Презентация, доклад по литературе на тему Трагедия одиночества человека в мире других людей по рассказу А.П.Чехова Тоска

Содержание

ЗАДАНИЕ1Тоска… Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

Слайд 1  Трагедия одиночества человека в мире других людей Учитель: Колесова Людмила Николаевна МОБУ СОШ

№10 г.Якутска имени Д.Г.Новопашина



Антон Павлович Чехов Рассказ «Тоска»

 Трагедия одиночества человека в мире других людей  Учитель: Колесова Людмила Николаевна МОБУ СОШ №10 г.Якутска

Слайд 2ЗАДАНИЕ1
Тоска…
Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении

ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.
ЗАДАНИЕ1Тоска…    Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова,

Слайд 3Что говорят нам словари? 
ТОСКА (теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная

тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. (словарь В. Даля)
ТОСКА́, -и, ж.1. Душевная тревога, уныние. 2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)

Что говорят нам словари? ТОСКА (теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль,

Слайд 4Это название рассказа А. П. Чехова. Почему оно кажется необычным для

этого писателя? Судя по названию, это не юмористический рассказ. В чем особенность серьезного рассказа Чехова, над этим сегодня будем размышлять.

    Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?

Это название рассказа А. П. Чехова.  Почему оно кажется необычным для этого писателя? Судя по названию, это

Слайд 5Чтение рассказа
Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками»,

и посмотрим, к каким писателям относится А. Чехов – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.
Чтение рассказа  Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится

Слайд 6Корзина идей
В какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди?
не интересно,
думают

о своем,
не считаются с твоей точкой зрения,
игнорируют сознательно,
не хотят…
Корзина идейВ какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди?не интересно,думают о своем,не считаются с твоей точкой

Слайд 7Вывод
Люди глухи!


Люди глухи?


Люди глухи…


ВыводЛюди глухи!        Люди глухи?

Слайд 8Что будет дальше и почему? Кому поведаем печаль мою?.. 

Посмотрим, как эту проблему, проблему людской глухоты, решает А.П. Чехов в рассказе «Тоска»
Что будет дальше и почему? Кому поведаем печаль мою?..    Посмотрим, как эту проблему, проблему людской

Слайд 9Чтение 1 части рассказаА.П.Чехова «Тоска»
Вечерние сумерки. Крупный

мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнётся. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашёл нужным стряхивать с себя снег… Его лошадёнка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…
Чтение 1 части рассказаА.П.Чехова «Тоска»    Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только

Слайд 10- С описания чего начинается рассказ? 
С описания природы.

Мокрый снег ложится лениво на все вокруг и на Иону…
- С описания чего начинается рассказ?    С описания природы. Мокрый снег ложится лениво на все

Слайд 11Где происходят события? 
Городской пейзаж.
Это пейзаж – настроения.

Для чего он дается автором?

(На его фоне раскрываются душевные переживания героя)
Где происходят события?    Городской пейзаж. Это пейзаж – настроения. Для чего он дается автором? (На

Слайд 12Вопросы
Кто является героем произведения?
Почему в таком состоянии  мы видим

Иону Потапова?
Ваш прогноз.
Вопросы Кто является героем произведения? Почему в таком состоянии  мы видим Иону Потапова?Ваш прогноз.

Слайд 13Далее…
Иона и его лошадёнка не двигаются с места уже давно. Выехали

они со двора ещё до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает своё место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона.— Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облеплённые снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
— На Выборгскую! — повторяет военный.— Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дёргает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега… Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места…
— Куда прёшь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из тёмной, движущейся взад и вперёд массы.— Куда черти несут? Пррава держи!
— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошадёнки. Иона ёрзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
Далее…Иона и его лошадёнка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора ещё до обеда,

Слайд 14Чтение
— Какие все подлецы! — острит военный.— Так и норовят

столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
— Что? — спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит:
— А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер.
— Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.
— Сворачивай, дьявол! — раздаётся в потёмках.— Повылазило, что ли, старый пёс? Гляди глазами!
— Поезжай, поезжай…— говорит седок.— Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжёлой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнётся… Мокрый снег опять красит набело его и лошадёнку. Проходит час, другой…

Чтение — Какие все подлецы! — острит военный.— Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь

Слайд 15Вопрос
Видим ли мы в рассказе портрет героя?


-Нет, описано внутренне состояние

Вопрос Видим ли мы в рассказе портрет героя?-Нет, описано внутренне состояние

Слайд 16Вопрос
Как автор передает состояние Ионы? 
-Не понимает, что делает;
-не может

сказать.
Вопрос Как автор передает состояние Ионы? -Не понимает, что делает; -не может сказать.

Слайд 17Вопрос
В чем причина горя, тоски? 





Сын умер…

Вопрос В чем причина горя, тоски?  Сын умер…

Слайд 18Вопрос
 Как реагирует военный?
Слышит ли на рассказ Ионы о смерти сына?

-Барин произносит дежурную фразу. Больше не слушает Иону.

Почему?
Вопрос  Как реагирует военный?Слышит ли на рассказ Ионы о смерти сына? -Барин произносит дежурную фразу. Больше не

Слайд 19Вопрос
Усиливает ли автор состояние тоски, горя?
Какая пейзажная деталь об этом

говорит? 


-Иону опять занесло снегом.
Вопрос Усиливает ли автор состояние тоски, горя? Какая пейзажная деталь об этом говорит? -Иону опять занесло снегом.

Слайд 20Вопрос
Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? 

Вопрос Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? 

Слайд 21«Дерево предсказаний»
Ваши рассуждения…
Думайте!

«Дерево предсказаний»Ваши рассуждения…Думайте!

Слайд 22Чтение рассказа
По тротуару, громко стуча калошами и

перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.
— Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом горбач.— Троих… двугривенный!
Иона дёргает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены… Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки… Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и попрёков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.
— Ну, погоняй! — дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы.— Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всём Петербурге не найти…
Чтение рассказа    По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое

Слайд 23Чтение рассказа
Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь

горбача. Он слышит обращённую к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается ещё раз и бормочет:
— А у меня на этой неделе… тово… сын помер!
— Все помрём…— вздыхает горбач, вытирая после кашля губы.— Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезёт?
— А ты его легонечко подбодри… в шею!
— Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
Чтение рассказаИона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращённую к нему

Слайд 24Чтение
— Гы-ы… гы-ы…— хохочет Иона.— Какая есть…
— Ну ты, какая

есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..
— Голова трещит…— говорит один из длинных.— Вчера у Дукмасовых мы вдвоём с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.
— Не понимаю, зачем врать! — сердится другой длинный.— Врёт, как скотина.
— Накажи меня бог, правда…
— Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.
— Гы-ы! — ухмыляется Иона.— Ве-есёлые господа!
— Тьфу, чтоб тебя черти!..— возмущается горбач.— Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка её кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько её!

Чтение — Гы-ы… гы-ы…— хохочет Иона.— Какая есть…— Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу

Слайд 25Вопросы
- Кто следующие пассажиры? 
(Трое молодых людей).

Чего ему теперь хочется, чего

не хватает?
(Внимания и сопереживания.
Одиночество подобно прилипчивому снегу, от него невозможно избавиться.)

-Какая деталь подтверждает наши наблюдения? 
(«Троих… двугривенный! Иона дёргает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены… Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки…»)

Что отвечают молодые люди, когда извозчик заговорил о сыне? («Все помрем»). Почему они так говорят? 
(Молодость, равнодушие)

Стали ли они слушать дальше?
 (Нет).

-Стало ли легче Ионе после разговора с молодыми людьми?
(«Утихшая ненадолго тоска появляется вновь…»).

Вопросы - Кто следующие пассажиры? (Трое молодых людей).Чего ему теперь хочется, чего не хватает? (Внимания и сопереживания.Одиночество подобно

Слайд 26Вопросы
-Как рисует автор тоску? Для чего? 
(Автор использует преувеличение, чтобы показать

масштаб, глубину, искренность чувств).
- Что будет дальше? Кто же его выслушает?
Вопросы -Как рисует автор тоску? Для чего? (Автор использует преувеличение, чтобы показать масштаб, глубину, искренность чувств).- Что будет

Слайд 27Чтение рассказа
Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.

Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.
— Десятый… Чего же стал здесь? Проезжай!
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдаётся тоске… Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дёргает вожжи… Ему невмоготу.
«Ко двору,— думает он.— Ко двору!»
И лошадёнка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустячаса полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота… Иона глядит на спящих, почёсывается и жалеет, что так рано вернулся домой…
«И на овёс не выездил,— думает он.— Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий своё дело… который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен…»
Чтение рассказаИона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.— Милый, который теперь час будет? —

Слайд 28Чтение
В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и

тянется к ведру с водой.
— Пить захотел? — спрашивает Иона.
— Стало быть, пить!
— Так… На здоровье… А у меня, брат, сын помер… Слыхал? На этой неделе в больнице… История!
Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется… Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он ещё путём не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой… Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья… И про неё нужно поговорить… Да мало ли о чём он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать… А с бабами говорить ещё лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

Чтение В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.— Пить

Слайд 29Вопросы
К кому еще обращается Иона
 (К дворнику, молодому извозчику).

Почему они не

слушают его? 
(Некогда, спросонья).
Зачем А.П. Чехов «заставляет» молодого извозчика пить воду?
 (Жажда сильна, как сильно желание рассказать).
Вопрос-прогноз: - Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? Обращаемся к «Дереву предсказаний» (Лошади) Почему? 
Вопросы К кому еще обращается Иона (К дворнику, молодому извозчику).Почему они не слушают его? (Некогда, спросонья).Зачем А.П. Чехов «заставляет»

Слайд 30Вопрос-прогноз
- Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? 

Вопрос-прогноз- Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? 

Слайд 31Чтение рассказа
«Пойти лошадь поглядеть,— думает Иона.— Спать всегда успеешь… Небось, выспишься…»
Он

одевается и идёт в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нём можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…
— Жуёшь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя её блестящие глаза.— Ну, жуй, жуй… Коли на овёс не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То настоящий извозчик был… Жить бы только…
Иона молчит некоторое время и продолжает:
— Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить… Ведь жалко?
Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина…
Иона увлекается и рассказывает ей всё…
Чтение рассказа«Пойти лошадь поглядеть,— думает Иона.— Спать всегда успеешь… Небось, выспишься…»Он одевается и идёт в конюшню, где

Слайд 32
  - Вот и закончился этот рассказ Чехова. Интересно ли было его

читать? Чему вы удивлялись, читая рас
сказ?
Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» — и если помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

- Взгляд Чехова на человека оптимистичен или пессимистичен?
 - Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что бы вы сделали на месте пассажиров Ионы? 

- Чтобы мы посоветовали себе и другим людям, проходящим мимо горя людского?
  - Вот и закончился этот рассказ Чехова. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?Рассказ

Слайд 33
  - Вот и закончился этот рассказ Чехова. Интересно ли было его

читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?
- Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?
- Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» — и если помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?
- Взгляд Чехова на человека оптимистичен или пессимистичен?
 - Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что бы вы сделали на месте пассажиров Ионы? 
- Что бы мы посоветовали себе и другим людям, проходящим мимо горя людского?
  - Вот и закончился этот рассказ Чехова. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?-

Слайд 34Выводы
В рассказе «Тоска» писатель освещает проблемы одиночества человека в обществе,

взаимного непонимания людей, отчуждения их. Для того чтобы возвратить нормальность человеческих отношений и целостность бытия, самое важное — быть сострадательными, уважать ближних.
И в этом одна из тайн чеховского искусства. Вы еще встретитесь с ним.
Чеховские произведения  лишены учительства. Чехов не собирался учить, навязывать свое мнение. Современные Чехову критики порой обвиняли его в объективизме. Дескать, он не обвиняет, не ругает, не жалеет… А разве не жалко нам Иону и других героев? Чехов так подает их образы в рассказах, что сердце читателя сжимается. В его произведениях доверие к читателю, разговор на равных, расчет на отзывчивость, впечатлительность, жизненную наблюдательность, сопереживание.
Чеховские рассказы имеют открытый финал. Писатель надеется на то, что у читателя откроется »второе зрение», и он будет видеть между строк. С этим связано домашнее задание.

Выводы В рассказе «Тоска» писатель освещает проблемы одиночества человека в обществе, взаимного непонимания людей, отчуждения их. Для того

Слайд 35Сочинение-рассуждение
«Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?»

Сочинение-рассуждение«Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть