Что это за

качество?

Жить
по совести

Быть ответственным
за своё дело, то есть за учёбу

Оставаться самим собой в трудной ситуации

Как говорят о таких людях?Это человек с нравственным стержнемЧто это за качество?Жить по совестиБыть ответственным за своё

Слайд 21Какие же уроки получили вы от своего ровесника?
умение жить среди

чужих людей, не жаловаться, не просить помощи
ответственность за учёбу, преодоление трудностей, слабостей
стойкость характера, нравственный стержень сопротивление обстоятельствам, дурной силе
Какие же уроки получили вы  от своего ровесника? умение жить среди чужих людей, не жаловаться, не

Слайд 23Вопросы по тексту
Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
Какой приём применяет автор в

описании учительницы?
Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?

Вопросы по текстуКакой представлялась мальчику Лидия Михайловна?Какой приём применяет автор в описании учительницы?Как меняется интонация учительницы и

Слайд 24
Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
Какие чувства испытывает герой

в квартире учительницы?

Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?

Слайд 25Как Лидия Михайловна предполагала помочь ребёнку?
пригласила домой и попыталась накормить
собрала посылку

с макаронами и гематогеном

Как Лидия Михайловна предполагала помочь ребёнку?пригласила домой и попыталась накормитьсобрала посылку с макаронами и гематогеном

Слайд 27Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
Чем

закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором?
Почему не объяснила свой поступок директору?

Почему Лидия Михайловна решилась на игру  в «замеряшки» со своим учеником?  Чем закончилась игра? Как

Слайд 28Вопросы:
Исчерпав возможности помочь герою законно, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок.

Какие правила она нарушает?
Правильно ли она поступает?

Вопросы:Исчерпав возможности помочь герою законно, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок. Какие правила она нарушает?Правильно ли она

Слайд 29Вопросы по тексту:
Что мы узнали нового из монолога учительницы о её

характере?
Как теперь относится герой к своей учительнице? Докажите текстом.
Справедливо ли повёл себя
в данной ситуации директор?

Вопросы по тексту:Что мы узнали нового из монолога учительницы о её характере? Как теперь относится герой к

Слайд 30Не получается помочь!
Какие пути возможны в этой ситуации?


Что могло бы

быть дальше?

Придумать что-нибудь такое, что обязательно поможет.

Успокоиться

Не успокоиться

Не получается помочь! Какие пути возможны в этой ситуации?Что могло бы быть дальше? Придумать что-нибудь такое, что

Слайд 31Вопросы:
Что ещё предпринимает учительница, чтобы помочь своему ученику? Каким чувством

продиктован этот поступок?
Перечитайте последние абзацы повести. Почему повесть об учителе, о ребятах, о милосердии заканчивается такой фразой? С чем ассоциируются у героя яблоки?

Вопросы: Что ещё предпринимает учительница, чтобы помочь своему ученику? Каким чувством продиктован этот поступок? Перечитайте последние абзацы

Слайд 33
Какие же уроки преподала Лидия Михайловна герою?

Какие же уроки преподала Лидия Михайловна герою?

Слайд 34Что значит «уроки доброты»?
умение почувствовать боль ближнего
готовность прийти на помощь
не

отступничество, а заступничество
готовность пожертвовать чем-то важным ради человека, за которого несёшь ответственность
Что значит «уроки доброты»? умение почувствовать боль ближнегоготовность прийти на помощьне отступничество, а заступничествоготовность пожертвовать чем-то важным

Слайд 35Как вы понимаете слово «добро»?
взаимопонимание;
любовь;
поддержка друг друга в разных жизненных ситуациях;
доверие

друг к другу.
Как вы понимаете слово «добро»?взаимопонимание;любовь;поддержка друг друга в разных жизненных ситуациях;доверие друг к другу.

Слайд 36
Каким должен быть
хороший учитель?

Каким должен быть хороший учитель?

Слайд 37Словарная работа
Подберите антоним
к слову нравственность.

Антонимы -????????????????????
Нравственность – БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ.

Словарная работаПодберите антоним к слову нравственность.Антонимы -????????????????????Нравственность – БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ.

Слайд 38Рефлексия:
Чем запомнился Вам урок?
Что нового Вы узнали и какую пользу

извлекли сегодня для себя?
Рефлексия: Чем запомнился Вам урок?Что нового Вы узнали и какую пользу извлекли сегодня для себя?

Слайд 39
Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”.


В.Астафьев
Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”.

Слайд 40Домашнее задание:

Написать мини – сочинение на тему: «Каким должен быть учитель,

чтобы остаться в памяти ученика»
Домашнее задание:Написать мини – сочинение на тему: «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика»

Слайд 41Спасибо за работу на уроке! До встречи!

Спасибо за работу на уроке!  До встречи!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть