Презентация, доклад по литературе на тему Символика цвета в романе Мастер и Маргарита М. Булгакова

Для того чтобы читатель лучше воспринимал произведение, лучше понимал и ощущал настроение текста, Булгаков использует художественную деталь, одной из составных частей которой является цветовое «оформление».Цвета в своём применении универсальны: они могут сообщать читателю и некоторые мысли,

Слайд 1Символика цвета в романе “Мастер и Маргарита”

Символика цвета в романе “Мастер и Маргарита”

Слайд 2Для того чтобы читатель лучше воспринимал произведение, лучше понимал и ощущал

настроение текста, Булгаков использует художественную деталь, одной из составных частей которой является цветовое «оформление».

Цвета в своём применении универсальны: они могут сообщать читателю и некоторые мысли, и передавать настроение, ощущения.

Если говорить о романе «Мастер и Маргарита», то в нём встречаются желтый, зелёный, синий, красный, рыжий, золотой цвета, но чаще всего – чёрный и белый.

Для того чтобы читатель лучше воспринимал произведение, лучше понимал и ощущал настроение текста, Булгаков использует художественную деталь,

Слайд 3Желтый цвет
«желтый дом», «желтый билет», «желтая пресса»;
«Она несла в руках

отвратительные, тревожные желтые цветы»;
«Абрикосовая вода дала обильную желтую пену»;
«Вбежала собака, оскалив чудовищные желтоватые клыки».



«Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по её следам». Здесь речь идёт о преддверии знакомства Мастера с Маргаритой. Знак стал символом приходящей любви.

желтый

•тепло
•любовь

•тревога
•ложь

Желтый цвет«желтый дом», «желтый билет», «желтая пресса»; «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы»;«Абрикосовая вода дала

Слайд 4Зеленый цвет
«зелёный глаз, у него совершенно безумен»;
«Между глазными яблоками и закрытыми

веками проплывали коричневые пятна с огненно-зелёным ободком»;
«Рука её стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью».

В тексте зелёный цвет часто сопровождает появление Воланда или приближение гибели. Можно предположить, что значение цвета в этом случае заключается не в приобретении надежды, а в колдовстве, магии.

зеленый


•надежда
•покой

•колдовство
•смерть

Зеленый цвет«зелёный глаз, у него совершенно безумен»;«Между глазными яблоками и закрытыми веками проплывали коричневые пятна с огненно-зелёным

Слайд 5Роль цвета глаз в характеристике Воланда
В описании внешности Воланда можно выделить

разноцветные глаза. Описание глаз - это важнейшее средство для создания психологического портрета персонажа.

Основные оттенки глаз Воланда:
черный и зеленый.


•Возрождение
•Бессмертие

•Мудрость
•Стремление к познанию

Роль цвета глаз в характеристике ВоландаВ описании внешности Воланда можно выделить разноцветные глаза. Описание глаз - это

Слайд 6

Белый и черный

Белый цвет представляет собой символ чистоты, чего-то возвышенного, величественного.

Чёрный цвет символизирует не только колдовство и истинное зло, но и надвигающуюся беду, в качестве которой обычно предстаёт смерть.

Черный – противоположность белому. Там где белый – начало, черный – конец.
«Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись впереди напоённой чёрной влагой и огнём тучи»

Белый и

Слайд 7 Синий цвет

Синий цвет

устойчиво маркирован как цвет смерти, а также чародейства – его носят мстители и убийцы, а также герои, стремящие навстречу смерти; его носят колдуньи и ясновидцы.





С другой стороны синий цвет выступает не только как воплощение смерти; но и в благой своей ипостаси он отчетливо связан с потусторонним миром. В данном случае синий цвет символизирует божественность.

Синий цветСиний цвет устойчиво маркирован как цвет смерти, а

Слайд 8В романе опасность, тревога и в то же время некоторая магичность

чувствуются в вещах и предметах, окрашенных синим.
Именно синим был переплёт «какой-то книжечки» в руках Воланда, именно этим цветом «сверкнул бриллиантовый треугольник» на крышке его портсигара.

Этот цвет также многое рассказывает о положении, в котором оказался Бездомный, когда его поместили в лечебницу: «За ними стал, виден коридор, освещённый синими ночными лампами». Здесь он символизирует ловушку, которая захватила героя и из которой уже ему не выбраться, если он, хоть немного промедлит.

Символом божественности синий выступает в качестве лунного света, который освещает дорогу, по которой шествуют Иешуа и Понтий Пилат.
В романе опасность, тревога и в то же время некоторая магичность чувствуются в вещах и предметах, окрашенных

Слайд 9Золотой цвет
Золотой цвет-символ вечной жизни, силы и всего высшего или могущественного,

роман «Мастер и Маргарита» подтверждает эту теорию. В романе золотой цвет применяется лишь по отношению к по-настоящему выдающимся личностям, обладающим большой властью и могуществом.
Например: «Пилат Понтийский, всадник Золотое копьё»,
...во время допроса Пилату вместо головы Га-Ноцри померещилась другая голова, на которой был золотой венец, золотые часы, портсигар и коронки на зубах Волонда.
Золотой цветЗолотой цвет-символ вечной жизни, силы и всего высшего или могущественного, роман «Мастер и Маргарита» подтверждает эту

Слайд 10Один из самых выразительных образов в романе - плащ Понтия Пилата.

Кроваво красный подбой плаща Пилата, вдобавок к тому, отраженный в «черно-красной луже вина из разбитого кувшина» перед ним, настраивает читателя на соответственное восприятие его малодушного молчания как кровавого преступления.
Красный цвет также является символом горячей, страстной любви. Вот почему Мастер и Маргарита любили сидеть у огня.

Красный цвет

Символические значения красного цвета очень многообразны и, порой, противоречивы. Он обозначает власть, величие, а с другой стороны- радость, любовь и полноту жизни.

Один из самых выразительных образов в романе - плащ Понтия Пилата. Кроваво красный подбой плаща Пилата, вдобавок

Слайд 11Рыжий цвет
Азазелло:«маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с

торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того мерзкую физиономию», «и при этом ещё огненно-рыжий», как пишет Булгаков.
Рыжей была и мёртвая женщина, покушавшаяся на жизнь Римского. Вероятнее всего, автор описывает указанных персонажей именно с помощью рыжего, дьявольского цвета с целью показать их принадлежность миру теней, дьяволу, мировому злу.
«Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек», – так описывает Булгаков Ивана Николаевича Бездомного.В этом случае значение цвета точно не определено.
Рыжий цветАзазелло:«маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и

Слайд 12Заключение
Цвета, используемые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», выбраны писателем не

случайно, а с определённой целью, заключающейся в придании деталям какого-то конкретного смысла. Значение цветов зачастую зависит от того, каким образом автор описывает окружающие элементы и в каком сочетании предстают перед нами те или иные образы.
Данный вид художественной детали способствует пониманию читателем характеров определённых персонажей, их привычки, достоинства или недостатки, а также их роль в повествовании и в понимании идеи и проблемы какого-либо эпизода или целого романа.
ЗаключениеЦвета, используемые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», выбраны писателем не случайно, а с определённой целью, заключающейся

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть