Презентация, доклад по литературе на тему Русская словесность (9 класс)

Содержание

КАЖДОЕ СЛОВО НЕОБЪЯТНО, КАК ПОЭТ…  

Слайд 1Когда потеряют значенья слова и предметы,
На землю для их обновленья приходят

поэты…
  Новелла Матвеева


Учитель русского языка и литературы Фатеева С.В.

Когда потеряют значенья слова и предметы,На землю для их обновленья приходят поэты… 

Слайд 2 КАЖДОЕ СЛОВО НЕОБЪЯТНО, КАК ПОЭТ…  

КАЖДОЕ СЛОВО НЕОБЪЯТНО, КАК ПОЭТ…  

Слайд 319 ОКТЯБРЯ ЕЖЕГОДНО ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ, В КОТОРОМ УЧИЛСЯ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
19 ОКТЯБРЯ ЕЖЕГОДНО ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ, В КОТОРОМ УЧИЛСЯ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.

Слайд 4ЗДЕСЬ, В ЛИЦЕЕ, ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА ДЕРЖАВИН ВОСХИТИЛСЯ ЮНЫМ ПУШКИНЫМ, ЧИТАВШИМ

СВОЁ СТИХОТВОРЕНИЕ «ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ».
ЗДЕСЬ, В ЛИЦЕЕ, ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА ДЕРЖАВИН ВОСХИТИЛСЯ ЮНЫМ ПУШКИНЫМ, ЧИТАВШИМ СВОЁ СТИХОТВОРЕНИЕ «ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ».

Слайд 5Среди наставников были люди образованнейшие, чуждые казёнщине и зубрёжке, одержимые идеей

свободомыслия и истинной любовью к отечеству.
«Наставникам… за благо воздадим».

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
(А. Пушкин)
Среди наставников были люди образованнейшие, чуждые казёнщине и зубрёжке, одержимые идеей свободомыслия и истинной любовью к отечеству.«Наставникам…

Слайд 6ДРУЗЬЯ ПУШКИНА
Здесь он встретил лучших своих друзей: Дельвига, Пущина,

Кюхельбекера.

ДРУЗЬЯ ПУШКИНА  Здесь он встретил лучших своих друзей: Дельвига, Пущина, Кюхельбекера.

Слайд 7Ссылка в Михайловское.

Ссылка в Михайловское.

Слайд 8 Его посетили здесь три друга –
Горчаков, Пущин и

Дельвиг.
Его посетили здесь три друга – Горчаков, Пущин и Дельвиг.

Слайд 9ПУШКИН В СЕЛЕ МИХАЙЛОВСКОМ (ПУЩИН У ПУШКИНА)

ПУШКИН В СЕЛЕ МИХАЙЛОВСКОМ  (ПУЩИН У ПУШКИНА)

Слайд 10Прочитайте выразительно
в учебнике
отрывок из романа Ю. Тынянова «Пушкин»

Прочитайте выразительно в учебникеотрывок из романа Ю. Тынянова «Пушкин»

Слайд 1119 октября.
…Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но

многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

…Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
19 октября.…Я пью один, и на брегах НевыМеня друзья сегодня именуют...Но многие ль и там из вас

Слайд 12…Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с

трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет

…И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил…
…Из края в край преследуем грозой,Запутанный в сетях судьбы суровой,Я с трепетом на лоно дружбы новой,Устав, приник

Слайд 13Свободолюбивые мотивы
лирики А.С. Пушкина.

Семинар.
Запишите тему урока:

Свободолюбивые мотивы  лирики А.С. Пушкина. Семинар. Запишите тему урока:

Слайд 14 Просмотрите презентацию.
2. Ответьте, как вы понимаете тему урока?

Просмотрите презентацию.2. Ответьте, как вы понимаете тему урока?

Слайд 15Прочитайте статью «Чаадаев» и стихотворение
«К Чаадаеву».

Что нового вы узнали про

взаимоотношения
Пушкина и Чаадаева?

«К Чаадаеву».

Работа с текстом:

Прочитайте статью «Чаадаев» и стихотворение «К Чаадаеву».Что нового вы узнали про взаимоотношения Пушкина и Чаадаева?«К Чаадаеву».Работа с

Слайд 16Задание 3 стр. 45
Запишите определение послания:

ПОСЛАНИЕ – ЭТО …

Задание 3 стр. 45Запишите определение послания:ПОСЛАНИЕ – ЭТО …

Слайд 17Задание 3 стр. 45
Запишите определение послания:

ПОСЛАНИЕ – ЭТО поэтическое или публицистическое

произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин).

Задание 3 стр. 45Запишите определение послания:ПОСЛАНИЕ – ЭТО поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному

Слайд 18К Чаадаеву.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон,

как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Задание 2 стр. 45:
Выпишите слова, в которых заключается главная мысль стихотворения «К Чаадаеву».

К Чаадаеву.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

К Чаадаеву.Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман;Но в нас горит

Слайд 19К Чаадаеву.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон,

как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Задание 2 стр. 45:
Выпишите слова, в которых заключается главная мысль стихотворения «К Чаадаеву».

К Чаадаеву.Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман;Но в нас горит

Слайд 20ЗАДАНИЕ 4 СТР. 45
Выпишите из данного фрагмента слова, передающие движение души

лирического героя.

К Чаадаеву.

Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

ЗАДАНИЕ 4 СТР. 45Выпишите из данного фрагмента слова, передающие движение души лирического героя. К Чаадаеву.…Но в нас

Слайд 21ЗАДАНИЕ 4 СТР. 45
Выпишите из данного фрагмента слова, передающие движение души

лирического героя.

К Чаадаеву.

Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

ЗАДАНИЕ 4 СТР. 45Выпишите из данного фрагмента слова, передающие движение души лирического героя. К Чаадаеву.…Но в нас

Слайд 22Укажите эпитеты.
К Чаадаеву.

Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою

душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Укажите эпитеты.К Чаадаеву.…Но в нас горит еще желанье;Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье.Мы ждем с томленьем

Слайд 23Укажите эпитеты.
К Чаадаеву.

Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою

душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Укажите эпитеты.К Чаадаеву.…Но в нас горит еще желанье;Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье.Мы ждем с томленьем

Слайд 24Укажите метафоры и сравнения.
К Чаадаеву.

Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом

власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Укажите метафоры и сравнения.К Чаадаеву.…Но в нас горит еще желанье;Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье.Мы ждем

Слайд 25Укажите метафоры и сравнения.
К Чаадаеву.

Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом

власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Укажите метафоры и сравнения.К Чаадаеву.…Но в нас горит еще желанье;Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье.Мы ждем

Слайд 26
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный

труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Задания урока 24, стр. 46 №1- 4 …………

Задание урока 24, стр. 46 №5:
Какие настроения, господствовавшие в общественной жизни, нашли отражение в стихотворении А.с. Пушкина?

… Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье. Несчастью верная

Слайд 27Домашнее задание:

Выучить наизусть и читать выразительно балладу А.С. Пушкина «Песнь о

вещем Олеге».
Домашнее задание:Выучить наизусть и читать выразительно балладу А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть