Слайд 1Проект по литературе
Подготовила ученица 11 «А» класса Щербинина Дарья
Руководитель И.В.Денисова
Слайд 2ТЕМА ПРИЗЕНТАЦИИ:
«Цветная музыка стиха. Цветопись в произведениях Сергея Есенина»
Слайд 3ГИПОТЕЗА :
в стихах Сергея Есенина существуют звуко-цветовые соответствия
Слайд 4ЦЕЛИ:
1.подбор стихотворения С.Есенина для анализа;
2.анализ стихотворения;
3.доказательство того, что в
стихах Сергея Есенина существуют звуко-цветовые соответствия.
Слайд 5АКТУАЛЬНОСТЬ :
исследование помогает по-новому посмотреть на звуки речи и роль в
языке, учит читать «с пониманием».
Слайд 6«Гласные»
А - черный; белый - Е; И - красный; У
-зеленый.
О - синий: тайну их скажу я в свой черед,
А - бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е - белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И - пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У - трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной –
О - дивных глаз ее лиловые лучи.
Артюр Рембо
Слайд 7«Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков
тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно "окрашены" в восприятии всех носителей языка? Учёные решили провести немудреный пробный эксперимент. На доске в строчку пишутся шесть гласных Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик - названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад. Первые результаты были таковы: против А почти все написали "красный", И для большинства "синий", О - "желтый" или "белый", Ы - "черный". Проверяли и перепроверяли результаты. Пока наконец окончательно не убедились в том, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем».
Слайд 8А - ярко-красный,
О – яркий, светло-белый или белый,
И -
светло-синий,
Е – светлый, желто-зеленый,
У – темный, сине-зеленый,
Ы – тусклый, темно-коричневый или черный.
В чистые цвета окрашены только три звука - А, И, О. Но ведь и все богатство цветов и их оттенков можно получить смешением в разных пропорциях трех цветов - красного, синего и желтого. Нет ли здесь удивительного соответствия между природой цвета и звуковым устройством языка?
Вопросы, вопросы... И пока нет ответов. Но одно ясно: звуко-цветовые соответствия существуют. А раз существуют, значит, должны где-то использоваться, проявляться. И конечно, прежде всего, эта интересная особенность звуков должна проявиться в поэзии
Слайд 9Результаты анализа звуко-цветовых соответствий в стихотворении С.Есенина «Осень»
Слайд 11В стихотворении двадцать три раза встречается ярко-красный звук А. Это
один из самых ярких цветов осени. На втором месте стоит синий И. На первый взгляд это может показаться странным, но только на первый взгляд. Во- первых, стихотворение блестяще демонстрирует нам любовь Есенина к синему цвету и его оттенкам. Ведь даже Русь у него голубая. И осень описана поэтом не где-то, а именно на его родине. Поэтому вполне понятно большое количество голубого звука «И». Во-вторых, поэт всегда стремится точно нарисовать картину действительности. А что происходит осенью? Осенью листья облетают с деревьев, сквозь обнажённые ветви яснее проступает синева неба, вокруг становится светлее. Чувствуется, что природа готовится сменить пестроту красок на однообразие белого цвета. Кроме того, синий цвет считается «холодным» цветом. А ведь зима, которая сменит осень, не отличается теплотой! Кроме звуко-цветового соответствия в стихотворении, мы обратили внимание на рифмующиеся звуки. Обратить на это нас заставил образ Христа в последней строке. Красные кисти рябины вызывают у поэта воспоминания о Христе. Почему? Конечно, потому что красный цвет – это цвет крови, пролившейся из ран Христа. А ещё почему? Какая связь между осенью и Христом? Что такое осень? Что приходит на смену осени? Что было с Христом после распятия?. Воскресение. А на смену осени придёт белоснежная холодная зима, за ней - ласковая и юная весна. Природа опять воскреснет. Значит, вновь воскресение!..
Слайд 13Заключение:
Проанализировав ответы информантов, приходим к выводу, что гласные звуки речи
в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем; проанализировав стихотворение С.А.Есенина «Осень» приходим к выводу, что в стихотворении поэта есть звуко-цветовые соответствия. Поиски в области соответствия цвета и звука в поэтическом тексте перекликаются с открытием, которое в 1910 году сделал композитор А.Н.Скрябин. Впервые Скрябин ввёл партию света «Luce» в симфоническую партитуру, обозначив нотными знаками цвета тональностей. При Казанском авиационном институте было организовано студенческое конструкторское бюро «Прометей», поставившее своей целью развитие скрябинской идеи цвето-музыки. С тех пор прошло много времени. И теперь никого не удивляет сочетание музыки и цвета. А ведь музыкальный тон тесно связан со звуком. Следовательно, наши поиски цвето-звуковых соответствий в стихах С.А.Есенина имеют реальные основания.