Презентация, доклад по литературе на тему Тропы (6 класс)

Содержание

Сравните предложенияСнег ложится на землю.Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин.)Тропы (греч. - оборот) - изобразительно-выразительные средства языка.

Слайд 1Двадцать шестое октября.
Классная работа.
Волшебница зима!

Двадцать шестое октября.Классная работа.Волшебница зима!

Слайд 2Сравните предложения
Снег ложится на
землю.
Валит снег и стелет шаль.
(С.Есенин.)


Тропы (греч.

- оборот) - изобразительно-выразительные средства языка.
Сравните предложенияСнег ложится на землю.Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин.)Тропы (греч. - оборот) - изобразительно-выразительные средства языка.

Слайд 3Тропы
(слова в переносном значении)
метафора
эпитет
олицетворение

Тропы(слова в переносном значении)метафораэпитетолицетворение

Слайд 4Метафора
Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу.
Метафора - перенесение

названия одного предмета на другой на основании их сходства.
Метафора Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу.Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на

Слайд 5Как рождается метафора
звёздочка
Снежинка
как звёздочка
Звёздочка на ладошке

МЕТАФОРА
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села

и растаяла
На моей ладошке.
Как рождается метафоразвёздочкаСнежинка как звёздочкаЗвёздочка на ладошкеМЕТАФОРАПокружилась звёздочка В воздухе немножко,Села и растаялаНа моей ладошке.

Слайд 7Деревья в зимнем серебре…
(А.С.Пушкин.)
Метафора основана на сходстве ЦВЕТА предметов.

Деревья в зимнем серебре…(А.С.Пушкин.)Метафора основана на сходстве ЦВЕТА предметов.

Слайд 8Морозное дыхание метели
Ещё свежо, но улеглась метель.
(И.А.Бунин.)
Метафора основана на сходстве

ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВИЯ предметов.


Морозное дыхание метелиЕщё свежо, но улеглась метель.(И.А.Бунин.)Метафора основана на сходстве

Слайд 9Первый снег опушил у деревьев ресницы.
(Н.Рыленков.)
Метафора основана

на сходстве ФОРМЫ предметов.


Первый снег опушил     у деревьев ресницы.(Н.Рыленков.)Метафора основана на сходстве

Слайд 10А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.


(С.А.Есенин.)

Метафора основана на сходстве ЗВУЧАНИЯ предметов.

А вьюга с рёвом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится всё сильней. 						(С.А.Есенин.)Метафора основана на сходстве

Слайд 11Роль метафоры в художественном тексте
Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ,

открывает новый смысл слова.
Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность.
Метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.
Роль метафоры в художественном текстеМетафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова.Метафора придаёт тексту

Слайд 12Деревья в зимнем серебре. (А.С.Пушкин.)
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням

свешенным
И злится всё сильней. (С.А.Есенин.)

Морозное дыхание метели
Ещё свежо, но улеглась метель. (И.А.Бунин.)

Первый снег опушил у деревьев ресницы. (Н.Рыленков.)


Деревья в зимнем серебре. (А.С.Пушкин.)А вьюга с рёвом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится всё сильней. (С.А.Есенин.)Морозное дыхание

Слайд 13Олицетворение
Разновидность метафоры.
Изображение явлений природы и неодушевлённых предметов как живых существ.

Олицетворение Разновидность метафоры.Изображение явлений природы и неодушевлённых предметов как живых существ.

Слайд 14Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
(С.А.Есенин.)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку

сна.
(С.А.Есенин.)


Поёт зима – аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.				(С.А.Есенин.)Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.					(С.А.Есенин.)

Слайд 15Эпитет
В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое.
Эпитет – это

особое, образное определение, отличающееся художественной
выразительностью.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает лёгкий мороз, хлопьями осыпается серебряный иней.




Эпитет В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое.Эпитет – это особое, образное определение, отличающееся художественной выразительностью.	По

Слайд 16У слова СНЕГ более 100 эпитетов!
блистающий
искрящийся
переливающийся
ослепительный
сверкающий
серебристый
нарядный
чистый
бездонный
глубокий
лёгкий
мохнатый
мягкий
пушистый
пышный
колючий
ноздреватый
хрустящий
веселый
печальный
и другие

У слова СНЕГ более 100 эпитетов!блистающийискрящийсяпереливающийсяослепительныйсверкающийсеребристыйнарядный чистый бездонныйглубокийлёгкиймохнатыймягкийпушистыйпышныйколючийноздреватыйхрустящийвеселыйпечальный и другие

Слайд 17В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой.
Светит месяц, тройка мчится
По дороге

столбовой.
(А.С.Пушкин.)




В поле чистом серебритсяСнег волнистый и рябой.Светит месяц, тройка мчитсяПо дороге столбовой.				(А.С.Пушкин.)

Слайд 18Что нового мы узнали сегодня?
Тропы
Метафора
Олицетворение
Эпитет

Что нового мы узнали сегодня?ТропыМетафораОлицетворениеЭпитет

Слайд 19Обратимся к вашему домашнему заданию: какие слова помогли образно и наглядно представить

морозный день. Что это ?


Обратимся к вашему домашнему заданию: какие слова помогли образно и наглядно представить морозный день. Что это ?

Слайд 20Снежинка


Хотел я снежинку Домой принести, Ее положил на ладонь, Она мне шепнула тихонько: "Прости, но

лучше меня ты не тронь!"
Как будто бы я Ничего не слыхал, Снежинку колючую нес, Она мне ладошку Кольнула слегка И сделалась Капелькой слез!
Со снежной слезинкой Пришел я домой И долго потом горевал: Зачем согревал ее Снежной зимой, От снежных подруг оторвал?!

Михаил Садовский

Снежинка	 Хотел я снежинку Домой принести, Ее положил на ладонь, Она мне шепнула тихонько:

Слайд 21Заповеди мастерской:
Все способны писать.
Слушай своего товарища.
Не торопись спрашивать.
Корректируй себя сам.

Заповеди мастерской:Все способны писать.Слушай своего товарища.Не торопись спрашивать.Корректируй себя сам.

Слайд 22Подберите эпитет и олицетворение к слову
листочек

Подберите эпитет и олицетворение к слову   листочек

Слайд 23Создайте метафору к слову
листочек

Создайте метафору к словулисточек

Слайд 24Рефлексия
Метод незаконченного предложения:
- Мне понравилось … - Я понял,

что … - Я научился … - Я сегодня работал …
Рефлексия Метод незаконченного предложения:  - Мне понравилось …  - Я понял, что …  -

Слайд 25 Писатель С. Кучеренко как-то сказал:


«То, что когда-то потрясло, перевернуло, обожгло или заледенило, - крепко засело в удивительных тайниках мозга нетускнеющими красками, звуками, движениями. Застывшими мгновениями».

Застывшие мгновения жизни запечатлевают музыканты, художники, писатели. А мы разгадываем их тайны. Сегодня приоткрыли одну из них – тайну выразительности русского языка.
Писатель С. Кучеренко как-то сказал:   «То, что когда-то потрясло,

Слайд 26Написать сочинение-этюд на одну из тем:
Морозные узоры на моём окне
Деревья в

снегу
Снег идёт
Зимняя аллея
Зимнее утро (зимний вечер)
Ваша тема

Домашнее задание (на выбор)

Написать сочинение-этюд на одну из тем:Морозные узоры на моём окнеДеревья в снегуСнег идётЗимняя аллеяЗимнее утро (зимний вечер)Ваша

Слайд 27Всем спасибо!

Всем спасибо!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть