Презентация, доклад по литературе на тему Уроки по рассказу Чудесный доктор (6 класс)

Содержание

Что значит – святочный рассказ?Чтение статьи о Куприне А.И.(СТР3)

Слайд 1Александр Иванович Куприн

Александр Иванович Куприн

Слайд 2Что значит – святочный рассказ?
Чтение статьи о Куприне А.И.(СТР3)

Что значит – святочный рассказ?Чтение статьи о Куприне А.И.(СТР3)

Слайд 3небольшое произведение, в котором повествуется о судьбе, поступках и мыслях героев

в соответствии с евангельскими заповедями. Действия таких рассказов приурочено к Рождественским праздникам, в них описываются чудесные, но не фантастические события, которые помогают герою в его трудной судьбе, в безвыходной, казалось бы, ситуации. Эти рассказы всегда имеют счастливый конец.

Рождественский рассказ -

небольшое произведение, в котором повествуется о судьбе, поступках и мыслях героев в соответствии с евангельскими заповедями. Действия

Слайд 4«Рождество – это время
милосердия, доброты и
всепрощения, это
единственные дни

в календаре,
когда люди … свободно
раскрывают друг другу сердца…»
(Чарльз Диккенс)
«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди … свободно

Слайд 6Улицы дореволюционного Киева

Улицы дореволюционного Киева

Слайд 7С какой целью используется
слово « предание»?
Чем привлекла мальчиков
витрина гастрономического


магазина?

Перечитаем начало рассказа.

Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?

С какой целью используется слово « предание»?Чем привлекла мальчиков витрина гастрономического магазина?Перечитаем начало рассказа. Могут ли Гриша

Слайд 8- Сопоставьте
ключевые слова, характеризующие
мальчиков.
В сцене
" У витрины"
В сцене


" В подвале"

- прокомментируйте свои наблюдения

- Сопоставьтеключевые слова, характеризующиемальчиков. В сцене

Слайд 9Какие художественные приемы помогают читателю представить картину?
Наблюдение за словом

Какие художественные приемы помогают читателю представить картину?Наблюдение за словом

Слайд 10Вставить пропущенные примеры из текста рассказа или термины
А.И.Куприн описывает гастрономические изыски

ярко, зримо, выделяя детали, подробности. Писатель, главным образом использует гиперболу «… --------» и эпитеты «------

Определение и объяснение употребления тропов

Вставить пропущенные примеры из текста рассказа или терминыА.И.Куприн описывает гастрономические изыски ярко, зримо, выделяя детали, подробности. Писатель,

Слайд 11
_______». Эти два тропа передают силу восторга детей, недостижимость для

них всего этого великолепия. Усиливают впечатление ряды однородных членов для перечисления богатства праздничной картины «____ _________».


_______». Эти два тропа передают силу восторга детей, недостижимость для них всего этого великолепия. Усиливают впечатление

Слайд 12В следующем эпизоде картина, созданная рядами однородных членов: «_____ _______», -

сменяется на противоположную: «_____,
В следующем эпизоде картина, созданная рядами однородных членов: «_____ _______», - сменяется на противоположную: «_____,

Слайд 13_______» Выразительные эпитеты «_______» - ярче помогает увидеть контраст между богатством

и бедностью, радостью и горем.
_______» Выразительные эпитеты «_______» - ярче помогает увидеть контраст между богатством и бедностью, радостью и горем.

Слайд 14Из многоцветного праздничного мира, похожего на рай, мальчики возвращаются в подвал,

в тусклую обыденность, напоминающую ад.
Из многоцветного праздничного мира, похожего на рай, мальчики возвращаются в подвал, в тусклую обыденность, напоминающую ад.

Слайд 15Проверим
Вставить пропущенные примеры из текста рассказа или термины
А.И.Куприн описывает гастрономические изыски

ярко, зримо, выделяя детали, подробности. Писатель, главным образом использует гиперболу «… целые горы красных крепких яблок и апельсинов, правильные пирамиды мандаринов---------» и эпитеты «------яблоки красные, крепкие, мандарины,


ПроверимВставить пропущенные примеры из текста рассказа или терминыА.И.Куприн описывает гастрономические изыски ярко, зримо, выделяя детали, подробности. Писатель,

Слайд 16нежно золотившиеся, сочные окорока с толстым слоем розоватого сала _______». Эти

два тропа передают силу восторга детей, недостижимость для них всего этого великолепия. Усиливают впечатление ряды однородных членов для перечисления богатства праздничной картины «____ уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы _________».
нежно золотившиеся, сочные окорока с толстым слоем розоватого сала _______». Эти два тропа передают силу восторга детей,

Слайд 17В следующем эпизоде картина, созданная рядами однородных членов: «_____ прекрасные магазины,

сияющие елки, рысаки, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам _______», - сменяется на противоположную: «_____ пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные,

В следующем эпизоде картина, созданная рядами однородных членов: «_____ прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, визг полозьев, праздничное

Слайд 18неосвещенные косогоры , ветхий дом, тесный и грязный двор, помойная яма,

подвал темнота _______» Выразительные эпитеты _______ магазины «прекрасные», елки «сияющие», оживление «праздничное» переулки «кривые», косогоры «мрачные», дом «ветхий», покоившийся» - ярче помогает увидеть контраст между богатством и бедностью, радостью и горем.

неосвещенные косогоры , ветхий дом, тесный и грязный двор, помойная яма, подвал темнота _______» Выразительные эпитеты _______

Слайд 19Из многоцветного праздничного мира, похожего на рай, мальчики возвращаются в подвал,

в тусклую обыденность, напоминающую ад.

Из многоцветного праздничного мира, похожего на рай, мальчики возвращаются в подвал, в тусклую обыденность, напоминающую ад.

Слайд 20- Сопоставьте
ключевые слова, характеризующие
мальчиков.
В сцене
" У витрины"
В сцене


" В подвале"

- прокомментируйте свои наблюдения

Хохатали
Толкали друг друга

Приплясывали от мороза
Забыли о поручении

Сердце сжалось от недетского страдания

молчали

- Сопоставьтеключевые слова, характеризующиемальчиков. В сцене

Слайд 21Гипербола
Эпитеты
Контраст
Контрастные ряды однородных членов
Художественные приёмы

ГиперболаЭпитетыКонтрастКонтрастные ряды однородных членовХудожественные приёмы

Слайд 22
Запишите контрастные слова.
Богатство – бедность;
радость – горе;
рай – ад.
Задание

Запишите контрастные слова.Богатство – бедность;радость – горе; рай – ад.Задание

Слайд 23БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ
Что мы узнаем о семье мальчиков по описанию «подземелья»?


С какими поручениями ходили мальчики?

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУЧто мы узнаем о семье мальчиков по описанию «подземелья»? С какими поручениями ходили мальчики?

Слайд 24Найти в тексте и зачитать ответы
Почему семья Мерцаловых оказалась в таком

бедственном положении?
Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?
На какие особенности внешности Мерцалова обращает внимание автор?
Какова в этой семье ситуация перед Рождеством?
Найти в тексте и зачитать ответыПочему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении?Пытался ли Мерцалов бороться с

Слайд 25Охарактеризовать пейзажную зарисовку; портрет доктора
Домашнее задание

Охарактеризовать пейзажную зарисовку; портрет доктораДомашнее задание

Слайд 26Александр Иванович Куприн
Рассказ
«Чудесный доктор»
Урок 2

Александр Иванович КупринРассказ«Чудесный доктор»Урок 2

Слайд 27Проверка домашнего задания
Как связана с сюжетом рассказа А.И.Куприна данная пейзажная зарисовка?


Вставить пропущенные слов. Назвать тропы. Определить роль этой пейзажной зарисовки.
Проверка домашнего заданияКак связана с сюжетом рассказа А.И.Куприна данная пейзажная зарисовка? Вставить пропущенные слов. Назвать тропы. Определить

Слайд 28«Все было тихо и ________. Деревья, окутанные в вои белые ризы,

_____в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки _______кусочек снега, и слышно было, как он________, падая и цепляясь за другие ветви. _____тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в __________душе Мерцалова _________жажду такого же спокойствия, такой же тишины».
«Все было тихо и ________. Деревья, окутанные в вои белые ризы, _____в неподвижном величии. Иногда с верхней

Слайд 29«Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в вои белые ризы,

дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины».

Эпитеты, олицетворения

«Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в вои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с

Слайд 31Что произошло далее?
Как создается портрет доктора?
В чем проявляется «чудесность» доктора?


Краткий пересказ

Что произошло далее? Как создается портрет доктора?В чем проявляется «чудесность» доктора? Краткий пересказ

Слайд 32Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош.

Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца.

Портрет Мерцалова

Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от

Слайд 33 Старик небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и

высоких калошах.
Голос у него был мягкий, ласковый, старческий.
… умное, серьёзное лицо с седыми баками …
В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие…

Портрет доктора

Старик небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах.

Слайд 34Как вы понимаете высказывание современного
ученого Ильи Шевелёва: “Чем жизнь тяжелее,

тем
одни люди становятся черствее, а другие
милосерднее”? К кому из персонажей рассказа
вы могли бы применить эти слова?

Почему Мерцалов доверился незнакомцу?

Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелёва: “Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а

Слайд 35Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»?
Как повлияла встреча с «чудесным

доктором» на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова?

Подведение итогов

Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»? Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи, на личность

Слайд 36Николай Иванович Пирогов

Николай Иванович Пирогов

Слайд 37Николай Иванович
Пирогов
(1810-1881г.) –
хирург, анатом, педагог,

общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестер милосердия в России в период военных действий в Крыму( 1853-1856г.) Позднее это движение оформилось в Российской общество попечения о раненых и больных. В 1879 году переименовали в Российское общество Красного Креста.
Николай Иванович Пирогов    (1810-1881г.) – хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал

Слайд 38Чудо
Подождите"...Не волнуйтесь!
Расскажите мне всё по порядку и как можно короче. Может

быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас..."

"На три рубля,полученные от
доктора,он (Мерцалов) успел
купить за это время чаю,сахару, булок и достать в ближайщем трактире горячей пищи."

-Ну, полно, полно, голубушка,-
заговорил доктор, ласково
погладив женщину по спине.
-Встаньте-ка! Покажите мне вашу больную."Что-то ласковое и убедительное звучало а его голосе..."

Дай бог, чтобы наступающий
год немного снисходительнее
отнёсся к вам, чем этот, а
главное- не падайте никогда духом".

"Когда он (Мерцалов) возвратился,
его ожидал сюрприз: под чайным
блюдцем вместе с рецептом
чудесного доктора лежало
несколько крупных кредитных билетов".

"Вот с этой бумажкой вы войдете в аптеку... давайте через два часа
по чайной ложке..."

Какую помощь оказал д-р Пирогов?

Пища


Помощь
словом


Поддержка


Лекарство


Сюрприз

ЧудоПодождите

Слайд 39Ребята, какова основная мысль рассказа?
Охарактеризуйте поведение доктора Пирогова
"В парке."
"В подвале."
Вежливый
Лицо внушало

доверие
Не перебивал
Заглядывал в глаза,
Желая проникнуть в глубь души
Вскочил
« Едемте скорее!»

Ласково погладил
Убедительный голос
Распорядился о дровах, самоваре, пище, лекарстве
Дал совет «Не падайте никогда духом».

Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком.

Ребята, какова основная мысль рассказа?Охарактеризуйте поведение доктора Пирогова

Слайд 40Чудо случайной встречи.
Чудо милосердия, сострадания.
Действенная бескорыстная помощь людям.

Чудо святочного рассказа

Чудо случайной встречи.Чудо милосердия, сострадания.Действенная бескорыстная помощь людям.Чудо святочного рассказа

Слайд 42" Просто чудо
совершил этот
святой человек".
Согласны ли вы с утверждением одного

из персонажей рассказа о том, что « то великое , мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратно»?

Слайд 43Вопрос №4
Домашнее задание

Вопрос №4Домашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть