Презентация, доклад по литературе на тему Серебряный век (11 класс)

Содержание

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,И обливаясь черной кровью,Она глядит, глядит, глядит в тебяИ с ненавистью, и с любовью!..А.Блок

Слайд 1Конец века, или русский Ренессанс…

Конец века, или русский Ренессанс…

Слайд 2Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит,

глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..
А.Блок
Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,И обливаясь черной кровью,Она глядит, глядит, глядит в тебяИ с ненавистью, и

Слайд 3Цели урока:
показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца XIX

– начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;
дать представление об основных тенденциях в искусстве конца XIX – начала XX вв.;
воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре
Цели урока:показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX вв. с историческими

Слайд 4Основные вопросы лекции
1. Основные тенденции общественной и социальной жизни России на

рубеже веков;
2. Русская философия серебряного века;
3. Особенности искусства конца XIX – начала XX веков;
4. Особенности русской литературы конца XIX – начала XX веков

Основные вопросы лекции1. Основные тенденции общественной и социальной жизни России на рубеже веков;2. Русская философия серебряного века;3.

Слайд 5Историческая обстановка
1890-е – экономический рост, реформы Витте;
1894 – начало царствования Николая

II;
С 1902 – массовое создание политических партий;
1904 -1905 – русско-японская война;
1905 -1907 – первая русская революция;
1914 – начало Первой мировой войны;
1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция

Историческая обстановка1890-е – экономический рост, реформы Витте;1894 – начало царствования Николая II;С 1902 – массовое создание политических

Слайд 6Лексическая работа
Ренессанс;
Серебряный век;
Декаданс
Модернизм:
символизм
акмеизм
футуризм

Лексическая работа Ренессанс;Серебряный век; ДекадансМодернизм: символизм акмеизм футуризм

Слайд 7Ренесса́нс
(от франц. Renaissance) 
м.
Период бурного расцвета науки и искусства в ряде стран Европы, наступивший после средневековья

и породивший жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создавший замечательные образцы реалистического искусства; Возрождение.
разг. Эпоха расцвета, подъема в развитии науки и искусства какой-л. страны.

Ренесса́нс (от франц. Renaissance) м.Период бурного расцвета науки и искусства в ряде стран Европы, наступивший после средневековья и породивший жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создавший

Слайд 8Серебряный век (1890-1920)
Серебряный век - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего

взлет русской культуры к концу 19-20 вв.

Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален» определяют значение этого феномена.

Серебряный век (1890-1920) Серебряный век - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры к концу

Слайд 9Декаданс («УПАДОК»)
В основу направления легли учения немецких философов Ф. Ницше и

А. Шопенгауэра
Мысль о полном бессилии человека перед роковыми таинственными силами, господствующими в мире
Культ искусства для искусства, прославление индивидуализма, аморализма, отрицание идеалов, разочарование.
Декаданс («УПАДОК»)В основу направления легли учения немецких философов Ф. Ницше и   А. ШопенгауэраМысль о полном

Слайд 10Декаданс в живописи
Эдвард Мунк, 1893 (жанр абстракционизм)

Декаданс в живописи Эдвард Мунк, 1893 (жанр абстракционизм)

Слайд 11Чёрный квадрат Малевича
Направление супрематизм

Чёрный квадрат Малевича Направление супрематизм

Слайд 12Модерни́зм
(лат. modernus — «современный, недавний») 
направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся:
разрывом с предшествующим

историческим опытом художественного творчества,
стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве,
непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью стиля.
Модерни́зм(лат. modernus — «современный, недавний») направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся:разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить

Слайд 13Модернизм в живописи
Ван Гог «Звездная ночь» (стиль постимпрессионизм)

Модернизм в живописиВан Гог «Звездная ночь» (стиль постимпрессионизм)

Слайд 14Русская философия серебряного века
«… Мрак есть начало света…»
В. Соловьев

Русская философия серебряного века«… Мрак есть начало света…»В. Соловьев

Слайд 15 В.С. Соловьев

(1853-1900)

Н.А. Бердяев

(1874-1948)

В.С. Соловьев

Слайд 16 Ф.В. Ницше
(1844-1900)

В.В. Розанов

(1856-1919)

Ф.В. Ницше (1844-1900)      В.В. Розанов (1856-1919)

Слайд 17Направления в литературе
(Занесите в схему представителей течений)

Направления в литературе(Занесите в схему представителей течений)

Слайд 18Реалисты конца XIX века
Л.Н. Толстой 1828 – 1910)
А.П. Чехов (1860 –

1904)
Реалисты конца XIX векаЛ.Н. Толстой 1828 – 1910)А.П. Чехов (1860 – 1904)

Слайд 19Реалисты начала XX века
М. Горький (1868 – 1936)
И.А. Бунин (1870 –

1953)
Реалисты начала XX века М. Горький (1868 – 1936)И.А. Бунин (1870 – 1953)

Слайд 20«Художники и поэты… должны стать жрецами и пророками…»

В. Соловьев

«Художники и поэты… должны стать жрецами и пророками…»В. Соловьев

Слайд 21Символизм в живописи
Семашин Михаил. Графика

Символизм в живописиСемашин Михаил. Графика

Слайд 22Символизм и музыка (определите черты и настроения, свойственные музыке композитора)
А.Н. Скрябин (1871

– 1915)
Символизм и музыка (определите черты и настроения, свойственные музыке композитора)А.Н. Скрябин (1871 – 1915)

Слайд 23«Старшие символисты»
В.Я. Брюсов (1873-1924)
К.Д. Бальмонт (1867-1942)

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти

латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

Поэтика намёка и иносказания
Эстетизация смерти как бытийного начала
Знаковое наполнение обыденных слов
Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты
Отношение к слову как к шифру некой духовной тайнописи
изысканная образность, музыкальность, лёгкость слога

«Старшие символисты»В.Я. Брюсов (1873-1924)К.Д. Бальмонт (1867-1942)Тень несозданных созданийКолыхается во сне,Словно лопасти латанийНа эмалевой стене.Фиолетовые рукиНа эмалевой стенеПолусонно

Слайд 24 А.А. Блок (1880-1921)
«Младшие символисты»

А. Белый

(1880-1934)

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет…

А.А. Блок (1880-1921)«Младшие символисты»     А. Белый (1880-1934)Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый

Слайд 25Акмеисты
А.А. Ахматова (1889-1966)

Н.С. Гумилев (1886-1921)
Как беспомощно грудь холодела,
Но шаги

мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Освобождение поэзии от символистических призывов, возвращение ей ясности
Стремление придать слову определённое, точное значение
Поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека

Акмеисты А.А. Ахматова (1889-1966) Н.С. Гумилев (1886-1921)Как беспомощно грудь холодела,Но шаги мои были легки.Я на правую руку

Слайд 26Футуристы
В.В. Маяковский (1893-1930)
В.В. Хлебников (1885-1922)
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из

стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Культ техники и индустриальных городов
Отрицание гармонии как принципа искусства
Словесные деформации
Напряженный интерес к «самовитому» слову, к неологизму, к игровому началу
Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника
Пафос эпатажа

ФутуристыВ.В. Маяковский (1893-1930)В.В. Хлебников (1885-1922)Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде

Слайд 27Значение искусства Серебряного века
Небывалое разнообразие личных голосов
Свобода самовыражения и поведения художника
Открытие

новых измерений, новых ценностей
Показ внутреннего мира человека как величайшей ценности на земле
Большое значение придаётся слову, открываются новые способы словообразования и использования слова

Значение искусства Серебряного векаНебывалое разнообразие личных голосовСвобода самовыражения и поведения художникаОткрытие новых измерений, новых ценностейПоказ внутреннего мира

Слайд 28Домашнее задание
Выпишите и прокомментируйте по статье
Д. Мережковского

«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» определения и творческие принципы символистов;
Выпишите и прокомментируйте по статье Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма» его взгляды на сущность акмеизма.
Законспектируйте и проведите сравнительный анализ деклараций символизма Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова

Домашнее задание Выпишите и прокомментируйте по статье  Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть