Слайд 1
По страницам сказов
Павла Петровича Бажова
Выполнила:
Скобина Валерия,
9 «В» класс,
Государственное бюджетное
общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 932»
Слайд 2Цель – развитие эмоционально-чувственного и ценностного отношения к окружающему миру как
основы формирования экологического сознания.
Задачи:
Раскрыть красоту Урала.
Показать, как в сказах отражается любовь человека труда к родной природе и как силы природы учат человека жить по законам гармонии с окружающим миром
Слайд 31.Слово о сказителе
2.Человек и природа
3. Богатство красок
4. Язык. Речь
Слайд 4Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г. в городе Сысерть,
недалеко от Екатеринбурга. Фамилия Бажов – редкая. Таит в себе что-то притягательное, чудесное. На Севере слово «бажить» распространено. Павел Петрович рассказывал: «Бажить – самое ходовое северное слово. Оно означает ворожить».
«Колдун уральский бородатый», – сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. «У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов – Колдунков Егорша. А без бороды – что за колдун?» – вспоминает друг П. Бажова Евгений Пермяк.
Слово о Павле Петровиче Бажове
Слайд 5Имя П.П. Бажова неотделимо от Урала, от уральской природы, истории, культуры и
самосознания уральцев. События, отраженные в сказах писателя, разворачиваются на его малой родине, в пределах Сысертского заводского округа.
Урал - экзотическим край, где возможна собственная мифология. Такая мифология действительно существовала – только принадлежала она хантам, манси, марийцам и другим народностям, населявшим Урал с древних времён.
Слайд 6 Ещё мальчишкой Павел Петрович Бажов впервые услышал интересную историю о тайнах
Медной горы. Хорошими рассказчиками были сысертские старики - лучшим из них был Василий Алексеевич Хмелинин. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.
Слайд 7
Сказ
Бажов нашёл свой, непохожий на другие жанр в литературе – сказ,
который в истоке своём имеет жизненный факт, жизненную историю, жизненный случай.
В сказе всегда слышится голос рассказчика-дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок. Старик рассказывал о Хозяйке Медной горы, о девке Азовке, о волшебном змее Полозе. Эти образы стали основой сказов «Малахитовой шкатулки».
Слайд 8В сказах П.П. Бажова соединились воедино фантастика и реальность, история прошлого
Урала и мифы уральских горняков, которые передавались из уст в уста на протяжении многих столетий
Слайд 9В 1939 году появилась книга «Сказы старого Урала» - «Малахитовая шкатулка».
Книга – новаторская не только по тому времени. И теперь она – редкостное явление, уникальное по жанру, и по стилистике. И по человеческой направленности, поэтичности.
Слайд 10
Человек и природа
Павел Петрович воспевает творческий труд и человека труда, а
в процессе труда — особенно в таких его отраслях, как горнодобывающее, металлургическое производство и камнерезное искусство — человек вступает в непосредственный контакт с природой.
Именно форма содружества с природой наиболее целесообразна с экологической точки зрения, и это проходит красной нитью по всем сказам «Малахитовой шкатулки». Мастер находит себя, чувствует удовлетворение от своего труда именно в тех случаях, когда он действует в согласии с окружающей природой.
Слайд 11Человек и природа
В сказах поэтически выражено отношение человека к природе через
дружбу горщиков с «тайной силой» — Хозяйкой Медной горы, которая обучала горных мастеров; с ящерками, с Великим Полозом — огромным змеем, во власти которого находится всё золото, с его дочками Змеевками, с бабкой Синюшкой, которая охраняет колодец, а в нем камни-самоцветы, Голубой змейкой, Огневушкой-Поскакушкой, козликом Серебряное Копытце. Герои сказов не преклоняются перед тайнами природы, не объявляют их непознаваемыми. Они не противостоят силам природы, а работают с ними в тесном содружестве, используют их, чтобы показать, насколько богата и разнообразна природа, сколько благ она может подарить человеку при правильном, бережном отношении к ней.
Слайд 12Богатство красок
Читателя поражает цветовое богатство сказов П.П. Бажова. В них даётся богатое
переплетение цветов: вохряные блики и пламенеющая киноварь, певучий синий цвет рядом с мерцающим золотом, многообразные оттенки и переливы зеленого и, наконец, контрастные сочетания черного и белого — такова гамма красок в сказах «Малахитовой шкатулки». Все это открывает глаза внимательного читателя на красоту русской природы, красоту Урала и заставляет по-новому взглянуть на привычное природное окружение, понять его ценность.
Великий полоз
Слайд 14Цвет в сказе
«Медной горы Хозяйка»
Цвет волос, заплетённых в косу –
«сиза -чёрный». Не сизый и не чёрный, но сиза - чёрный. То есть чёрный, но отливающий, играющий металлическими оттенками. Здесь автор обращает наше внимание на загадочность цвета волос и предупреждает: увидел, вдруг проснувшийся молодой рабочий не просто девицу, но девицу загадочную… Не зря же и ленты в косе не то красные, не то зелёные, а сквозь них «светеют» и «этак позванивают, будто листовая медь». Медь! Она играет на солнце то красноватым, то зеленоватым цветом… Но здесь «светеют», «позванивают»… Конечно же, не из шёлковой материи ленты. Те не звенят, не позванивают, и не «светеют», то есть не отбрасывают оттенки своего цвета как чистый металл в лучах солнца.
Слайд 15Богатство красок
Сказы Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан
в духе народной живописи, народной уральской вышивки – цельный, густой, спелый.
Слайд 16Цветовое богатство сказов не случайно.
Оно порождено красотой русской природы, красотой
Урала.
Павел Петрович Бажов щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, её насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.
Слайд 17Речь. Язык
Бажовский язык сказов – это язык народов, населявших Урал.
Образом
и источником художественного мастерства было для Бажова устное народное творчество. Бажов не раз говорил о себе как о писателе, «работающем в фольклоре».
Речь автора богата такими художественными средствами, как пословицы, поговорки, фразеологизмы, в сказах много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, много диалектных слов и устаревших.
Самобытные яркие слова создают неповторимый фольклорный колорит.
Огневушка - Поскакушка
Слайд 18Заключение
Главный смысл сказов П.П.Бажова именно в убежденности, что добросердечные, доброжелательные
люди, в которых нет алчности, жадности, зависти и злости, приятны волшебной силе. Сила эта – жизненный ответ природы, её красоты и волшебства. Ответ как благодетельное вознаграждение за терпение, за трудолюбие, за личное стремление человека быть добродетельным к другому человеку. За готовность человека быть верным сыном своей Земли, своего Отечества. Именно такому человеку открывается Красота во всех её проявлениях и природных формах.