Презентация, доклад по литературе на тему: Уроки жизни (по сказке А.Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители), 5-й класс

Цели и задачиПовторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.Формирование умений ориентироваться в пространстве текста художественного произведения. Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.Развитие умений обобщать проанализированный материал.Духовно-нравственное

Слайд 1"Уроки жизни" (по сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"), 5-й

класс

Слайд 2Цели и задачи
Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной

сказке.
Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.
Формирование умений ориентироваться в пространстве текста художественного произведения.
Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.
Развитие умений обобщать проанализированный материал.
Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).
Цели и задачиПовторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.Обучение приемам анализа характера главного героя

Слайд 3Докажите, что это сказка.
есть сказочный зачин “жил-был”
волшебное число “3” – три

сна
волшебный предмет – конопляное зёрнышко
чудесные превращения:
курица разговаривает с Алёшей.






Сказка ли это?

Докажите, что это сказка.есть сказочный зачин “жил-был”волшебное число “3” – три снаволшебный предмет – конопляное зёрнышкочудесные превращения:курица

Слайд 4У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.
- Это

первая литературная сказка. Ещё есть отличия?
(Отражены реалии того времени: точная география
Имя, возраст мальчика.)
Прочитайте описание Петербурга и пансиона. Могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке?
В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок”. Каковы уроки русских народных сказок?
(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).
- А вот следует ли А.Погорельский этому принципу, мы и посмотрим в конце нашего занятия.

А есть ли отличие от народной сказки?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?(Отражены

Слайд 5Поговорим о главном герое. Кто он?

Поговорим о главном герое. Кто он?

Слайд 6За что полюбил Алёша Чернушку? В чём это проявилось?
(Она была тихого

нрава. Мальчик подкармливал ее).
- Что предпринял Алёша для спасения Чернушки?
Перескажите эпизод “Спасение Чернушки”.
Как автору удалось показать напряжённость момента?
- Какие качества главного героя проявились здесь?
(твёрдость, щедрость).
- Как назвал Алёшу автор?
(избавитель)
- Давайте подберём синонимы к слову “избавитель”
(спаситель, освободитель, заступник)
- Как бы вы оценили поступок героя?
(мальчик совершил благородный поступок)

Спасение Чернушки

За что полюбил Алёша Чернушку? В чём это проявилось?(Она была тихого нрава. Мальчик подкармливал ее).- Что предпринял

Слайд 7Как Чернушка его отблагодарила?
(повела в подземное царство) –
- Как вы

считаете, посещение этого царства – реальное событие?
(это сон, видение, обморок)
- А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна?
(Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)
- Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?

Благодарность Чернушки

Как Чернушка его отблагодарила?(повела в подземное царство) – - Как вы считаете, посещение этого царства – реальное

Слайд 8Прочитайте по ролям диалог короля и Алёши.
- Алёше дана награда заслуженная,

но что он попросил? Почему именно с такой просьбой он обратился к королю?
(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)
Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но, как обычно бывает в сказках, есть одно условие, при котором волшебство перестаёт действовать.
Какое это условие?
(Алёша не должен быть нескромным).
- Почему вдруг такое условие? Что значит быть скромным или нескромным?
Давайте посмотрим, как же толкуют это слово словари:

Скромность украшает

Скромный-1) сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый; 2) сдержанный, умеренный, простой и пристойный; 3) небольшой, ограниченный, едва достаточный.
- От чего же предостерегает король Алёшу?

Прочитайте по ролям диалог короля и Алёши.- Алёше дана награда заслуженная, но что он попросил? Почему именно

Слайд 9Каковы главные уроки сказки?
Конопляное семечко освободило Алёшу от труда. Многие

из вас, наверняка, мечтали о таком волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо?
Давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в правом столбике, что изменилось в жизни Алёши, когда он стал обладателем волшебного зёрнышка.
Каковы главные уроки сказки? Конопляное семечко освободило Алёшу от труда. Многие из вас, наверняка, мечтали о таком

Слайд 10-Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?
(не заслужил. Урок

не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достаётся)
- Почему изменилось отношение детей к Алёше?
(стал гордым, высокомерным, заносчивым)
- А вы помните условие, при котором перестаёт действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказан Алёша?
(он потерял волшебное зёрнышко)
Прочитайте эпизод “Потеря конопляного зёрнышка”.
- Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок?
(навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания)
- А для нас это с вами урок?

Алеша несчастен

-Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не

Слайд 11Но неслучайно мы говорили о признаках волшебной сказки. Цифра “3” –

волшебная цифра. Использует ли автор это число?
- Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?
(хранить тайну. Держать честное слово. Не быть неблагодарным)
- Почему Чернушка называет неблагодарность “худшим свойством”?
К чему привела неблагодарность Алёшу?
(Он предал маленьких жителей)
- Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?
(легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться).

Третий сон Алеши

Но неслучайно мы говорили о признаках волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра. Использует ли автор это

Слайд 12Прочитайте по ролям диалог Алёши и учителя.
– Какие слова учителя могут

пригодиться нам? Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода? Можем ли мы эти слова взять в качестве второго эпиграфа?
(“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло”.
Надо развивать таланты, данные нам.
Особое внимание автор обращает на поведение товарищей Алёши.).
- Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз?
(Совесть мучает, поэтому мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться).

“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло”.

Прочитайте по ролям диалог Алёши и учителя.– Какие слова учителя могут пригодиться нам? Какие уроки мы можем

Слайд 13Если так трагично заканчивается сказка
- жители подземного королёвства ушли
Алёша наказан
предательство,
то можно

ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?
(Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком).

Алёша стал прежним

Если так трагично заканчивается сказка- жители подземного королёвства ушлиАлёша наказанпредательство,то можно ли говорить, что конец традиционен для

Слайд 14В дома вы напишите ответ на вопрос: “Какие уроки извлёк я

из сказки А.Погорельского “Чёрная курица”

Домашнее задание

В дома вы напишите ответ на вопрос: “Какие уроки извлёк я из сказки А.Погорельского “Чёрная курица”Домашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть