Презентация, доклад по литературе на тему Россия в творчестве А.Блока (11 класс)

Эволюция темы РодиныТы и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю – и за дремотой тайна,И в тайне – ты почиешь, Русь.

Слайд 1Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь —

и жизнь и смерть, счастье или погибель» — писал поэт Станиславскому в декабре 1908 г.

Родина, Россия в творчестве А.Блока

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — и жизнь и смерть, счастье или

Слайд 2Эволюция темы Родины
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю –

и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.
(«Русь» 1906).
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
(«Россия» 1908).
О, Русь моя! Жена моя!
(«На поле Куликовом» 1908).
…Да , и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
(«Грешить бесстыдно, непробудно»1914).
Там прикинешься ты богомольной,
Там старушкой прикинешься ты,
Глас молитвенный, звон колокольный…
За крестами – кресты, да кресты…
(«Новая Америка» 1913).
Эволюция темы РодиныТы и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю – и за дремотой тайна,И в тайне

Слайд 3Россия А.Блока
Что же такое для Блока была Россия?
Какой мы видим

Россию в циклах «Родина» и «На поле Куликовом»?

 Цикл “На поле Куликовом” открывается стихотворением “Река раскинулась”. Здесь родина для Блока — буйная, хаотическая, хмельная; ее путь “в тоске безбрежной”. В стихотворении “На поле Куликовом” небесная Возлюбленная охраняет спящих воинов:

Россия А.БлокаЧто же такое для Блока была Россия? Какой мы видим Россию в циклах «Родина» и «На

Слайд 4
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся

воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
1914
О, я хочу безумно жить:Всё сущее – увековечить,Безличное – вочеловечить,Несбывшееся воплотить!Пусть душит жизни сон тяжёлый,Пусть задыхаюсь

Слайд 5 «Россия» А.Блок


Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

«Россия» А.Блок     Россия, нищая Россия,Мне избы серые

Слайд 6А.Блок. ...Кто поймет, измерит оком, Что за этой...

А.Блок. ...Кто поймет, измерит оком, Что за этой...

Слайд 7Цикл «На поле Куликовом»
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…


Образ

степной кобылицы – символ веры в будущее.
Цикл «На поле Куликовом»Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль…  Образ степной кобылицы – символ веры в

Слайд 8«На поле Куликовом»
Битва на Куликовом поле, произошедшая 8 сентября 1380 года

между войском золотоордынского хана Мамая и ратью московского великого князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, закончилась решительной победой русских и сыграла важную роль в освобождении Руси от монголо-татарского ига. По утверждению Блока, Куликовская битва принадлежала к «символическим событиям русской истории», которым «суждено возвращение».
«На поле Куликовом»Битва на Куликовом поле, произошедшая 8 сентября 1380 года между войском золотоордынского хана Мамая и

Слайд 9«На поле Куликовом»

«На поле Куликовом»

Слайд 10На поле Куликовом

На поле Куликовом

Слайд 11СКИФЫ
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый,

как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

30 января 1918 года

СКИФЫО, старый мир! Пока ты не погиб,Пока томишься мукой сладкой,Остановись, премудрый, как Эдип,Пред Сфинксом с древнею загадкой!Россия

Слайд 12 СКИФЫ
Но

сами мы - отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!...

В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
СКИФЫ Но сами мы - отныне вам не

Слайд 13Пафос «Скифов»
В «Скифах»Блок утверждает, что к России нужно относиться с уважением

и почитанием, иначе – может разразиться мировая катастрофа. 
Блок уверен, если на Россию пойдут с агрессией, то она даст отпор. Россия мощна и сильна, в ней много от «азиатской рожи», много дикой необузданности и разгула: «Мы обернёмся к вам Своею азиатской рожей!». Поэтому чем закончится схватка, не знает никто:      А если нет - нам нечего терять,      И нам доступно вероломство!      Века, века вас будет проклинать      Больное позднее потомство! 
Пафос «Скифов» - поэт призывает «старый мир» к примирению и объединению. В этом ему может помочь Россия. В противном же случае наша страна может обернуться своей дикой, необузданной - «азиатской» - стороной, и тогда катастрофа неминуема.
Пафос «Скифов»В «Скифах»Блок утверждает, что к России нужно относиться с уважением и почитанием, иначе – может разразиться

Слайд 14Как изображена, погибшая девушка?
В каких образах предстает мир, окружающий героиню?
Какие эпитеты

раскрывают отношение мира к героине?
Почему к слову «тоска» Блок подбирает эпитеты «дорожная, железная»?
Как система контрастов выражает парадоксальность устройства мира?
С какой целью в стихотворении дважды повторено слово «скользнул»?
Почему юность героини названа «бесполезной»?
Какой смысл приобретает слово «больно» в последней строке?
Почему это стихотворение Блок включил в цикл «Родина»?

«На железной дороге»

Как изображена, погибшая девушка?В каких образах предстает мир, окружающий героиню?Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине?Почему к

Слайд 15Опорный конспект «На железной дороге»

Опорный конспект  «На железной дороге»

Слайд 16 «На железной дороге»
В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако

о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена ее жизни. Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и одухотворенность героини («красивая и молодая», «нежней румянец, круче локон»). О погибшей говорится – «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя определенно-личные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения она. Отсутствие подлежащего сокращает дистанцию между поэтом и его героиней, создает ощущение, что она предельно близка и дорога ему. Иначе изображен окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие мира подчеркнуто метонимией «Вагоны шли привычной линией... Молчали желтые и синие» и пропуском подлежащего, который в этом случае играет совершенно иную роль («В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами...»).

ОПИСАНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА

«На железной дороге»В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва,

Слайд 17
Презентацию приготовила
Учитель русского языка и литературы
Чепкасова Л.И.
06.11.11г.

Презентацию приготовилаУчитель русского языка и литературыЧепкасова Л.И.06.11.11г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть