Слайд 1Роман
«Преступление и наказание»
Федор Михайлович
Достоевский
Слайд 2
I часть
Петербург Достоевского
Мрачные нравственные стороны прежнего порядка- эгоизм, цинизм, рабство, разъединение,
продажничество - не только не отошли с уничтожением крепостнического быта, но как бы усилились, развились и умножились.
Ф. Достоевский «Дневник писателя»
Слайд 3“Каюсь, грешен, не люблю”, - Ф.М.Достоевский.
Слайд 4Достоевский сменил много квартир в Петербурге, и почти все они были
в угловых домах. В таких домах писатель обычно поселял и героев своих произведений. Никакого объяснения этому предпочтению Фёдор Михайлович не оставил, хотя был верен любви своей к угловым домам .
Слайд 5В 60-х годах XIX века пятиэтажные дома в Петербурге, как правило,
предназначались для среднего, малоимущего люда – это так называемые доходные дома (богачи в них не селились).
Слайд 6Петербург Достоевского
ПЕЙЗАЖИ
ИНТЕРЬЕР
СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
Слайд 7В Столярном переулке находится 16 домов (по 8 с каждой стороны
улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений...
Слайд 8«Дом Раскольникова»
Средняя Мещанская,
угол Столярного переулка №19/3
«Дом Сони Мармеладовой»
Екатерининский канал
(ныне канал
Грибоедова),
угол Малой Мещанской №73/2
( ныне Казначейская)
Слайд 10ПЕЙЗАЖ:
- часть 1, глава 1, 2 («отвратительный и грустный колорит»
городского дня);
- часть 2, глава 6 (вечерний Петербург);
- часть 5, глава 5 (вид из окна комнаты Раскольникова)
Слайд 11ОПИСАНИЯ- ИНТЕРЬЕРЫ:
- часть1 глава 3 – каморка Раскольникова
- часть1
глава 2 и часть 2 глава 7 –комната Мармаледовых
- часть 4 глава 4 – комната – сарай Сони
- часть 1 глава 2 – описание кабака
Слайд 13СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ:
- Часть 1, глава 1 (пьяный в телеге);
- Часть 2, глава 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние);
- Часть 2, глава 6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно - увеселительного» заведения);
- Часть 2, глава 6 (сцена на -ском мосту);
- Часть 5, глава 5 (смерть Катерины Ивановны)
Слайд 15Николаевский мост
Шарманщик и толпа женщин
Катерина Ивановна
Слайд 16 Таким образом, пейзажные картины Петербурга, интерьеры «углов» и встречи на улицах
создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит его, давит, создает атмосферу безысходности.
От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург не просто фон, на котором развиваются действия романа “Преступление и наказание”, а главный герой, который провоцирует Раскольникова на преступление, объясняет его двойничество, помогает понять Мармеладова, Соню, Свидригайлова и других персонажей.
Кроме этого, можно заметить, что Петербург у Ф.М. Достоевского – это город – гигант, поражающий своими контрастами, где соседствуют роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины и трущобы, глухие дворы, доходные дома, теснота, грязь и вонь. Этому помогает и цветопись, Достоевский использует желтый, черный, серый цвета, помогающие показать нищету и безнадежность существования людей.
Слайд 17II часть
Название.
Особенности композиции, сюжета.
Слайд 18Название – антонимы
Место действия в романе – город (камень) и
лишь в эпилоге появляется земля (зелень, река, простор). Для Достоевского почва – это народная вера, от которой оторвался, отшатнулся современный интеллигент, образованный европейский русский человек.
Система двойников в романе.
Раскольников – смысл фамилии (раскол, раскольничество).
Напряженный сюжет (идея рождает действие).
В композиции романа, как и во всех романах Достоевского, обязательно есть эпизод – все вместе. Здесь это поминки, где раскрываются характеры и развязываются сюжетные линии.
Действие романа - в настоящем, все происходит ВДРУГ. Это слово 560 раз встречается в романе.
Прием предсказания (разговор в трактире между студентом и офицером, сон).
Символика предметов – топор, крест.
Реминисценции в романе (смерть старухи, удар плетью и т.п.).
Сакральный смысл чисел (4, 7, 11).
Открытый эпилог (сон о будущем).
Слайд 19III часть
Человек в изображении Ф.М. Достоевского
1. Униженные и оскорбленные в романе.
«Человек
есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Ф.М. Достоевский в письме брату
16 августа 1839 года
Слайд 22 Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие,
наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.
- Как Мармеладов появляется в романе? (I, 2)
- Какое впечатление вызывает у окружающих?
- Как видит его Раскольников?
- Внешность Мармеладова.
- Речь Мармеладова.
- Рассказ Мармеладова о своей семье.
- Судьба Сонечки. Каковы главные черты характера Сони?
- Как появляется в романе Катерина Ивановна? (I, 2)
- Рассказ о ее судьбе (прошлое).
- Внешность Катерины Ивановны.
- Дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны. (II, 7; V, 5)
- Кто виноват в судьбе героев?
Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала-а-сь!»
Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони.
Слайд 23Семья Раскольниковых
- Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма? (I, 3)
-
Отношения между членами семьи.
- Рассказ о матери Раскольникова.
- Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.
Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?
- Какие чувства и мысли появляются у Раскольникова после получения письма из дому?
Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.
Слайд 24 Дети в романе
Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?
На краю
пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?
Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников? (I, 4)
Вывод. Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?
Слайд 252. Идея и преступление Раскольникова.
«Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления»
В. Шкловский
Слайд 261. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она
помогает понять характер главного героя?
2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?
3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?
Слайд 271. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них
можно считать основной?
Причины, побудившие Раскольникова к убийству:
Внешние:
идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;
идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;
судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
Внутренние:
состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.
2. Проследите путь Раскольникова к преступлению.
а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;
б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;
в) разговор студента и офицера в распивочной;
г) теория о «двух разрядах»;
д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);
е) мысль героя — решиться хоть на что-нибудь;
ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести».
Слайд 28Понаблюдайте за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
Слайд 291. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова
о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?
Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».
Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».
Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.
2. Почему Раскольников совершает два убийства?
3. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?
Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, — вошь, «тварь дрожащая».
Слайд 303. Двойники в романе.
«Плуты и подлецы они»
Слайд 31 В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои,
которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом. Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов?
Старуха-процентщица Алена Ивановна. Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?
Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?
Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
Можем лм мы назвать ее «двойником» Раскольникова?
Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.
Слайд 33Петр Петрович Лужин. В связи с чем появляется он в романе?
Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
Почему
появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем?
Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
Почему Лужин боится полиции?
Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» — связана с теорией Раскольникова?
Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.
Слайд 35Аркадий Иванович Свидригайлов.В чем сложность и противоречивость этого образа?
Почему появление в романе Свидригайлова связано
с Лужиным?
В чем особенность появления Свидригайлова?
Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?
Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?
Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)
Зачем дано прошлое героя, как меняется он?
Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?
Почему так описана сцена самоубийства (VI - 7)?
Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?
Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
Слайд 374. Значение образа Сони Мармеладовой.
«Вечная Сонечка»
Слайд 381. Первое упоминание о Соне Мармеладовой (I, 2).
2. Смысл имени (София
– премудрость).
3. Символика чисел.
4. Евангельские реминисценции и мотивы (Капернаум – Мария из Магдалы (близ Капернаума) идет за Христом на Голгофу (Соня – за Раскольниковым на каторгу, обе блудницы), чтение Евангелия, воскрешение Лазаря. Три дороги: самоубийство, безумие, разврат.
5. Соня – колодец (или ты пользуешься Соней – колодцем, или перешагиваешь через предрассудки и решаешься на кровь).
6. Первое появление Сони (несоответствие внешнего и внутреннего – лица, взгляда).
7. Приход Сони к Раскольникову.
Слайд 40 Анализ первого разговора Сони и Раскольникова
(IV, 4)
Раскольников, выбрав Соню, считая, что
у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?
Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.
Раскольников — Соне:
Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
«А с вами что будет?»
«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
«А коли вы теперь заболеете».
«Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
«С Полечкой, наверно, то же самое будет».
Результат этого мучительного разговора: Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.
В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?
Слайд 41 Анализ второго разговора Сони и Раскольникова
(V, 4)
Во второй раз Раскольников приходит к Соне,
чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.
Раскольников начинает с проверки своей теории:
Раскольников — Соне Соня — Раскольникову
«Кого убить: Лужина или «И кто меня тут судьей поставил?»
Катерину Ивановну»? «Ох, как вы мучаетесь!»
«Зачем только тебя-то я пришел мучить?» «Нет тебя несчастнее никого»
Признание.
Результат — слова Раскольникова: «Все вздор», но в то же время: «Я в каторгу-то, может, и не хочу». Идет по совету Сони на перекресток, почему его обсмеяли, почему не получилось покаяться?
Задание: Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.
Слайд 425. Раскольников и Порфирий Петрович.
«Солгал то он бесподобно а натуру то
не сумел рассчитать»
Слайд 43 Анализ диалогов Порфирия Петровича и Раскольникова
(III, 5; IV, 5; VI, 1)
Первая
встреча. Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали». Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения». Враждебное отношение ПП не служебное, а идейное.
Вторая встреча. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок — борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен. Быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь, ему важно победить Раскольникова идеологически.
Третья встреча. Раскольников уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» — следователь отвечает: «Как кто убил?.. да вы убили. Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной». Роль появления Миколки.
Слайд 45Сны и видения Раскольникова как способ раскрытия характера героя
Первый сон: I,
5
Полусон: I, 6
Сон - явь: II, 2
Второй сон: III, 6
Третий сон: эпилог
Слайд 46Наказание Раскольникова
1. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника.
Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?
2. Почему, на ваш взгляд Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?
Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него. Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми — матерью и сестрой Дунечкой.
Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным и безысходным страданиям, к духовной смерти.
Слайд 47«Их воскресила любовь»
1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? Почему он
так тяжело переносит каторгу?
2. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучит ее?
3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?
4. Как Раскольников помог Соне?
5. Почему каторжане ненавидят Раскольникова?
6. Почему он не раскаивается в своем преступлении?
7. Какую роль эпилогу отводит автор?
Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению. В героине поражают убежденность в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им. Видя терзания Раскольникова, сочувствуя ему всем сердцем, она, робкая и тихая, советует Раскольникову принять страдание в «искупить себя им».
В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идет по нарастающей.
Слайд 48Темы сочинений по творчеству Ф.М. Достоевского
1. Ради чего стоит жить?
2. Какие
человеческие качества для Вас наиболее ценны?
3. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин).
4. "Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский).
5. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).
6. «Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков).
«Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский).
8. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).
9. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).
10. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).
11. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).
12. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский).
13. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).