Слайд 1ТРЭВЕРС ПАМЕЛА ЛИЛИАНА (ЛИНДОС)
(ХЕЛЕН ЛИНДОН ГОФФ)
(9 августа 1899 (по другим данным
- 1906 года) — 23 апреля 1996)
известная английская писательница, поэтесса и публицист, автор серии детских книг о Мэри Поппинс; кавалер Ордена Британской империи.
Слайд 2Родилась в городе Мэриборо — Австралия, Квинсленд. Родителями были банковский управляющий
Трэверс Роберт Гофф (Travers Robert Goff) и Маргарет Агнес (Margaret Agnes), до замужества — Морехед (Morehead). Её отец умер, когда ей было семь лет. Официально причиной смерти её отца было установлено «исступление эпилептического припадка» (epileptic seizure delirium), но сама Трэверс «всегда верила, что истинной причиной было продолжительное тяжёлое пьянство».
Слайд 3Писать начала с детства — она писала рассказы и пьесы для
школьных спектаклей, а братьев и сестёр развлекала волшебными рассказами. Её поэмы были опубликованы, когда ей не было и двадцати лет — она писала для австралийского журнала «Бюллетень» (The Bulletin).
В молодости совершила путешествие по Австралии и Новой Зеландии, затем уехала в Англию в 1923 году. Поначалу пробовала себя на сцене (Памела — это сценический псевдоним), играя исключительно в пьесах Шекспира, но потом увлечение литературой победило, и она полностью посвятила себя литературе, публикуя свои произведения под псевдонимом «P. L. Travers» (два первых инициала использовались для скрытия женского имени — обычная для англоязычных писательниц практика).
Слайд 4В 1925 году в Ирландии Трэверс познакомилась с поэтом-мистиком Джорджем Уильямом
Расселлом (George William Russell), который оказал на неё большое влияние — и как человек, и как литератор. Он тогда был редактором журнала «Айриш Стэйтсмэн» (The Irish Statesman) и принял для публикации несколько её поэм. Через Расселла Трэверс познакомилась с Уильямом Батлером Йейтсом (William Butler Yeats) и другими ирландскими поэтами, которые привили ей интерес и знание мировой мифологии. Йейтс был не только выдающимся стихотворцем, но и знатным оккультистом. Это направление и становится для Памелы Трэверс определяющим вплоть до последних дней её жизни.
Слайд 5В 1934 году публикация «Мэри Поппинс» была первым литературным успехом Трэверс.
Последовали продолжения книги, а также романы, сборники стихов и нехудожественные произведения.
Фильм Диснея «Мэри Поппинс» был выпущен в 1964 году (главную роль — Мэри Поппинс — сыграла актриса Джули Эндрюс). Фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 13 номинациях и удостоился пяти наград. В Советском Союзе в 1983 году был выпущен фильм «Мэри Поппинс, до свидания!».
Слайд 6В своей жизни отличалась тем, что старалась не афишировать факты своей
личной жизни, в том числе и своё австралийское происхождение. «Если вас интересуют факты моей биографии, — однажды сказала Трэверс, — то история моей жизни содержится в „Мэри Поппинс“ и других моих книгах».
Хотя она ни разу не была замужем, незадолго до своего 40-летия Трэверс усыновила ирландского мальчика по имени Кэмиллус, при этом разлучив его с его братом-близнецом, так как взять двух детей она отказалась (мальчики воссоединилсь только спустя несколько лет).
В 1977 году Трэверс было присуждено звание Офицера Ордена Британской империи.
***
Слайд 7В литературном наследии Памелы Трэверс, кроме книг о Мэри Поппинс, сказки
«Лисица в яслях», «Обезьяна-друг», повесть о путешествии двух маленьких англичан в Америку во время войны «Путешествия по морю и по земле», сборники путевых очерков (в том числе и о путешествии в Россию в 1930-е «Экскурсия по Москве») и множество статей по вопросам философии и мистики. Но все же в истории мировой литературы имя Памелы Трэверс навсегда связано со сказочными повестями об удивительной Мэри Поппинс. Ее героиня-воплощение идеальной няни-добропорядочной и надежной, которая появляется с ветром перемен, может выражать взглядами и фырканьем всю гамму чувсв настоящей леди, умещать весь свой багаж-вплоть до предметов мебели - в одну ковровую сумку и отзывается на объявления, в которых параграф «жалование» скромно смещен на последнее место. Она знает все, что должна знать настоящая леди, ее ботинки всегда начищены, полосатый передник накрахмален, но…. Ее взгляд «устремлен на грань этого мира», именно это притягивает к ней детей. Для Джейн и Майкла каждая встреча с няней-это необыкновенные приключения, где превращения происходят с самыми обыкновенными предметами. Один из почитателей таланта П. Трэверс сказал, что «Мэри Поппинс» написана «то ли древком ведьминской метлы на гладком боку одного из китов, поддерживающих мир, то ли малиновым вареньем по призрачно плотной грозовой туче, то ли прикосновением тополиного пуха к серебристой шкуре змеи, то ли стружками золотой фольги на переменчивом ночном небе, но уж никак не пером по бумаге. Это совершенно невозможно!»
Слайд 8Мэри Поппинс не обещает счастливого решения многочисленных проблем. Необходимо всегда быть
готовым к переменам, из которых и состоит наша жизнь-именно этому учит Мэри Поппинс своих воспитанников (а писательница-читателей). Миллионы читателей во всем мире ждали встречи с любимой героиней. И неслучайно, что Памела Трэверс отказалась от своего замысла написать книгу «До свидания, Мэри Поппинс»… Маленькие читатели забрасывали Памелу Трэверс письмами. Писательница признавалась. Что особенную радость ей приносят письма мальчиков: девочки постоянно спрашивают: « Какой Ваш любимый цвет?» или « КакВы начали писать книги», а мальчишек волнует суть вещей: «почему Мэри Поппинс поступила именно так? «Дети не желали расставться с любимой героиней и требовали новых книг. «Мадам,- писал автору один из юных читателей,- вы отослали прочь Мэри Поппинс. Этого я Вам никогда не прощу! Вы заставили всех детей плакать! «И Памела Трэверс снова бралась за письмо, чтобы осушить детские слезы, и чтобы самой снова окунуться в заветный сказочный мир. Как-то Памела Трэверс призналась одному журналисту, что только что перечла одну из своих сказок: « Не могла оторваться! Мне хотелось узнать , что будет дальше, я не отложила книгу, пока не прочла все от корки до корки». Речь шла о книге « Мэри Поппинс возвращается»
Слайд 9По мотивам знаменитых историй о Мэри Поппинс был снят замечательный фильм.
Однако, сама Трэверс, хотя и дала в свое время после долгих раздумий добро на экранизацию «Мэри Поппинс» (видимо, сказался авторитет Уолта Диснея и его студии), увидев конечный результат, отреагировала примерно в стиле своей героини, которая в книге только и делала, что недовольно фыркала и строила весьма неприятные гримасы: «Фильм Роберта Стивенсона - чересчур приторная постановка моей книги, моя Мэри никогда не была такой милой. Слишком милой». Отдадим должное критикам, зрителям и участникам всевозможных жюри: они-то как ращ не стали придираться к не совсем точному следованию духу и букве детского романа, обратив свое внимание на великолепную актерскую игру и красивейшую постановку, сделанную с элементами мультипликации и мюзикла. Снятый в 1964 –м, фильм был, выдвинут на премию «Оскар» в 13 номинациях и удостоился пяти наград!
Слайд 10Будучи 78-летней, Памела Трэверс даже удостоилась королевской награды за вклад в
развитие литературы - ОВЕ (Officer Of The British Empire). Ее писательский талант признавали повсюду, и в качестве еще одного подтверждения - простой факт: в 1965-71 годах она читала лекции по писательскому мастерству в колледжах Великобритании и США. Ее дом был наполнен книгами, книги были повсюду, на бесчисленных полках вдоль стен, на столах, на полу. Автор как-то пошутила: «Случись мне остаться без крыши над головой, я смогу построить себе дом из книг». Вообще, она была женщиной более активной и деятельной, много путешествовала, и даже в глубокой старости, с 1976-го до самой смерти в 1996 работала в качестве редактора мифологического журнала «Парабола». Среди ее поздних произведений - путевые очерки и сборники эссе « Что известно пчеле: размышления о мифе, символе и сюжете».
Слайд 11Памела Трэверс умерла в 1996 , но писательница верила в бесконечность
жизни: « Там, где сердцевина крепка, нет ни начала, ни конца, там нет слова прощай….». Наверное, это правильно: сказочники не умирают…