Слайд 1Владимир Владимирович Маяковский
1893 - 1930
Слайд 2«Настоящая поэзия всегда, хоть на час, а должна опередить жизнь»
Слайд 3«Можно много подобрать прилагательных для описания лица Владимира Владимировича – волевое,
мужественное, красивое, умное, вдохновенное. Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нём жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем проявлении. Неоспоримая сила таланта, его душа» (Л. Н. Сейфуллина)
Слайд 4«Он мечтал, чтобы люди, потрясённые красотой мифа, начали жить в согласии
с ним, и тогда окажется, что никакого мифа не было, всё окажется правдой. Поразительна поэтическая честность, с которой он служил идеологии… Он был более предан идеологии, чем творцы её. Поистине трагическая преданность… Он покончил с собой в год великого прелома. Видимо, понял, что дальше творить миф революции нельзя…» (Ф. Искандер)
Слайд 8«Из улицы в улицу»
Необычные образы, необычная форма, необычная графика стиха,
ошеломляющая поэтическая новизна. Скрежещущая звукопись, экспрессивные, запоминающиеся и удивляющие образы.
Слайд 9«Ночь»
Яркая пластика стиха выдаёт в авторе художника. Он видит мир в
красках, в веществе, в плоти. Дерзкие развёрнутые метафоры* соединяют несоединимое и создают броские образы.
*МЕТАФОРА (от греч. metaphora — перенесение), перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»).
Слайд 10«Нате!»
Предметный мир стихотворения представлен именно предметами потребления: щи, белила, вещи, калоши.
Отвратителен собирательный образ мещанской толпы. Очевиден социальный, обличительный пафос стихотворения.
Слайд 11«Послушайте»
«Вечные» образы – звёзды – лишь «плевочки» для большинства людей, но
и «жемчужины» для «кого-то», кто является посредником между Богом и людьми. Свет звёзд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта – нести свет.
Слайд 12Выводы
Лирический герой ранней лирики – это образ, в котором художник
утверждает свой духовно-эстетический идеал. Он ценит превыше всего чистоту души, способен к самопожертвованию ради избавления мира от боли, по той же причине герой стремится преобразоваться в сверхчеловека. Сила и могучее начало лирического «я» противопоставляется всем предшествующим великим личностям, оказавшимся неспособными спасти обречённое человечество.
Слайд 13Раннее творчество
«Раннему творчеству Маяковского присуще подчёркивание одинокости лирического героя, сетование на
бездушие окружающего мира.
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!» (К. Д. Муратова)
«Я очень любил раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна»;
«Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая и в то же время безмерно обречённая, гибнущая, почти зовущая на помощь». (Б. Пастернак)
Слайд 14Образ Родины в поэзии Маяковского
«Он, как подобает революционному барду, интернационалист, гражданин
всей Вселенной, равнодушен к «снеговой уродине», Родине, а любит всю созданную нами планету, весь мир» (К. Чуковский)
Слайд 15Образ Родины в поэзии Маяковского
«Левый марш»
«Наш марш»
«Марш 25 тысяч»
«Урожайный марш»
Поэма «Владимир
Ильич Ленин»
Поэма «Хорошо»
Слайд 16Поэма «Хорошо»
Отечество славлю,
которое есть,
но трижды –
которое будет.
И я,
как весну
человечества,
рождённую
в трудах и в бою,
пою
моё отечество,
республику мою!
Слайд 17Основные особенности поэтики Маяковского
Многообразие разговорной речи.
Тоническая система стихосложения – стихосложение, ритмика
которого организуется повторением ударных слогов; количество расположенных между ударениями безударных слогов относительно свободно.
Использование всех богатств русского языка. Поэт избегал непонятных иностранных слов, боролся против литературных штампов, изобретал неологизмы на основе общеупотребительных русских слов.
Слайд 18Основные особенности поэтики Маяковского
Особенности рифмы. «Я всегда ставлю самое характерное слово
в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало». Рифмовались слова, выражающие основной смысл.
Расположение слов «лесенкой»
Одним из ярких средств выразительности Маяковский считал образ. Образ у него всегда «тенденциозный», т. е. политически направленный.
Слайд 19Общие выводы
«Лирический герой Маяковского – это человек, ушибленный несправедливостью мира, в
самое сердце раненный его несправедливостью… И революцию он встретил с таким неистовым восторгом… потому что она призвана была (так, во всяком случае, ему казалось) взорвать, уничтожить вековую, изначальную несправедливость мироздания» (Б. Сарнов)
Слайд 20Сатирические произведения Маяковского
«Стихотворения Маяковского всё время на острие комического и трагического»
(Ю. Тынянов)
Слайд 21Задания группам
Дореволюционная сатира В. Маяковского.
Работа в «Окнах РОСТА».
Чтение и анализ стихотворений
«О дряни» (1921) и «Прозаседавшиеся» (1922).
Выразительное чтение стихотворений «Хулиган», «Подлиза», «Сплетник», «Бумажные ужасы», «Взяточники»
Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929)
Слайд 23Выводы
Сатирические произведения становятся орудием поэтической борьбы Маяковского, наследуя в этом смысле
традицию: «Смех – оружие очень сильное. Ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по его поводу уже раздаётся смех» (М. Салтыков-Щедрин)
Сатира Маяковского жива, как живы и пороки, которые он клеймил и высмеивал.