Слайд 1Своеобразие лирики А.А.Фета
« Он – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в
искусстве, в мысли».
В.Я.Брюсов
В.Я.Брюсов
Слайд 2
В начале 1820 года в Германии,
в Дармштадте, лечился 44-летний русский отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин, богатый орловский помещик. В доме местного оберкригскомиссара Карла Беккера он познакомился с его дочерью, 22-летней Шарлоттой, бывшей замужем за мелким чиновником Иоганном Фётом. Осенью того же года она бросила мужа и дочь и бежала с Шеншиным в Россию. Шарлотта была уже беременна, но обвенчалась со своим любовником по православному обряду и взяла себе имя Елизавета Петровна Шеншина. Вскоре в семье родился мальчик, который был записан в метриках как сын Шеншина.
Слайд 3
В 1838 году А. Фёт
(именно так
звучит
настоящая фамилия поэта)
поступил в Московский
университет.
Здесь он находит сторонников и друзей. В студенческие годы у Фета возникла дружба с Аполлоном Григорьевым, который познакомил Фета с Владимиром Соловьевым, Яковом Полонским и другими литераторами.
Слайд 4
В это время и происходит "рождение поэта"
- 18-летний "Афоня", как звали его друзья, начинает писать стихи, которые помещает в специальную "желтую тетрадь". Первый "студенческий" сборник вышел в 1840 г. под инициалами "А. Ф.", и назывался он "Лирический пантеон». Отзывы Белинского послужили Фету «путевкой» в литературу.После выхода "Лирического пантеона" два крупнейших журнала 40-х г.г.
19 в.: "Москвитянин" и "Отечественные Записки" - стали охотно печатать стихотворения молодого поэта.
Слайд 5
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце
встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Слайд 6
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро
дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней,
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
Слайд 7
В 1845 году, после окончания университета, он
покинул Москву и поступил на службу в один из провинциальных полков, расквартированных в Херсонской губернии.
Слайд 8
Еще во время армейской службы на Украине,
гостя у своих друзей Бржеских в Березовке, Фет познакомился в соседнем поместье с одаренной музыкантшей Марией Лазич. Девушка была страстной поклонницей поэзии
Фета, а лирик, в свою очередь, восхищался ее красотой и музыкальными способностями. Взаимное восхищение вскоре переросло в глубокое чувство.
Слайд 9
Ныне первый мы слышали гром,
Вот повеяло сразу теплом.
И пришло мне на
память сейчас,
Как вчера ты измучила нас.
Целый день, холодна и бледна,
Ты сидела безмолвно одна;
Вдруг ты встала, ко мне подошла
И сказала, что все поняла:
Что напрасно жалеть о былом,
Что нам тесно и тяжко вдвоем,
Что любви затерялась стезя,
Что так жить, что дышать так нельзя,
Что ты хочешь, - решилась, - и вдруг
Разразился весенний недуг,
И, забывши о грозных словах,
Ты растаяла в жарких слезах.
Слайд 10
Alter Ego
Как лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла
над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья,-
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?
Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Та трава, что вдали, на могиле твоей,
Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.
У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!
Слайд 11
Поэтому фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок. Это
можно проследить в стихах:
«Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» 1850.
«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» 1854.
«Напрасно!» 1852.
«Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886.
«Когда читала ты мучительные строки» 1887.
«Старые письма»1859.
«Ты отстрадала, я еще страдаю» 1878
Слайд 12
К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются
и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго — Фет.
Слайд 13
Так как особенностью лирики Фета является
ее музыкальность, то стихи Фета уподобляют не только песням, но и произведениям живописи, а именно полотнам художников импрессионистов, за умение автора изображать предметы не в целостности, а в мгновенных, случайных фрагментах. Ярким примером стихотворения, написанного в стиле импрессионизма, является стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."(1850)
Слайд 14
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного
ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Слайд 15
В 1853 г. в судьбе поэта
совершился крутой поворот: ему удалось перейти в гвардию, в лейб-уланский полк, расквартированный под Петербургом. Получив возможность часто бывать в Петербурге, Фет сблизился с новой редакцией «Современника» – Н.Некрасовым, И.Тургеневым, А.Дружининым, В.Боткиным.
Слайд 16
В 1857 году в Париже он женился
на дочери весьма состоятельного московского торговца чаем , на некрасивой, но богатой женщине
Марии Петровне Боткиной.
Слайд 17
В 1858 году поэт вышел в отставку
и поселился в Москве. Видимо, приданое Марии Петровны показалось ему недостаточным, и он решил пополнить полученный «сундук с червонцами» гонорарами от своей литературной деятельности. Фет проявлял потрясающую работоспособность, издавая невероятное количество новых произведений, качество которых оставляло желать лучшего.
Слайд 18
В 1862 году в журнале «Русский вестник» Каткова стало
снова появляться имя Фета, но под произведениями совсем нового для него жанра — статьями о «земледельческом деле».
Хозяином-землевладельцем Фет оказался хорошим, проявив в этом, совсем новом для него деле чрезвычайную практическую сметливость и присущие ему исключительные способности.
Слайд 19
«Я никогда не слышала от Фета, чтобы он интересовался чужим
внутренним миром, не видала, чтобы его задели чужие интересы. Я никогда не замечала в нем проявления участия к другому и желания узнать, что думает и чувствует чужая душа», — писала о поэте сестра жены Льва Толстого Т.А. Кузминская — женщина, которой Фет посвятил одно из своих самых прославленных творений — стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…».
Слайд 20
Сияла ночь. Луной
был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Слайд 21
В его стихах о любви открывается
большой мир переживаний, свойственных каждому человеку. Так, это стихотворение - не только о чувстве Фета к милой молодой Т.Кузминской, а о высокой человеческой любви вообще.
Слайд 22
Между Шеншиным- человеком и Фетом – поэтом существовала пропасть.
Эта двойственность поражала всех.
Но резкое различие между жестким, корыстолюбивым, тщеславным и пессимистичным Фетом, каким его знали окружающие, и его лирически-проникновенными стихами удивляло многих.