Презентация, доклад по литературе на тему Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (10 класс)

Содержание

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания сказок Салтыкова-Щедрина, раскроем их тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок сатирика.

Слайд 1М.Е. Салтыков-Щедрин "Сказки"

М.Е. Салтыков-Щедрин

Слайд 2
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания сказок Салтыкова-Щедрина, раскроем их

тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок сатирика.
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания сказок Салтыкова-Щедрина, раскроем их тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие

Слайд 3ПЛАН УРОКА.
История создания.
Жанровое своеобразие.
Основные темы.
Проблематика.
Художественные особенности.

ПЛАН УРОКА.История создания.Жанровое своеобразие.Основные темы.Проблематика.Художественные особенности.

Слайд 4История создания
Первые три сказки («Повесть о том как

один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.
Далее их число увеличилось до 30.
Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
История создания   Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала

Слайд 5Жанровое своеобразие
В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с

русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы:
зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.
Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Жанровое своеобразие   В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в

Слайд 6Аллегория – иносказание
Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках.

«Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»).
Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
Аллегория – иносказаниеЗачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве,

Слайд 7Основные темы
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но

и общие темы.
Тема власти: («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции :(«Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа: («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
Тема общечеловеческих пороков: («Христова ночь»)

«Орел-меценат»

Основные темы   Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.Тема власти: («Дикий помещик»,

Слайд 8Проблематика
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в

котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако, в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

«Премудрый пискарь» 2Премудрый пискарь

Проблематика   Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е

Слайд 9Художественные особенности
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония,

гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

«Медведь на воеводстве»

Художественные особенности   Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в

Слайд 10Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая

сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)

Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)

Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)

Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря,

Слайд 11Заключение
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой,

В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
ЗаключениеК жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок

Слайд 12«Дикий помещик»

«Дикий помещик»

Слайд 13«Повесть о том как один мужик двух
генералов прокормил»

«Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 14«Премудрый пискарь»

«Премудрый пискарь»

Слайд 15«Верный Трезор»

«Верный Трезор»

Слайд 16«Ворон-челобитник»

«Ворон-челобитник»

Слайд 17«Медведь на воеводстве»

«Медведь на воеводстве»

Слайд 18«Орел-меценат»

«Орел-меценат»

Слайд 19Домашнее задание:
Выполнить письменный анализ самостоятельно выбранной сказки:

План анализа:
1. Основная тема сказки (о чем?).
2. Главная мысль сказки (зачем?).
3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
4. Сатирические приемы, использованные автором.
5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Домашнее задание:Выполнить письменный анализ самостоятельно выбранной сказки:      План анализа:1. Основная тема сказки

Слайд 20Автор разработки:
Нечипоренко Любовь Николаевна, преподаватель Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства

Автор разработки:Нечипоренко Любовь Николаевна, преподаватель Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть